Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "МОНОЛИТСТРОЙМОНТАЖ" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству пристройки к зданию МБДОУ Детский сад N52 г.Владикавказ, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000318002405) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
15 октября 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МОНОЛИТСТРОЙМОНТАЖ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в плане-графике в описании объекта закупки указан код ОКПД2 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)". Заявитель указывает на то, что данный код исключен из классификатора с 1 января 2017 года - Изменение 13/2016 ОКПД2, утвержденное Приказом Росстандарта от 28.09.2016 года N1237-ст. По мнению Заявителя, указание кода ОКПД2, исключенного из классификатора нарушает требования 44-ФЗ и вводит участников закупки в заблуждение.
Также, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в пункте 25 Информационной карты Аукционной документации Заказчиком указана ссылка на пункт 5.3 Аукционной документации, который в свою очередь Аукционная документация не содержит.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что локальной сметой N02-01-08 предусмотрены работы по монтажу пожарных извещателей и системы оповещения. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, при этом в Аукционной документации и Извещении о проведении Аукциона Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в то время как в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Помимо вышеописанного, Заявитель указывает на некоторые пункты Технического задания Аукционной документации, которые по его мнению нарушают требования Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ), а именно:
- пункты 22 и 113 ТЗ "Арматурная сталь". Класс в зависимости от механических свойств должен быть A-I (А240), A-II (А300) и А-III (А400). Номинальный диаметр стержня: требуется 16 и менее, профиль стали периодический и\или гладкий. Соответствие требованиям государственных стандартов ГОСТ 5781-82. Согласно п. 1.2 ГОСТ 5781-82 Арматурную сталь класса А-I (А240) изготовляют гладкой, классов А-II (А300), А-III (А400), А-IV (А600), А-V (А800) и А-VI (А1000) - периодического профиля. Согласно требованию ТЗ класс в зависимости от механических свойств должен быть A-I (А240), A-II (А300) и А-III (А400), что по мнению Заявителя говорит о том, что участник обязан предоставить все три значения показателя, при этом также в техническом задании указано, что профиль стали периодический и\или гладкий, что говорит о том, что участник может указать, как гладкий или периодический или гладкий и периодический, что уже вводит участников закупки в заблуждении, поскольку сталь класса А-I (А240) не может изготавливаться из периодического профиля, также как и сталь классов A-II (А300) и А-III (А400) - гладкой. Таким обрахом участник не может предоставить одно из указанных значений периодический и\или гладкий, поскольку оно будет противоречить требованиям ГОСТ.
- пункт 49 ТЗ "Умывальник". Материал изготовления - умывальник фарфоровый, полуфарфоровый или фаянсовый, размеры (LxBxH) 550х450х150 мм, при этом пунктом 12 локальной сметы N02-01-03 предусмотрена установка умывальников полуфарфоровых и фарфоровых, размером 450х330х150мм. Таким образом, требования, установленные Заказчиком в ТЗ противоречат сметной документации.
- пункт 111 ТЗ "Гвозди строительные". Диаметр стержня (условный диаметр стержня) d в диапазоне 1,2-2,0. Длина гвоздя l 25, 32, 50\ 20, 40 мм. Сечение гвоздя должно быть круглое. По мнению Заявителя ГОСТ 4028-63 не содержит в себе такой показатель как сечение гвоздя и его значение "круглым". ГОСТ 4028-63 предусматривает такой тип гвоздей как гвозди круглые. Согласно пункту 2 ГОСТ 4028-63 конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на чертежах 2-4 и в таблице 2 ГОСТа. Согласно таблице 2 условный диаметр стержня круглого гвоздя начинается со значения 1,8 мм. При этом в ТЗ Заказчиком установлено требование: диаметр стержня (условный диаметр стержня) d в диапазоне 1,2-2,0, что по мнению Заявителя противоречит требованиям ГОСТ 4028-63.
В объяснении по существу жалобы ГКУ "УКС РСО-Алания" указало, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N99, при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, необходимо установление дополнительного требования к участникам закупки в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, изменением 13/2016 ОКПД2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принято и введено в действие Приказом Госстандарта от 28.09.2016 года N1237-ст) код ОКПД2 41.20.40.000 аннулирован, взамен исключенному коду введен в действие шестизначный код ОКПД2 41.20.40 соответствующий предмету закупок и подпадающий под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N99.
Также, ГКУ "УКС РСО-Алания" указало, что в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. Заказчику требуется выполнить весь комплекс строительно-монтажных работ и установление Заказчиком требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются его обязанностью.
Касаемо пунктов ТЗ ГКУ "УКС РСО-Алания" пояснило следующее:
- пункты 22 и 113 ТЗ "Арматурная сталь". Класс в зависимости от механических свойств бывает A-I (А240), А-П (АЗОО) и А-Ш (А400).
