Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела КЗ;
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ;
специалиста 1 разряда отдела КЗ,
в присутствии:
представителя ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы", по доверенности,
представителя ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы", по доверенности,
представителя ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы", по доверенности,
представителя ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы", по доверенности,
представителя ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы", по доверенности,
директора ООО "Афло-центр",
представителя ООО "Афло-центр", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Афло-центр" на действия ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы",
У С Т А Н О В И Л А:
11.10.2018 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Афло-центр" (далее - Заявитель) на действия ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению профилактического и периодического медицинских осмотров сотрудников (реестровый номер извещения 0740100000118000140).
Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлены избыточные требования к участникам закупки, которые не связаны с закупаемыми услугами.
Жалоба на положения документации о закупке поступила до окончания регламентированного срока окончания подачи заявок.
В соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в ходе рассмотрения жалобы проводится внеплановая проверка.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по данному размещению закупки, а также письменные пояснения по существу жалобы. Рассмотрение жалобы, назначенное на 18 октября 2018 года, переносилось на 22 октября 2018 года.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что закупаемые услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат лицензированию. Ссылается на ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, указывая, что не допускается установление в документации требований к участникам закупки, за исключением случая, если возможность установления таких требований предусмотрена законом. Отмечает, что лицензия является специальным разрешением, дающим право оказывать те или иные, подлежащие лицензированию, услуги либо выполнять определенную в лицензии деятельность. Пунктом 1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг. Во исполнение такой обязанности, Заказчиком в документации о закупке установлены требования о наличии у участников лицензии на право осуществления следующих видов медицинской деятельности: проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических); медицинских осмотров профилактических; экспертизы профессиональной пригодности; на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: бактериологии, лабораторной диагностике, рентгенологии, функциональной диагностике, сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии, бактериологии, дерматовенерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, профпатологии, психиатрии, психиатрии-наркологии, рентгенологии, стоматологии терапевтической, терапии, ультразвуковой диагностике, фтизиатрии, хирургии. Документацией предусмотрена возможность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков по виду деятельности "бактериология" с приложением в составе заявки договора с субподрядчиком и соответствующей лицензии, выданной субподрядчику. Такие требования установлены в целях гарантии качества оказываемых услуг. Считает доводы Заявителя необоснованными, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В ходе заседания Комиссии Кировского УФАС России представители сторон поддержали доводы, изложенные письменно.
Заслушав доводы Заявителя и Заказчика, исследовав документацию о закупке, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
08.10.2018 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Предмет закупки - оказание услуг по проведению профилактического и периодического медицинских осмотров сотрудников (реестровый номер извещения 0740100000118000140). Начальная (максимальная) цена контракта 871195 (восемьсот семьдесят одна тысяча сто девяносто пять) руб. 80 коп.
В соответствии с ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с приложением к "Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291, к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, отнесены работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам профилактическим, экспертизе профессиональной пригодности.
В соответствии с п.9 извещения о проведении открытого конкурса (реестровый номер извещения 0740100000118000140) к участникам закупки во исполнение п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены единые требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и определен исчерпывающий перечень документов (или копий документов), которые должны быть представлены участниками открытого конкурса:
- лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В перечень услуг, оказываемых в составе лицензируемого вида деятельности, должны входить услуги на проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических); медицинских осмотров профилактических; экспертизы профессиональной пригодности; на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: бактериологии, лабораторной диагностике, рентгенологии, функциональной диагностике, сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии, бактериологии, дерматовенерологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, профпатологии, психиатрии, психиатрии-наркологии, рентгенологии, стоматологии терапевтической, терапии, ультразвуковой диагностике, фтизиатрии, хирургии.
Объектом рассматриваемой закупки являются услуги по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических), медицинских осмотров профилактических, экспертизы профессиональной пригодности.
Следует отметить, что в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 разъяснено, что если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Для проведения медицинских осмотров, являющихся объектом закупки, достаточно лицензии на проведение медицинских осмотров. Не требуется наличия лицензии на каждый вид медицинских услуг, что подтверждается, в том числе судебной практикой (решение по делу А28-4000/2018).
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии лицензии на право выполнения работ (услуг), не являющихся объектом закупки, нарушают ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба Заявителя является обоснованной.
Устранение допущенного нарушения возможно путем выдачи предписания.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Афло-центр" на действия ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению профилактического и периодического медицинских осмотров сотрудников (реестровый номер извещения 0740100000118000140), в связи с нарушением ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Кировского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Заместитель председатель комиссии
Члены комиссии
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление по Кировской области
г. Киров обл.
22 октября 2018 г.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 474/03-18-з
об устранении нарушений
Закона о контрактной системе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России,
специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России,
на основании решения по делу N 474/03-18-з от 22.10.2018 г. о нарушении Заказчиком - ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы" ч.6 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению профилактического и периодического медицинских осмотров сотрудников (реестровый номер извещения 0740100000118000140),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Вятские Увалы" в срок до 09.11.2018 г.:
- внести изменения в документацию о закупке с реестровым номером извещения 0740100000118000140 с учетом позиции Кировского УФАС России, изложенной в решении от 22.10.2018 г. N474/03-18-з;
- завершить проведение закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Информацию об исполнении предписания направить в адрес Кировского УФАС России в недельный срок со дня его исполнения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 октября 2018 г. N 474/03-18-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018