Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
при участии представителей:
Администрации поселения Московский: И.О. Чистякова (по доверенности от 08.10.2018 N03-01-13-1364/18), Н.С. Сафоновой (по доверенности от 07.06.2018 N03-03-13-791/18),
ООО "Авангард-Строй": Н.А. Матвеева (по доверенности от 09.07.2018 N5),
рассмотрев жалобу ООО "Авангард-Строй" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту здания детской юношеской спортивной школы, расположенной по адресу: г. Москва, г. Московский, мкр. 1, д. 41а (Закупка N 0148300014518000061) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
Заявитель обжалует неправомерный отказ в допуске к участию в Аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.10.2018 NТФ/50479/18, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.10.2018 N0148300014518000061-1, Заявителю (заявка N198) отказано в допуске к участию в аукционе на следующем основании: "На основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. На основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (на основании пункта 1 и пункта 2 части 4 статьи 67 Закона в связи с предоставлением недостоверной информации и в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации об электронном аукционе, а именно: - в отношении товара N2 "Мастика с добавками" участник закупки указал "Пластифицирующие добавки": "отсутствие", "Антисептические добавки": "отсутствие", "Гербицидные добавки": "отсутствие", что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе "Мастика с добавками" (п.2 ч.4 ст.67 Закона); - в отношении товара N46 "Провод силовой ПРТО" участник закупки указал "Тип провода": "с медными токопроводящими жилами нормальной гибкости, резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной противогнилостным составом, рассчитанный на постоянное напряжение большее, чем на переменное напряжение", "Номинальное напряжение переменного тока частотой 50 Гц, постоянного тока": "660 В", что является недостоверной информацией, так как участник закупки декларирует напряжение постоянного тока большее, чем переменного тока, при этом указывая одно значение напряжения (п.1 ч.4 ст.67 Закона); - в отношении товара N162 "Светильники светодиодные, тип 2" участник закупки указал "Размер лампы (длина х ширина)": "1290х197 мм", "Размер светильника (Длина х Ширина х Высота)": "1180х190х40 мм". Таким образом, лампа в светильнике превышает размер самого светильника, что является недостоверной информацией (п.2 ч.4 ст.67 Закона)".
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе установлены требования к товару п. 2 "Мастика с добавками, соответствие ГОСТ 2889": "Пластифицирующие добавки: отсутствие или наличие", "Антисептические добавки: отсутствие или наличие", "Гербицидные добавки: отсутствие или наличие".
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено следующее положение: "Использование союза "или" при перечислении характеристик товаров означает, что необходимо предоставить одно из указанных значений, перечисленных через данный союз".
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пп. "б", п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В составе первой части заявки Участник закупки выразил согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, указав характеристики используемого при выполнении работ товара п. 2 "Мастика с добавками, соответствие ГОСТ 2889": "Пластифицирующие добавки: отсутствие", "Антисептические добавки: отсутствие", "Гербицидные добавки: отсутствие".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что исходя из наименования товара п. 2 "Мастика с добавками" участнику необходимо было указать наличие каких-либо добавок, требуемых Заказчиком.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что значения по характеристикам товара п. 2 "Мастика с добавками, соответствие ГОСТ 2889" указаны в соответствии с положениями ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия", требование о соответствии которому установлено документацией об аукционе, согласно которым в качестве добавок также могут быть применены ПАВ (поверхностно-активные вещества), требование о наличии которых не предъявлено Заказчиком, и таким образом предложение Заявителя не противоречит положениям аукционной документации, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также ГОСТ 2889-80.
Вместе с тем представителем Заказчика не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что предложение Заявителя не соответствует положениям аукционной документации, в том числе ГОСТ 2889-80.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе по причине несоответствия значений характеристик товара п. 2 "Мастика с добавками, соответствие ГОСТ 2889", является неправомерным и содержит признаки нарушения положений ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления также установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ товарам:
-п. 46 "Провод силовой ПРТО": "Тип провода: с медными токопроводящими жилами нормальной гибкости, резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной противогнилостным составом, рассчитанный на постоянное напряжение большее, чем на переменное напряжение", "Номинальное напряжение переменного тока частотой 50 Гц, постоянного тока: не менее 660 В";
-п. 162 "Светильники светодиодные, тип 2, соответствие ГОСТ 14254": "Размеры лампы (длина*ширина): менее 1295*200 мм", "Размер светильника (Длина х Ширина х Высота): от 1170х180х38 мм".
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе также установлено положение: "Использование символа "," либо союза "и" при перечислении требований к параметрам и характеристикам товара означает, что данный товар должен обладать всеми перечисленными параметрами и характеристиками. В случае, если требование установлено к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам и т.п.) товара, указанным через знак "," либо союз "и", то участник закупки должен предложить значения всех показателей для каждой марки (типа, вида, отличительной характеристики и т.п.) товара. Допускается указывать одно значение, если оно соответствует всем маркам (типам, видам, отличительным характеристикам и т.п.)".