Профиль стали может быть периодический (А-II (АЗОО) и А-III (А400)) и гладкий (А-I (А240)), что соответствует требованиям государственных стандартов ГОСТ 5781-82. Кроме того, согласно инструкции в случае отсутствия согласно нормативной и/или технической документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "не нормируется" или указать "отсутствует" либо любым иным образом обозначить в заявке, что показатель не применяется к данному товару.
- пункт 49 ТЗ "Умывальник". По своим техническим характеристикам фаянсовый умывальник является улучшенным но сравнению с фарфоровый и полуфарфоровый. Таким образом, статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, на основании которого при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках определенных для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Таким образом, предложение участником размещения заказа товара с лучшими характеристиками отвечает целям эффективного использования бюджетных средств, если оно полностью отвечает целям Заказчика Кроме того указание в Аукционной документации основных параметров и технических характеристик не препятствует участникам размещения заказа предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или улучшенные технические характеристики и соответствующий потребностям Заказчика.
- пункт 111 ТЗ "Гвозди строительные". В соответствии с требованиями пункта 1.1. ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия" Гвозди изготовляют:
- круглого сечения - из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия по ГОСТ 3282 или из проволоки по нормативно-технической документации (НТД);
Фасонного сечения - из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия по НТД.
В соответствии с требованиями государственных стандартов ГОСТ 4028-63:
Таблица 1
Таблица 2
По мнению Заказчика, таким образом диаметр стержня (условный диаметр стержня) d в диапазоне 1,2-2,0 при длине гвоздя 1 25, 32, 50\ 20, 40 мм допустим.
На основании изложенного ГКУ "УКС РСО-Алания" считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
25 сентября 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение N0310200000318002405 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству пристройки к зданию МБДОУ Детский сад N52 г.Владикавказ, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 25.09.2018 года начальником ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Аукционная документация).
В извещении и Документации об электронном аукционе установлен код закупки - ОКПД2 41.20.40.000.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) код ОКПД2 41.20.40.000 является подкатегорией вида 41.20.40. Данный вид включает в себя работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы но строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий). Предметом Аукциона в рассматриваемом случае является строительство детского сада.
Во всем классификаторе кода для обозначения строительства зданий не имеется. В Единой информационной системе существует внутренний Справочник кодов ОКПД, которым согласно Руководству пользователей подсистемы размещения информации о закупках (версии 7.5) необходимо пользоваться при формировании информации об объекте закупки в извещении о закупке.
Указанный Справочник содержит код ОКПД2 41.20.40.000 и, кроме того, необходимо минимизировать коды до подкатегории (например - 41.20.40.000, 41.20.40.100, 41.20.40.200 и т.д.). Установить вид (например - 41.20.40, 41.11.10, 42.11.20 и т.д.) не представляется возможным. Устанавливая в извещении о проведении электронного аукциона код ОКПД2 41.20.40.000 заказчик старался выполнить условия по размещению информации о закупке в Единой информационной системе, максимально точно соотнести предмет закупки с классификатором продукции по видам экономической деятельности.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как указано в пункте 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчику предписано при осуществлении закупки устанавливать требования к участникам закупки, а именно требование о соответствии таких участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определены виды деятельности, которые подлежат лицензированию.
Таким образом, в случае, если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, то заказчик обязан установить к участнику закупки требование о предоставлении в составе подаваемой им заявки на участие в такой закупке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав строительных работ, в связи с чем Заказчик не обязан был устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Пункт 6.3.6 Аукционной документации содержит Инструкцию по заполнению заявки.
Согласно указанной Инструкции, первая часть заявки должна быть подготовлена в соответствии с разделом "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ".
При этом, согласно Требований к товарам, применяемым при выполнении работ, в ходе исполнения контракта необходимо использовать, помимо прочего:
- арматурную сталь, класс в зависимости от механических свойств должен быть A-I (А240), А-П (А300) и А-Ш (А400). Номинальный диаметр стержня: требуется 16 и менее, профиль стали периодический и /или гладкий. При этом, согласно Инструкции, в случае отсутствия согласно нормативной и/или технической документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "не нормируется" или указать "отсутствует" либо любым иным образом обозначить в заявке, что показатель не применяется к данному товару.
- умывальники, материал изготовления - фарфоровый. Согласно Инструкции, первая часть заявки должна быть подготовлена в соответствии с разделом "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ", а смета, являющаяся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и проектная документация не содержат требований к товарам;
- гвозди строительные, диаметр стержня (условный диаметр стержня) d в диапазоне 1,2-2,0. Длина гвоздя l 25, 32, 50\ 20, 40 мм. Сечение гвоздя должно быть круглое. Указанные требования к гвоздям соответствуют требованиям ГОСТ 3282 и ГОСТ 4028-63.
Таким образом, анализ Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "МОНОЛИТСТРОЙМОНТАЖ" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству пристройки к зданию МБДОУ Детский сад N52 г.Владикавказ, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000318002405).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 октября 2018 г. N А275-10/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2018