Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
С.О. Вершининой,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя МАИ: М.Н. Федюнина, доверенность N040-11-75 от 26.10.2018,
а также в отсутствие представителей ООО "Диалог-Сервис", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. NАК/51624/18 от 25.11.2018),
рассмотрев жалобу ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия МАИ(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по монтажу систем АПС и СОУЭ в корпусах МАИ и вывод сигнала на центральный пункт (Закупка N0373100065618000129) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NАК/51624/18 от 25.10.2018).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку документацией предусмотрены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по монтажу систем АПС и СОУЭ в корпусах МАИ и вывод сигнала на центральный пункт.
П.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что п.3.3.1.2 аукционной документации предусмотрен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 15, ч. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") на производство следующих видов работ:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующим отношения в соответствующих сферах деятельности.
Перечень лицензируемых видов деятельности определён Законом о лицензировании, в частности, в силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Вместе с тем Комиссией Управления также установлено, что Техническим заданием предусмотрен состав работ, необходимых к выполнению, а именно:
- п.8 Технического задания: в соответствии с Рабочей документацией (Приложение N1 к Техническому заданию): Прокладка кабельных трасс, пробивка отверстий в перегородках; Монтаж оборудования; Подключение смонтированной АCПС и СОУЭ; Пусконаладочные работы; Комплексные испытания; Передача исполнительной документации; Сдача выполненных работ.
- п.9 Технического задания: При монтаже и наладке оборудования должны быть обеспечены: работоспособность и контроль состояния адресных пожарных извещателей; контроль состояния не адресных шлейфов пожарной сигнализации; формирование извещений о пожаре и неисправностях с расшифровкой по помещениям (группам помещений); отображение извещений на дисплее клавиатуры или устройствах индикации; программирование исполнительных реле для управления установками оповещения, отключения вентиляции и прочего оборудования; возможность объединения устройств пожарной сигнализации в единый комплекс по интерфейсу; возможность подключения ПЭВМ; возможность просмотра журнала событий на ЖК-дисплее.
- п. 9.1 Технического задания: Установки пожарной сигнализации должны формировать различные типы сигналов: "Дежурный режим" ("Постановка на охрану"); "Внимание" с указанием адреса пожарного извещателя или помещений (группы помещений); "Пожар" с указанием адреса пожарного извещателя или помещений (группы помещений); "Неисправность" с указанием адреса ПКП, пожарного извещателя, шлейфа; "Отключение 220 В"; "Разряд аккумуляторной батареи"; "Контроль канала связи" и прочих в соответствии с указанными заводом производителем перечнем формирующихся в системе сигналов, а также содержащихся в технической документации к оборудованию входящему в состав систем АПС И СОУЭ".
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, а также пояснил, что вышеуказанное требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлено ввиду технической ошибки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, поскольку положения Инструкции по представлению сведений в составе заявки на участие в электронном аукционе создают препятствия участникам закупки в части корректного формирования заявки путем двоякого трактования одних и тех же символов и знаков, а именно: "При указании значений показателя товара в сопровождении слов и (или) знаков "и", ",",перед которыми (то есть после наименования характеристики показателя) стоит знак двоеточия ":" участник закупки должен в первой части заявки на участие в закупке указать конкретный показатель товара путем выбора значения из числа заданных (при этом значение также должно быть уточнено при наличии слов и (или) знаков из общих правил настоящей инструкции). Если перед перечисленными значениями через знак "," или ";" указаны слова "допускается", либо их падежные формы после наименования характеристики, то это означает, что в целях указания конкретного показателя значение, предлагаемое участником, должно быть выбрано из числа заданных (при этом значение должно быть уточнено при наличии слов и знаков из общих правил, а также из пункта 3 и 4 особых правил)". "При указании значений показателя товара в сопровождении слов и (или) знаков "и", ",", участник закупки должен в первой части заявки на участие в закупке указать конкретный показатель товара путем перечисления всех требуемых значений показателя (при этом значения должны быть уточнены при наличии слов и (или) знаков по правилам настоящей инструкции). "Слова "диапазон", "в диапазоне", "интервал", "в интервале", "предел", "в пределах" либо их падежные формы означают, что в целях указания конкретного показателя в заявке значение указывается как изначально заданный диапазон, интервал значений. Если знак запятой "," указан между значениями слитно (например 5,6), то это означает единое число (в данном случае пять целых шесть десятых), а если знак "," указан с отступом между числами (например 5, 6), то в этом случае каждое число является самостоятельным значением. При указании значений показателя товара в сопровождении слов и (или) знаков "и", ",", участник закупки должен в первой части заявки на участие в закупке указать конкретный показатель товара путем перечисления всех требуемых значений показателя (при этом значения должны быть уточнены при наличии слов и (или) знаков по правилам настоящей инструкции)". При указании значений температурного показателя товара, единицей измерения которого является градус Цельсия, участник закупки должен в первой части заявки на участие в закупке указать конкретный показатель как изначально заданный вид значений без изменений (неизменяемый показатель). Слова "диапазон", "в диапазоне", "интервал", "в интервале", "предел", "в пределах" либо их падежные формы означают, что в целях указания конкретного показателя в заявке значение указывается как изначально заданный диапазон, интервал значений. Знак "*" означает, что в целях указания конкретного показателя значение, предлагаемое участником, должно быть указано в том же заданном виде без дополнительных уточнений и с сохранением всех слов и знаков (неизменяемый показатель). При указании значения показателя товара в сопровождении знаков кавычек " ", скобок ( ) участник закупки должен в первой части заявки на участие в закупке указать конкретный показатель в том же заданном виде без дополнительных уточнений и с сохранением всех слов и знаков, находящихся в кавычках, скобках (неизменяемый показатель). Все остальные слова и знаки, не оговоренные общими, особыми и исключительными правилами и использованные при описании показателей товара, указываются заявке в том же виде (неизменяемый показатель). При указании значений показателя товара в сопровождении слов и (или) знаков "или", ";", "/" участник закупки должен в первой части заявки на участие в закупке указать конкретный показатель товара путем выбора значения из числа заданных (к примеру, если задано А или Б, то нужно выбрать либо А либо Б, при этом значение также должно быть уточнено при наличии сопутствующих слов и (или) знаков по правилам настоящей инструкции)".
Также Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п. "Преобразователь интерфейсов", совокупности которых не соответствует ни один представленный на Российском рынке товар.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, а также вышеуказанные положения Инструкции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64, п.1, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Диалог-Сервис" на действия МАИ обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п.2 ч.1 ст.64, п.1, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: С.О. Вершинина
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 октября 2018 г. N 2-57-13243/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2018