Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Кондракова Г.А. (доверенность от 22.10.2018).
ООО "Капитал строй": Попова С.П. (доверенность от 01.10.2018),
рассмотрев жалобу ООО "Капитал строй" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту теплового, технологического и холодильного оборудования для нужд ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" в первом полугодии 2019 года (Закупка N0373200152818000444) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 22.10.2018 NТФ/50926/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
- п.29 "Наконечники кабельные тип 1": Длина наконечника не более 46 мм; Ширина наконечника не более 16 мм; Диаметр отверстия в наконечнике не менее 8,4 мм.
- п.30 "Наконечники кабельные тип 2": Длина наконечника не более 33 мм; Ширина наконечника не более 12 мм; Диаметр отверстия в наконечнике не менее 6,4 мм.
При этом, в аукционной документации установлено требование о соответствии товаров, применяемых при оказании услуг, конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 7386-80 "Наконечники кабельные медные, закрепляемые опрессовкой. Конструкция и размеры" и ГОСТ 23981-80 "Наконечники кабельные. Общие технические условия".
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно ГОСТ 7386-80 и ГОСТ 23981-80 исчерпывающим описанием данного товара является условное обозначение наконечников, которое должно состоять из: номинальное сечение наконечника; диаметр контактного стержня; внутренний диаметр хвостовика; материал; условное обозначение покрытия или вида климатического исполнения; обозначение настоящего стандарта.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих необходимость установления данных требований к товару.
Таким образом, требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.36 "Прокладки. Тип 1": Тип исполнения прокладок А; Б; В; Г; Д. Толщина 2; 4 мм; Материал прокладки пластина резиновая; фторопласт-4; паронит; картон.
- п.37 "Прокладки. Тип 2": Тип исполнения прокладок А; Б; В; Г; Д. Толщина 2; 4 мм; Материал прокладки пластина резиновая; фторопласт-4; паронит; картон.
- 50 "Болт стальной с шестигранной головкой тип 1": Класс точности изделий А; В; Диаметр резьбы М 8; 10 мм; Длина стержня номинальная болта 100; 90; 80; 70; 65 мм; Минимальная длина зажима lg 74 мм; Шаг резьбы болта 1,5; 1,25 мм; Длина резьбы болта b 26; 22 мм.
- п. 53 "Болт стальной с шестигранной головкой тип 2": Минимальная длина зажима lg не более 86 мм; Шаг резьбы болта 2; 1,75 мм. Длина резьбы болта b 30;38; 36; 44 мм.
- п. 56 "Болт стальной с шестигранной головкой тип 3": Минимальная длина зажима lg не более 86 мм. Шаг резьбы болта 3; 3,5 мм. Длина резьбы болта b 54; 66; 60; 72 мм.
- п.51 "Шайба плоская тип 1": Класс точности А; С; Диаметр резьбы крепежной детали 8; 10 мм. Внутренний диаметр 9; 8,4; 11,0; 10,5 мм; Наружный диаметр 24; 30 мм; Толщина шайбы 2; 2,5 мм.
- п. 54 "Шайба плоская тип 2": Внутренний диаметр 17,0; 13,5; 17,5; 13,0 мм. Наружный диаметр 30,0; 24,0 мм. Толщина шайбы 2,5; 3,0 мм.
- п. 57 "Шайба плоская тип 3": Внутренний диаметр 26,0; 31,0; 33,0; 25,0 мм. Наружный диаметр 92,0; 72,0 мм. Толщина шайбы 5; 6 мм.
- п.52 "Гайки шестигранные тип 1": Резьба D М8;М10; Шаг резьбы Pa 1,5; 1,25 мм; Толщина шайбы с от 0,15* до 0,60* мм; Высота гайки m от 6,44* до 8,40* мм; Размер "под ключ" s от 12,73* до 16,00* мм; Исполнение с опорной шайбой или без.
- п. 55 "Гайки шестигранные тип 2": Шаг резьбы Pa 2; 1,75 мм. Толщина шайбы с от 0,15* до 0,80* мм. Высота гайки m от 10,37* до 14,80* мм. Размер "под ключ" s от 17,73* до 24,00* мм.
- п. 58 "Гайки шестигранные тип 3": Шаг резьбы Pa 3; 3,5 мм. Толщина шайбы с от 0,20 до 0,80 мм. Высота гайки m от 20,20 до 25,60 мм. Размер "под ключ" s от 35,00 до 46,00 мм.
- п.61 "Шурупы тип 3": Диаметр резьбы (d) 4, 6 мм; Шаг резьбы (P) 1,75, 2,5 мм; Исполнение 1; 3; Номер крестообразного шлица 2, 3; Длина шурупа (l) от 35 до 50* мм.
