Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектоа отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ФГБУ НМИЦ им. Н.Н. Приорова: Чингаевой М.С. (доверенность от 24.10.2018 N1234/01).
ИП Гладневой Лидии Васильевны: Лавренова А.В. (доверенность от 23.10.2018),
рассмотрев жалобу ИП Гладневой Лидии Васильевны (далее - Заявитель) на действия ФГБУ НМИЦ им. Н.Н. Приорова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы строительные специализированные (Закупка N0373100068318000125) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.10.2018 NТФ/51143/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
п. 3"Смеси бетонные": Марка по истираемости должна быть G1; G2; G3. Марки по уплотнению должна быть от КУ1* до КУ5. Класс прочности на осевое растяжение должен быть от Bt1,2 до Bt4,0. Класс прочности на растяжение при изгибе должен быть более Btb0,8. п.4 "Блоки дверные металлические": Сварные соединения металл шва и граничной зоны не должен иметь трещин. Кратеры швов в местах остановки (окончания) сварки должны быть переварены (заварены). Швы должны иметь гладкую или равномерно чешуйчатую поверхность без резких переходов к основному металлу. Швы должны быть плотными по всей длине и не иметь прожогов, сужений, наплавов, непроваров, шлаковых включений. п.17 "Грунтовка глифталевая": Способность пленки шлифоваться пленка при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не засаливать шкурку. Стойкость пленки к действию нитроэмали не должно быть отслаивания, сморщивания, растрескивания пленки нитроэмали, нанесенной на грунтовку.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, однозначно подтверждающих возможность указания значений вышеуказанных параметров товаров на этапе подготовки заявки, не имея товара в наличии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.4 "Блоки дверные металлические": Класс прочности должен быть М1 или М2. Класс по показателю приведенного сопротивления теплопередаче полотна должен быть 1 или 2. Класс по показателю звукоизоляции должен быть 1 или 2. Снижение воздушного шума должно быть более 25.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что требования к вышеуказанному товару являются взаимозависимыми в соответствии с соответствующим государственным стандартом, так например в соответствии с таблицей 1 ГОСТ N1173-2016 "Блоки дверные стальные. Технические условия" значения вышеуказанных параметров определяются в зависимости от класса дверных блоков.
Таким образом, требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.15 "Горячекатаная арматурная сталь": Номинальный диаметр стержня 10, 12 мм. Площадь поперечного сечения стержня не менее 0,785 см2.
Так, в соответствии с табл.1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические Условия" для номинального диаметра стержня 10 значение площади поперечного сечения стержня - 0,785, в то же время для номинального диаметра стержня 12 значение площади поперечного сечения стержня 1,131.
Таким образом, требования к товару установлены таким образом, что позволяют указать значения, соответствующие требованиям аукционной документации, но противоречащие ГОСТ 5781-82, что нарушает п.1, п.1 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
- п.10 "Выключатель": Цвет сигнальной лампы должен быть красный. Наличие сигнальной лампы есть/нет.
В своей жалобе Заявитель указывает, что требования к товару установлены таким образом, что при одновременном обязательном требовании к цвету сигнальной лампы установлена возможность отсутствия этой лампы, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представить Заказчика затруднился пояснить относить относительно установления требований к товару подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.7 "Бруски хвойных пород": Толщина номинальная не менее 40 не более 75 мм.
В своей жалобе Заявитель указывает, что не представляется возможным установить потребность Заказчика в указанном товару, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки участие в аукционе слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.18 "Держатель": Тип фиксатора держателя "ласточкин хвост". Материал держателя АБС-пластик; ПВХ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать потребность в держателях с типом фиксатора - ласточкин хвост.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.3 "Смеси бетонные": Класс по прочности на сжатие в проектном возрасте должен быть [В15 (М200)].
В своей жалобе Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки не содержит правил одновременного применения символов "[ ]" и "( )", что не позволяет определить потребность Заказчика.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно инструкции по заполнению заявки в случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Таким образом использование символа "[ ]" имеет приоритет над другими положениями инструкции и данное значение показателя представляется в неизменной виде.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
- п.7 "Блоки оконные из ПВХ профилей": Способ открывания створок с распашным открыванием, откидной; поворотно-откидной.
В своей жалобе Заявитель указывает, что в соответствии с ГОСТ 23166-99 "Блоки дверные оконные. Технические условия" блоки дверные оконные различаются по способам открывая створок: с распашным открыванием; откидным; поворотно-откидным.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что данный ГОСТ не содержит указания на невозможность наличия у товара одновременно несколько способов открывая створок.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, исходя из описания объекта закупки Заказчиком не представлена проектная документацию на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно ЛОКАЛЬНОЙ СМЕТЕ N 3, предполагается выполнение работ относящихся к категории - капитальный ремонт объектов капитального строительства, а именно демонтаж оконных коробок в каменных стенах с отбивкой штукатурки в откосах, а также демонтаж оконных блоков стальных с нащельниками из алюминиевых сплавов при высоте здания до 50 м.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является выполнение работ строительных специализированных, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 4 129 153,98, и в рамках исполнения контракта предполагается выполнения работ по проведению текущего ремонта зданий, в то время как объем, указанных в жалобе Заявителя работ, составляет малую часть от общего объема работ, в соответствии с чем проектная документация не разрабатывалась.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках исполнения контракта не предполагается выполнение работ капитального характера, затрагивающих конструктивные элементы объекта и, таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки, а также о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии МЧС.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссией Управления установлено, что в рамках исполнения контракта предполагается выполнение работ по демонтажу противопожарных дверей однопольных глухих.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального Закона от 4 мая 2011 года
N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам.
Комиссия Управления отмечает, что выполнение указанных работ составляет малую часть от общего объема работ. Вместе с тем аукционная документация не содержит указание о необходимости наличия у исполнителя работ по контракту копии лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие указания в аукционной документации о наличии у исполнителя лицензии МЧС и к составу второй части заявки о представлении копии соответствующей лицензии МЧС нарушает п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Гладневой Лидии Васильевнына действия ФГБУ НМИЦ им. Н.Н. Приорова обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, а также в части отсутствия в аукционной документации указания о необходимости наличия у исполнителя работ по контракту копии лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
А.С. Спирякова
Исп.: Сологов Д.А. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 октября 2018 г. N 2-57-13232/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018