Вместе с тем в заявке участника закупки также представлены характеристики товаров:
-п. 46 "Провод силовой ПРТО": "Тип провода: с медными токопроводящими жилами нормальной гибкости, резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной противогнилостным составом, рассчитанный на постоянное напряжение большее, чем на переменное напряжение", "Номинальное напряжение переменного тока частотой 50 Гц, постоянного тока: 660 В", что, согласно пояснениям представителя Заказчика, не соответствует требованиям аукционной документации, в том числе положениям инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку участнику закупки необходимо было указать значения номинального напряжения как переменного тока частотой 50 Гц, так и постоянного тока, при этом постоянное напряжение должно быть больше, чем переменное напряжение;
-п. 162 "Светильники светодиодные, тип 2, соответствие ГОСТ 14254": "Размеры лампы (длина*ширина): 1290*197 мм", "Размер светильника (Длина х Ширина х Высота): 1180х190х40 мм", что, согласно пояснениям представителя Заказчика, является предоставлением недостоверной информации в отношении габаритных размеров лампы, которые превышают размер самого светильника.
Вместе с тем представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предложение участника закупки по п. 46 "Провод силовой ПРТО" соответствует требованиям аукционной документации и положениям инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также свидетельствующих о достоверности указанных характеристик товара п. 162 "Светильники светодиодные, тип 2, соответствие ГОСТ 14254" в части размера лампы, превышающего размер светильника, а также не представлены сведения производителей, свидетельствующих о том, что товар с представленными характеристиками может быть произведен и использован при выполнении работ в рамках исполнения контракта.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика в данной части имелись основания для отказа в допуске заявки Заявителя, и решение аукционной комиссии Заказчика, в части отказа в допуске Заявителю к участию в вышеуказанной закупке по причине несоответствия характеристик товаров п. 46 "Провод силовой ПРТО", п. 162 "Светильники светодиодные, тип 2, соответствие ГОСТ 14254" требованиям аукционной документации является правомерным.
Вместе с тем Комиссией Управления в результате проведения внеплановой проверки установлено, что требования к товару п. 46 "Провод силовой ПРТО", а также положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлены в нарушение требований п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку требование "Номинальное напряжение переменного тока частотой 50 Гц, постоянного тока: не менее 660 В" содержит одновременное указание на две характеристики товара "Номинальное напряжение переменного тока частотой 50 Гц" и "Номинальное напряжение постоянного тока" в рамках одного требуемого параметра, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению потребности Заказчика, в том числе с учетом наличия в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе требования "Если требования к минимальным значениям показателя в графе "Требуемое значение" указаны в виде числового значения, сопровождающегося уточняющими требованиями "не менее", "как минимум", участнику закупки необходимо указать значение показателя большее или равное установленному документацией об электронном аукционе".
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно довода жалобы параметр "Размеры лампы (длина*ширина): 1290*197 мм" не относится к используемому при выполнении работ товару п. 162 "Светильники светодиодные, тип 2, соответствие ГОСТ 14254", поскольку в светодиодных светильниках отсутствует лампа, а источником света являются отдельные светодиоды, располагаемые внутри корпуса самого светильника, что в свою очередь создает препятствие для корректного формирования заявки на участие в электронном аукционе, поскольку Заказчиком установлено требование к заведомо ложному параметру товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к параметру "Размеры лампы (длина*ширина): 1290*197 мм" товара п. 162 "Светильники светодиодные, тип 2, соответствие ГОСТ 14254" с учетом наличия требования по показателю "Размер светильника (Длина х Ширина х Высота): 1180х190х40 мм", являющимся основопологающей характеристикой светильника, а также затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами и нормативными документами установлено требование к размеру лампы. Кроме того, представителем Заказчика не представлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении производителями светодиодных светильников сведений в отношении размера лампы, установленной в такие светильники, в том числе свидетельствующие о наличии на рынке товаров светодиодного светильника с наличием лампы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований к товару п. 162 "Светильники светодиодные, тип 2, соответствие ГОСТ 14254", влекующих за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Авангард-Строй" на действия Администрации поселения Московский, аукционной комиссии Заказчика обоснованной в части неправомерного признания заявки несоответствующей требованиям аукционной документации по п. 2 "Мастика с добавками, соответствие ГОСТ 2889".
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: С.И. Казарин
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
А.А. Кутейников
Исп. Кутейников А.А., тел.: 8 (495) 784-75-05 (доб. 077-162)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 октября 2018 г. N 2-57-13163/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018