Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЦАО": А.А. Коготкова, доверенность N64 от 18.10.2018,
АО "Страховая компания "Стерх": О.А. Топорковой, доверенность N266 от 18.05.2018,О.Н. Аммосовой, доверенность N266/7 от 18.10.2018,
рассмотрев жалобу АО "Страховая компания "Стерх" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЦАО" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с оформлением полисов ДСАГО на технику ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" в 2019 году (Закупка N 0373200081218001123) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/49602/18 от 16.10.2018, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявки Заявителя по показателю "Срок выплаты (дней) по страховому случаю" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 09.10.2018 NПРО1 заявке Заявителя по показателю "Срок выплаты (дней) по страховому случаю" присвоено 0 баллов.
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные ст.51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Установлено, что в конкурсной документации к порядку оценки заявок Заказчиком установлено следующее положение:
- показатель "Срок выплаты (дней) по страховому случаю": Коэффициент значимости (КЗ) =0.5. Максимальная оценка по показателю -100.0 баллов. Содержание: Лучшим предложением признается предложение Участника закупки с наименьшим сроком выплаты (дней) по страховому случаю. В случае если участник не представил сведений о сроке выплаты (дней), то по данному показателю присуждается 0 баллов. Баллы по показателю начисляются в следующем порядке:
- До 5 (включительно) календарных дней - 100 баллов
-От 6 до 10 (включительно) календарных дней - 50 баллов
-От 11 до 30 (включительно) календарных дней - 20 баллов.
-От 31 календарного дня - 0 баллов.
Порядок оценки:
Порядок начисления баллов:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ х Ki , где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - значение, присуждаемое участнику.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в заявке Заявителя по показателю "Срок выплаты (дней) по страховому случаю" указано "5 дней".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при оценке заявки АО "Страховая компания "Стерх" по показателю "Срок выплаты (дней) по страховому случаю" присвоено 0 баллов, поскольку в заявке Заявителя указано, что срок выплаты по страховому случаю составляет 5 дней после предоставления всех необходимых документов, однако какие именно документы требуется предоставить для выплаты по страховому случаю в заявке не указано, что, по мнению конкурсной комиссии Заказчика не является надлежащим предоставлением сведений о сроке выплаты, ввиду чего заявке Заявителя присвоено 0 баллов по указанному показателю.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что из конкурсной документации не следует, что в заявке участнику закупки необходимо представлять какие-либо документы и сведения, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявок по показателю "Срок выплаты (дней) по страховому случаю", поскольку в составе заявки АО "Страховая компания "Стерх" указано "5 дней", что согласно порядку оценки соответствует 100 баллам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссией Заказчика ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе, поскольку при оценки заявки Заявителя по показателю "Срок выплаты (дней) по страховому случаю" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Заявитель также обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявки Заявителя по показателям "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", "Деловая репутация участника закупки", "Обеспеченность финансовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а также по показателю "Рейтинг надежности" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 09.10.2018 NПРО1 заявке АО "Страховая компания "Стерх" по показателям "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", "Деловая репутация участника закупки", "Обеспеченность финансовыми ресурсами", "Рейтинг надежности" присвоено 0 баллов.
Установлено, что в порядке оценки заявок Заказчиком установлено следующее положение:
- критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
- показатель "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема": "Под оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимаются контракты (договоры) на оказание услуг по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с оформлением полисов ДСАГО. Коэффициент значимости (КЗ) =0.3 Максимальная оценка по показателю -30.0 баллов.
Содержание: Оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем оказанных услуг (выполненных работ) сопоставимого характера (оказание услуг (выполнению работ) по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств), исчисляемый в рублях), исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника. Не учитываются при оценке показателя контракты (договоры) с суммой менее 30% от начальной максимальной цены (НМЦ) контракта в соответствии с настоящей конкурсной документацией. Сведения об исполнении контрактов (договоров) аффилированными лицами участника закупки, а также работы выполненные (услуги оказанные) в качестве соисполнителя, учитываться при оценке заявок не будут. Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 94-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ. При отсутствии подтверждающих документов комиссия не учитывает такие данные участника закупки. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi ), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ 100
(Кi / К max ), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера, исчисляемый в рублях), соответствующих вышеуказанным требованиям), заявка (предложение) которого оценивается;
К max - максимальное предложение по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера, исчисляемый в рублях), соответствующих вышеуказанным требованиям), из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Под оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимаются контракты (договоры) на оказание услуг по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с оформлением полисов ДСАГО";
- показатель "Деловая репутация участника закупки": "Коэффициент значимости (КЗ) =0.4. Максимальная оценка по показателю -40.0 баллов.
Содержание: Оцениваются представленные участником закупки сведения о деловой репутации участника закупки, а именно сведения о количестве благодарственных писем, положительных отзывов, рекомендательных писем, почетных грамот, наград в сфере профессиональной деятельности на рынке услуг, сопоставимого характера, полученных участником закупки за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Оценке подлежит не более одного отзыва по контракту. Подтверждается копиями положительных отзывов заказчиков, и/или грамотами, и/или дипломами, и/или благодарственными письмами и т.д. (далее-Документами) за оказанные услуги (выполнение работ) сопоставимого характера в требуемом периоде. При отсутствии подтверждающих документов комиссия не учитывает такие данные участника закупки.
