Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Члена Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Аносова,
при участии представителей:
ГБУЗ "НПЦ спец. мед. помощи детям ДЗМ": С.А. Афонина (доверенность N214 от 22.10.2018),
ООО "Развитие": Д.М. Курганова (доверенность N1 от 23.10.2018),
в присутствии третьих лиц: М.С. Шарапова, В.В. Штыряева,Н.М. Грачева.
рассмотрев жалобу ООО "Развитие" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НПЦ спец. мед. помощи детям ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений (Закупка N 0373200034818000130) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/50470/18 от 19.10.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к используемым при выполнении работ товарам, а именно:
- по п. "Раствор тип 1": "Вяжущее раствора: гипсовые вяжущие, шлакопортландцемент; известь строительная; портландцемент; цементы для строительных растворов" "Характеристики раствора: [различается с раствором тип 3 по применяемым вяжущим, а также идентичен с ним классом по средней плотности]"; п. "Раствор тип 2": "Свойства раствора: [различается с раствором тип 1 по применяемым вяжущим, а также не идентичен с ним классом по средней плотности]", "Вяжущее раствора: гипсовые вяжущие, шлакопортландцемент; известь строительная; портландцемент; цементы для строительных растворов", п. "Раствор тип 3": "Свойства раствора: [различается с раствором тип 2 классом по применяемым вяжущим, а также не идентичен с ним по заполнителю]", "Вяжущее раствора: гипсовые вяжущие, шлакопортландцемент; известь строительная; портландцемент; цементы для строительных растворов", поскольку при формировании заявки на участие в электронном аукционе участник закупки ограничен в выборе предлагаемых значений ввиду того, что значение, которое допустимо указать в составе заявки исходя из требований определенного товара, будет противоречить требованиям, установленным к характеристикам иного товара. Аналогичные требования Заказчиком установлены к товарам по п. "Кран общего назначения тип 2" , п. "Вентили тип 2", п. "Блок питания тип 3", п. "Выключатели тип 3", п. "Пленка полиэтиленовая тип 5", п. "Шпатлевка тип 2", п. "Плитки керамические", п. "Трубы водогазопроводные тип 5", п. "Шпатлевка тип 3", п. "Грунтовка тип 2", п. "Лак тип 2".
- по п. "Средство дезинфицирующее": "(пропанол-2) 7%", "Действующие вещество полигексаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ):
16%", "Действующие вещество дидецилдиметиламмоний хлорид:
4%", "Действующие вещество дидецилметилполиэток сиаммония пропионат: < 10%", "Действующие вещество N,N-бис (3-аминопропил) додециламин: < 12%", "Действующие вещество алкилдиметилбензиламмоний хлорид (АДБАХ):
20%", "Действующие вещество алкилпропилендиа мингуанидин диацетат: < 5%", поскольку для определения конкретных показателей таких характеристик необходимо провести испытания конкретной партии товара.
- по п. "Вентили тип 2": "Рабочая среда: питьевая вода, техническая вода, неагрессивные среды; вода, насыщенный пар", п. "Кран шаровой тип 1": "Рабочая среда крана для установки на трубопроводе в качестве запорного устройства: вода; пар, вода", п. "Кран шаровой тип 5": "Рабочая среда крана: вода, газ, нефтепродукты; вода, газ", п. "Кран шаровой тип 3": "Рабочая среда: вода; пар, вода; газ, нефтепродукты, вода", п. "Кран шаровой тип 4": "Рабочая среда крана: вода, газ, нефтепродукты; вода, газ", п. "Кран шаровой тип 6": "Рабочая среда крана: вода, газ, нефтепродукты; вода, газ", п. "Вентили тип 1": "Рабочая среда: питьевая вода, техническая вода, неагрессивные среды; вода, насыщенный пар", п. "Кольца резиновые": "Тип кольца по назначению: газопровод; водопровод", п. "Раствор тип 2": "Вид раствора: для заливки пустот в кладке; раствор для набрызга при ручном нанесении; раствор для грунта", "Класс по основному назначению раствора: штукатурный; кладочный". По мнению Заявителя, подобные требования не определяют потребность Заказчика, поскольку указанные параметры описывают весь спектр возможных значений эксплуатационных характеристик используемых при выполнении работ товаров.