- п.60 "Шурупы тип 3": Номер крестообразного шлица 2, 3.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что требования к вышеуказанным товарам являются взаимозависимыми в соответствии с соответствующими государственными стандартами, так например: В соответствии с п.5 ГОСТ ISO 4032-2014 "Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В" условное обозначение гайки складывается из резьбы, класса прочности. Таким образом, параметры товара "Шаг резьбы Pa", "Толщина шайбы с", "Высота гайки m", "Размер "под ключ" s" являются излишними, поскольку определяются в зависимости от основных размеров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требование к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.1 "Дюбели пластмассовые": Исполнение без стопорных усиков; со стопорными усиками; Количество стопорных усиков 4 шт; Цвет белый, синий; серый, оранжевый.
- п.3 "Трубы гофрированные тип 1": Исполнение с протяжкой зондом; без зонда.
- п.7 "Трубы гофрированные": тип 2 Исполнение с протяжкой зондом; без зонда.
- п.14 "Изделия поливинилхлоридные (Кабель-канал) тип 1": Конструкция без дополнительных ребер жесткости в конструкции кабель-канала или имеет дополнительные ребра жесткости в конструкции кабель-канала".
- п.18 "Изделия поливинилхлоридные (Кабель-канал) тип 2": Конструкция без дополнительных ребер жесткости в конструкции кабель-канала или имеет дополнительные ребра жесткости в конструкции кабель-канала.
- п.39 "Кабели монтажные": Экранирование наличие; отсутствие.
- п.44 "Кабель силовой тип 3": Материал жилы медь с покрытием; медь без покрытия.
- п.47 "Винты тип 1": Покрытие Без покрытия; с покрытием.
- п.48 "Винты тип 2": Покрытие Без покрытия; с покрытием.
- п.49 "Винты тип 3": Покрытие Без покрытия; с покрытием.
- п.52 "Гайки шестигранные тип 1": Исполнение с опорной шайбой или без.
- п.55 "Гайки шестигранные тип 2": Исполнение с опорной шайбой или без.
- п.58 "Гайки шестигранные тип 3": Исполнение с опорной шайбой или без.
В своей жалобе Заявитель указывает, что требования к товарам установлены таким образом, что не отражают действительной потребности, поскольку, например по товару п.1 "Дюбели пластмассовые", Заказчику не важно наличие или отсутствие стопорных усиков. Кроме того, требования к цвету дюбеля не относится к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.14 "Изделия поливинилхлоридные (Кабель-канал) тип 1": Конструкция без дополнительных ребер жесткости в конструкции кабель-канала или имеет дополнительные ребра жесткости в конструкции кабель-канала; Толщина внутренних ребер жесткости 1,0 мм.
- п.18 "Изделия поливинилхлоридные (Кабель-канал) тип 2": Конструкция без дополнительных ребер жесткости в конструкции кабель-канала или имеет дополнительные ребра жесткости в конструкции кабель-канала; Толщина внутренних ребер жесткости 1,0 мм.
В своей жалобе Заявитель указывает, что требуемые параметры и требуемые значения "дополнительные ребра жесткости" и "внутренние ребра жесткости" являются идентичными требованиями
Комиссия Управления отмечает, что представителем Заказчика не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о различном назначении дополнительных и внутренних ребер жесткости.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.24 "Хомуты кабельные (стяжки), замок из нейлоновой головки с фиксатором и металлическим зубом": Ширина хомута от 3,5*. Выдерживаемая масса (прочность на разрыв) от 18* мм.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком не установлена единица измерения, а также установлена некорректная единица измерения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п. 50 "Болт стальной с шестигранной головкой тип 1": Класс точности изделий А; В. Диаметр резьбы М 8; 10 мм.
- п. 53 "Болт стальной с шестигранной головкой тип 1": Класс точности изделий А; В. Диаметр резьбы 12, 16 мм.
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В". Так, настоящий стандарт устанавливает характеристики болтов с шестигранной головкой с резьбой от М1,6 до М64 включительно, класса точности А для резьбы от М1,6 до М24 и номинальных длин до 10d или 150 мм включительно, выбирая меньшее значение, и класса точности В для резьбы свыше М24 или номинальных длин свыше 10d или 150 мм, выбирая меньшее значение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что предъявленные показатели "8; 10 мм" по параметру "Диаметр резьбы М", говорят о том, что "Класс точности изделий" должен быть "А".
п.24 "Хомуты кабельные (стяжки), замок из нейлоновой головки с фиксатором и металлическим зубом": Материал стяжки нейлон; полиамид; Интервал рабочей температуры -40*_+85* °C; Длина хомута от 200* мм; Ширина хомута от 3,5*; Диаметр обхвата стяжки 2-103 мм; Выдерживаемая масса (прочность на разрыв) от 18* мм.
В своей жалобе Заявитель указывает, что исходя из описания объекта закупки Заказчику требуются два различных товара хомуты с фиксатором и хомуты с металлическим зубом. Вместе с тем Заказчиком требования к товарам установлены таким образом, что в соответствии с положениями инструкции по заполнению заявки позволяют указать характеристики только для одного товара.
