Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
при участии представителей:
ГБУ города Москвы "Жилищник Ярославского района": И.В. Кузина,
ООО "СМУ": И.В. Пронькина, Ю.А. Коровина,
рассмотрев жалобу ООО "СМУ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник Ярославского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству инженерных сетей (Закупка N 0373200017518001236) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/49689/18 от 16.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В жалобе Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к составу и содержанию первой части заявки.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пп. "б" ч.2 ст.66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно пп.3 п.17.1 информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующую информацию: "Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы(при наличии), наименование страны происхождения товара", что обязывает представлять участника закупки в составе заявки информацию, не предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционная документация составлена Заказчиком в нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, а также к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
2. Кроме того, Заявитель указывает, что в Приложении N 1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам "Растворитель", "Эмаль НЦ25", "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная", стоимость и объем которых отсутствуют в документации, что свидетельствует о том, что данные товары не являются объектом закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не возражал и согласился с доводами жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам и работам установлены Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы относительно установления Заказчиком неправомерных требований к товарам:
- п. "Труба гофрированная ПНД":
- "Защита от воды": "Защита от водяных струй должна быть": "да/нет",
- "Степень защиты": "Степень защиты должна быть": "IP 55",
- п. "Автоматический выключатель":
- "Защита от доступа к опасным частям инструментом": "Защита от доступа к опасным частям инструментом должна быть": "да/нет",
- "Степень защиты": "Степень защиты должна быть": "IP20",
- п. "Автоматический выключатель":
- "Защита от доступа к опасным частям инструментом": "Защита от доступа к опасным частям инструментом должна быть": "да/нет",
- "Степень защиты": "Степень защиты должна быть": "IP20".
Согласно доводам жалобы вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют однозначно определить требуемое значение параметров. Так, Заявитель указывает, что согласно ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)", требование о соответствии положений которому в отношении указанных товаров установлено в аукционной документации, первая характеристическая цифра кода IP обозначает степень защиты от доступа к опасным частям, при этом вторая означает степень защиты от воды. Таким образом, допущение Заказчиком указания участниками закупки, например, для товара по п. "Труба гофрированная ПНД" параметра "Защита от водяных струй должна быть" в виде "нет", с учетом наличия неизменяемого требования "Степень защиты": "Степень защиты должна быть": "IP 55" противоречит положениям вышеуказанного ГОСТ, поскольку IP 55 предполагает наличие защиты от доступа к опасным частям проволокой щупом доступности диаметром 1,0 мм.
- "Смеси бетонные готовые":
- "Марка по дробимости": "Марка по дробимости должна быть": "менее 1200*",
- "Марка по истираемости": "Марка по истираемости должна быть": "ИI",
- "Удельная эффективная активность": "Удельная эффективная активность (Аэфф) должна быть, Бк/кг": "менее 740 Бк/кг",
В жалобе Заявитель указывает, что для вышеуказанного товара установлено требование о соответствии ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", при этом в п.4.3.1 данного ГОСТ по показателям качества бетоны подразделяют по истираемости при испытании на круге истирания на марки: G1, G2, G3. Также Заявитель отмечает, что в указанном ГОСТ отсутствует параметры "Марка по дробимости" и "Удельная эффективная активность" для товара "Смеси бетонные готовые".
- "Смеси Бетонные готовые": "Вяжущее": "Содержание в заполнителях апатита должно быть, %": "сульфатостойкие цементы /портландцемент".
Согласно доводу жалобы, вышеуказанное требование, противоречащее здравому смыслу, а именно требование к процентному содержанию апатита в заполнителях, выраженное в виде "сульфатостойкие цементы /портландцемент" вводит участников закупки в заблуждение, что препятствует заполнению заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы и пояснил, что оспариваемые требования к товарам установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам "Смеси бетонные готовые", "Смеси асфальтобетонные дорожные", "Смеси Бетонные готовые", "Сталь полосовая", "Известь", "Сталь толстолистовая", "Сталь", "Щебень из плотных горных пород для строительных работ", "Труба напорная из полиэтилена", "Бруски хвойных пород обрезные", "Арматурная сталь", "Известь", "Смеси бетонные готовые", "Силовой кабель", "Песок для строительных работ", "Сталь толстолистовая", "Смеси асфальтобетонные дорожные", "Битумы нефтяные, дорожные жидкие", "Доски хвойных пород обрезные", "Ветошь обтирочная", "Труба напорная из полиэтилена", "Кислород технический газообразный", "Мешковина", "Пропанбутан технический", "Растворитель", "Растворы цементные", "Эмульсии дорожные, битумные", "Эмаль НЦ
25", "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная", "Труба напорная из полиэтилена", "Смеси Бетонные готовые", "Силовой кабель".
Согласно доводам Заявителя, требования, установленные Заказчиком к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения установленных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
Например, Заявитель указывает на требование к товару по "Доски хвойных пород обрезные": "Конечная влажность": "Конечная влажность должна быть, %": "20%".
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что для указанного товара установлено требование о соответствии ГОСТ 6782.1-75 "Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки", при этом согласно п.1 данного ГОСТ влажность пилопродукции определяют по ГОСТ 16588-91 "Пилопродукция и деревянные детали. Методы определения влажности" методом испытаний.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СМУ" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник Ярославского района" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
А.А. Кутейников
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2018 г. N 2-57-13036/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2018