Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
при участии представителя "Москомстройинвест": О.В. Суперштейна (доверенность от 18.05.2018 N77-30-21/18),
в отсутствие представителей ИП Крылова С.А., о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NТФ/48941/17 от 12.10.2018,
рассмотрев жалобу ИП Крылова С.А. (далее - Заявитель) на действия "Москомстройинвест" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по текущему содержанию (уборке помещений и территорий, прилегающих к административным зданиям) Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Закупка N0173200024118000028) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/48941/17 от 12.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к обслуживающему персоналу, что ведет к ограничению количества участников закупки, а именно: "Персонал, производящий комплексную уборку помещений, должен быть стабилен и постоянен в течение всего срока действия контракта".
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное Заявителем положение технической части аукционной документации устанавливает требования к количественному составу персонала и стабильного его наличия на объекте уборки, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в технической части аукционной документации также содержится следующее положение: "Общие требования к оказанию услуг: перед началом оказания услуг Исполнитель должен представить Заказчику список сотрудников, привлекаемых к работам на данном объекте, с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения и паспортных данных, места регистрации, а в случае привлечения иностранных граждан, разрешение на работу. Своевременно информировать о смене состава обслуживающего персонала в письменном виде с предоставлением вышеуказанных документов".
Комиссия Управления отмечает, что положение "Общие требования к оказанию услуг", согласно которому Исполнителю необходимо информировать Заказчика о смене состава обслуживающего персонала, противоречит положению "Особые требования к обслуживающему персоналу", согласно которому персонал должен быть "стабилен" и "постоянен".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации установлены избыточные требования к характеристикам товаров, которые являются в том числе требованиями к химическим показателям, а также к значениям показателей, которые определяются посредством проведения испытаний конкретной партии товара, так, например, предъявлены следующие требования к химическим средствам, необходимым при оказании услуг:
- п. "Средство для глубокой чистки керамогранита": "Состав: анионные ПАВ от 5 до 15%, неионные ПАВ менее пяти целых ноля десятых процента, комплексообразователи (NTA) от 5 до 15%, красители, ароматизаторы", "Показатель pH (в концентрате): От 12.5 до 13.5 единиц", "Показатель pH (в растворе): менее 11.4 более 10.9 единиц", "Плотность при 20 град С: 1.1 г/см3".
Аналогичные неправомерные требования, по мнению Заявителя, установлены также по пп. "Малопенное средство для чистки полов из линолеума", "Средство дезинфицирующее для уборки сильных загрязнений", "Кислотное средство для очистки дезинфекции унитазов", "Средство для глубокой чистки полов универсальное низкопенное", "Универсальное моющее средство", "Средство для очистки офисного оборудования", "Ароматизированное средство для очистки для санитарных помещений", "Мыло туалетное".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, при этом в материалах жалобы отсутствует обоснование позиции Заявителя и указание на конкретные нарушения Заказчиком норм Закона о контрактной системы при формировании требований к вышеуказанным товарам, а также не представлены документы и сведения, подтверждающие, что значения вышеперечисленных показателей средств бытовой химии не указываются на упаковках соответствующих товаров и могут быть известны участнику закупки только после проведения испытаний конкретной партии товара.
Кроме того Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки и препятствуют корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Крылова С.А. на действия "Москомстройинвест" обоснованной в части установления неправомерных требований к обслуживающему персоналу.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.А. Аносов
С.Ш. Степанова
Исп. Степанова С.Ш. (495) 784-75-05 (077-148)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 октября 2018 г. N 2-57-12851/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2018