Таким образом, требования к товару установлены в нарушение п. 1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.23 "Резина техническая прессованная": Марка МБС-С; АМС.
В соответствии с п.1.2.1 ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" пластины в зависимости от назначения, конструкции и способа изготовления выпускают следующих марок: ТМКЩ - тепломорозокислотощелочестойкая; АМС - атмосферомаслостойкая (ограниченно озоностойкая); МБС - маслобензостойкая.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в требованиях к товару марка резины технической прессованной указана с учетом степени твердости - "С" (средняя).
Вместе стем с тем Комиссия Управления отмечает, что ГОСТ 7338-90 не предусмотрена марка МБС-С для указанного товара.
Таким образом, требования к товару установлены в нарушение п. 1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.25 "Металлорукав": Климатическое исполнение УЗЛ3.
В своей жалобе Заявитель указывает, что климатического исполнения "УЗЛ3" не существует.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, требования к товару установлены в нарушение п. 1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.33 "Дезинфицирующее средство": представляет собой прозрачную или с маловыраженным оттенком жидкость со спиртовым запахом, готовую к применению способом орошения.
В своей жалобе Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки не содержит совместного трактования символа "," (запятая) и союза "и".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что не представляется возможным однозначно установить потребность Заказчика в требуемом товаре, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.39 "Кабели монтажные": Материал оболочки Поливинилхлоридный пластикат; Экранирование наличие; отсутствие; Номинальное переменное напряжение до 500* В; Номинальная частота до 400* Гц; Жилы скрученные в кабель медная проволока и медная проволока, луженая оловянно-свинцовым припоем поверх которых полиамидная или полиэтилентерефталатная пленка; Максимальный наружный диаметр кабеля 7,5; 8,3; 7,7; 8,5 мм; Количество жил 2; 3; Сечения жилы кабеля 0,75 мм2.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно п.2.2.1 ГОСТ 10348-80 "Кабели монтажные многожильные с пластмассовой изоляцией. Технические условия" жила кабеля марки МКШМ должна быть из медной проволоки, для остальных кабелей - из медной проволоки, луженой оловянно-свинцовым припоем. Также, в соответствии с п. 1.1 ГОСТ 10348-80 марка кабеля МКШ - Кабель с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридного пластиката; МКЭШ - то же, экранированный; МКШМ - кабель с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридного пластиката. Таким образом, согласно п.1.2 ГОСТ 13048-80 с учетом параметра "Максимальный наружный диаметр кабеля" - "7,5; 8,3; 7,7; 8,5" требованиям Заказчика будут удовлетворять кабели марки МКШ, МКШМ, либо МКЭШ.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены очевидные характеристики товара, значения показателей которого становятся заведомо известны при указании основных параметров, что в свою очередь может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.44 "Кабель силовой тип 3": Материал изоляции Поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности; поливинилхлоридный пластикат; Номинальное переменное напряжение при 50 Гц 0,66; 1,0 кВ; Марка кабеля ВВГнг; ВВГнг-LS; ВВГПнг; Материал жилы медь с покрытием; медь без покрытия; Материал оболочки поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести; из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности; Поперечное сечение кабеля круглое; плоское; Количество жил 3; Сечения жилы кабеля 2,5 мм2.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно данным производителей: В - Изоляция из негорючего ПВХ пластиката; В - Оболочка из негорючего ПВХ пластиката; Г - Не имеет брони; П - Плоская конструкция; Нг - ПВХ пластикат пониженной пожарной опасности.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что марка кабеля определяет такие параметры как "Материал изоляции", "Материал оболочки", "Поперечное сечение кабеля".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также в своей жалобе Заявитель указывает, что в аукционной документации установлены требования о соответствии применяемых при оказании услуг товаров требованиям государственных стандартов. Вместе с тем не все из представленных ГОСТ соответствуют представленным товарам, так например: п.21 "Краска масляная тип 2" должен соответствовать ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в документации также установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия".
Вместе с тем Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
п.3 "Трубы гофрированные тип 1": Цвет синий RAL 5015; RAL 7035.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно сведениям сети Интернет: RAL 5015 является синим цветом, RAL 7035 является серым цветом.
По мнению Заявителя указание конкретного цвета только для одного требуемого параметра может вводить участников закупки в заблуждение.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заявителем в составе жалобе подтверждена возможность идентифицировать требуемые Заказчику цвета труб, а также не представлено сведений, свидетельствующих о невозможности подготовки заявки на участие в аукционе.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Капитал строй" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам по п.п.29, 30, 36, 37, 50, 53, 56, 51, 54, 57, 52, 55, 58, 61, 60, 1, 3, 7, 14, 18, 39, 44, 47, 48, 49, 52, 55, 58, 14, 18, 24, 50, 53, 24, 23, .25, 33, 39, 44, 21, установленных в Форме 2 аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
Н.А. Узкий
Исп.: Сологов Д.А. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 октября 2018 г. N 2-57-13205/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2018