К оценке не принимаются Документы, не имеющие четких реквизитов (дата, подпись, печать (в случае если использование печати в данном Документе предусмотрено законодательством РФ)), а также полученные участником закупки от физических лиц. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Под сведениями о деловой репутации сопоставимого характера понимаются положительные отзывы заказчиков, и/или грамоты, и/или дипломы, и/или благодарственные письма и т.д. за оказанные услуги по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с оформлением полисов ДСАГО.
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi ), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ 100
(Кi / К max ), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки по показателю "Деловая репутация участника закупки", заявка (предложение) которого оценивается;
К max - максимальное предложение по показателю "Деловая репутация участника закупки" из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки";
- показатель "Обеспеченность финансовыми ресурсами": "Коэффициент значимости (КЗ) =0.3. Максимальная оценка по показателю -30.0 баллов.
Содержание: Оцениваются представленные участником закупки сведения об объеме уставного капитала в рублях Российской Федерации за последний отчетный период (квартал). По усмотрению участника закупки данные сведения могут быть подтверждены в составе заявки на участие в конкурсе копиями документов финансовой отчетности (Бухгалтерский баланс (Форма 1), заверенной печатью организации и подписью главного бухгалтера. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием отказа в допуске к участию в конкурсе. При этом участникам закупки следует принять во внимание, что по настоящему показателю оценке подлежат только те сведения, которые подтверждены в составе заявки на участие в конкурсе документально в установленном выше порядке.
Порядок оценки:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ 100
(Кi / К max ), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки по показателю "Обеспеченность финансовыми ресурсами (объем уставного капитала в рублях Российской Федерации за последний отчетный период)", заявка (предложение) которого оценивается;
К max - максимальное предложение по показателю "Обеспеченность финансовыми ресурсами (объем уставного капитала в рублях Российской Федерации за последний отчетный период)", соответствующих вышеуказанным требованиям), из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки";
критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
- критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
- показатель "Рейтинг надежности": "Коэффициент значимости (КЗ) =0.5. Максимальное количество баллов: 100.
Содержание: Оценивается наличие у участника как минимум одного из рейтингов надежности ведущих рейтинговых агентств: "Эй. Эм. Бест" (A.M.Best), "Стэндард энд Пурс" (Standart & poor`s), "Мудис Инвестор Сервис" (Moody`s Investor Service), "Фитч Инк" (Fitch Inc), "Эксперт РА", "Национальное рейтинговое агентство": класс А++ (Исключительно высокий уровень надежности); класс А+ (Очень высокий уровень надежности); класс А (Высокий уровень надежности). Наличие рейтинга может подтверждаться копией действующего на дату размещения на Официальном сайте закупок извещения о проведении настоящего конкурса свидетельства (сертификата) о присвоении рейтинга, выданного рейтинговым агентством. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Баллы по показателю начисляются в следующем порядке:
-Наличие рейтинга надежности класса
А++ (Исключительно высокий уровень надежности) - 100 баллов;
-Наличие рейтинга надежности класса
А+ (Очень высокий уровень надежности) - 50 баллов;
-Наличие рейтинга надежности класса
А (Высокий уровень надежности) - 10 баллов
В случае если участник представил сведения о наличии более чем одного рейтинга указанных рейтинговых агентств, оценке подлежит наивысший из представленных рейтингов.
В случае если участник представил сведения о наличии рейтинга ниже класса А либо не представил сведений о наличии рейтинга, заявке по данному показателю присуждается 0 баллов.
Порядок оценки:
Порядок начисления баллов: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi ), определяется по формуле: НЦБi = КЗ х Ki , где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - значение, присуждаемое участнику
Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов. Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе".
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в составе заявки Заявителя в полном объеме представлены документы, предусмотренные порядком оценки. Так, например, по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" представлены 2 копии государственных контрактов N2018/153, N0373200081217000695/2017, подтверждающие опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки АО "Страховая компания "Стерх" по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" представлены 2 копии контрактов N2018/153, N0373200081217000695/2017, при этом указанными контрактами предусмотрено, что сроки оказания услуг установлены до 31 декабря 2018 года, а также что "Страховщик не вправе досрочно оказать услуги".
Представитель Заказчика также пояснил, что в составе заявки Заявителя по показателю "Деловая репутация участника закупки" отсутствуют требуемые в соответствии с порядком оценки сведения, ввиду чего конкурсной комиссией Заказчика присвоено 0 баллов.
Также представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки Заявителя по показателю "Обеспеченность финансовыми ресурсами" не представлены сведения за последний отчетный период (квартал), а также отсутствует подпись главного бухгалтера АО "Страховая компания "Стерх".
Представитель Заказчика также пояснил, что что в составе заявки
АО "Страховая компания "Стерх" по показателю "Рейтинг надежности" представлено свидетельство рейтингового агентства "Эксперт РА" о присвоении рейтинга финансовой надежности ruBB, что ниже класса А и не предусмотрено к оценке в соответствии с установленным порядком оценки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактой системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика норм Закона о контрактной системе и несоблюдении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявки победителя закупки АО "Страховая компания "Стерх" относительно показателей "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", "Деловая репутация участника закупки", "Обеспеченность финансовыми ресурсами" "Рейтинг надежности".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что согласно ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3-4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу АО "Страховая компания "Стерх" на действия ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЦАО" обоснованной в части нарушения порядка оценки заявки Заявителя по показателю "Срок выплаты (дней) по страховому случаю".
2.Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2018 г. N 2-57-13029/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2018