Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Членов комиссии: Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон по делу, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асфальт ДВ" (ИНН 6501277043) (далее - Заявитель, общество) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Централизованная система обслуживания" (ИНН 6513003713) (далее - заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка оргтехники" (извещение N 0861300006418000054) (далее - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
17.10.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия заказчика нарушившего положения статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно в техническом задании заказчиком установлены показатели к товару, которым соответствует товар только одного производителя.
Уведомлением-требованием от 19.10.2018 N 05-4642 рассмотрение жалобы по существу назначено на 23.10.2018 15 часов 15 минут.
Стороны на заседание Комиссии не явились, явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу извещены надлежащим образом.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
08.10.2018 10:51 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Поставка оргтехники" (извещение N 0861300006418000054).
Начальная (максимальная) цена контракта - 518 926 руб. 34 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 17.10.2018 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информации о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной максимальной цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно техническому заданию заказчику необходимо поставить оборудование по объекту: "Поставка оргтехники", при этом значения таких показателей установлены минимальные и максимальные значения.
Комиссия, проанализировав Техническое задание, не установила нарушений правил описание объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе, при этом исходит из следующего.
Доводы Заявителя сводятся к тому, что Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку, по мнению общества, показатели "МФУ (принтер/сканер/копир/факс)" соответствует только одному производителю Hewlett-Packard, показатели внешнего жесткого диска указывают на единственную модель "АС630" фирмы Apacer.
Однако Заявитель не представил доказательств того, каким образом описание объекта закупки ограничило участие общества в электронном аукционе.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку оборудования, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе.
Кроме этого Комиссией учитывается, что на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, которые признаны соответствующие требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе. Более того, ни одного участника закупки не отклонили, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции со стороны заказчика. При этом стоит отметить, что снижением начальной максимальной цены контракта составило 21.93%.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, которые нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалобы на действия заказчика должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
При этом в части 9 вышеуказанной нормы указано, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующие об ограничении количества участников, либо нарушающих прав заявителя, как участника закупки.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асфальт ДВ" (ИНН 6501277043) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Централизованная система обслуживания" (ИНН 6513003713) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка оргтехники" (извещение N 0861300006418000054) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 октября 2018 г. N 390/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018