- по п. "Доски тип 4": "Маркировка доски вид: маркировка наносится точками; маркировка наносится полосами", "Маркировка доски нанесена с указанием сорта пиломатериала: на торец пиломатериала; на пласть пиломатериала", п. "Плинтус тип 1": "Вид изготовления плинтуса: в виде бухт; в виде мерных отрезков", поскольку вышеуказанные параметры характеризуют параметры маркировки и формы поставки используемых товаров, значения которых не влияют на качество выполняемых работ.
- по п. "Плитки керамические тип 4": "Длина плитки керамической без завала", "Длина плитки керамической с завалом", "Цвет лицевой поверхности прямоугольной плитки керамической", "Цвет лицевой поверхности квадратной плитки керамической". По мнению Заявителя, исходя из установленных в аукционной документации требований к товарам участнику закупки не представляется возможным определить необходимый Заказчику товар, поскольку в аукционной документации отсутствуют параметры, однозначно указывающие на необходимую Заказчику форму плитки, а также наличие или отсутствие завалов у обжалуемого товара.
- по п. "Доводчики тип 4": "Габариты доводчика дверного: длина > 250 мм", "Габариты доводчика дверного: высота < 75 мм", "Габариты доводчика дверного: глубина > 35 мм, "Габариты доводчика дверного: ширина < 120 мм", поскольку у доводчиков не может быть одновременно 4 габаритных размера.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к обжалуемым товарам с учетом положений ст.33 Закона о контрактной системе, предусматривающей обязательное установление показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует неустановление Заказчиком в аукционной документации требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем п.17.2 Информационной карты не предусмотрено требование о представлении в составе второй части заявки участником закупки декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к используемым при выполнении работ товарам, а именно:
- по п. "Вентили тип 2": "Температура рабочей среды: [+70]; [
+200] °С", п. "Лак тип 2": "Рабочая температура окружающей среды при эксплуатации: -40*_+70*°С", п. "Светильники тип 6": "Температура эксплуатации светильника: -40_+70°С", п. "Подводки гибкие тип 1": "Диапазон температур рабочей среды подводки: -10...+110°С", п."Аппарат пускорегулирующий тип 3": "Диапазон температуры окружающей среды: -24_+55°С", п."Отвод тип 3": "Температура эксплуатации отвода: -20...+70 °С", п. "Смеси сухие тип 10": "Температура применения: +0... +50°С ", п. "Муфты тип 3": "Температура муфты: нижний предел: > -30°С. Температура муфты: верхний предел:
+120°С", поскольку участнику закупки не представляется возможным определить потребность Заказчика, так как, по мнению Заявителя, вышеуказанные параметры характеризуют температурые условия эксплуатации обжалуемых товаров, которые участник закупки не в силах определить заранее или изменить в процессе выполнения работ.
Также Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п. "Грунтовка тип 1": "Условия эксплуатации грунтовки: УХЛ1; ОМ2", не позволяющие определить требуемое значение параметра Заказчика, поскольку согласно ГОСТ 15150 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)" климатическое исполнение изделия с климатическим исполнением "ОМ" предназначены для макроклиматических районов как с умеренно-холодным, так и с тропическим морским климатом, в том числе для судов неограниченного района плавания", в то время как согласно Техническому заданию закупаемые работы подлежат выполнению в г. Москве.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам установлены с целью качественного выполнения работ. Так, например, параметры "Температура рабочей среды", "Температура эксплуатации", "Условия эксплуатации грунтовки" характеризуют необходимые свойства товаров, так как Заказчику необходимо, чтобы используемые товары выдерживали различные температурные нагрузки в зависимости от места применения. Также представитель Заказчика пояснил, что грунтовка с климатическим исполнением "ОМ" будет использована в помещениях с повышенной влажностью.
- по п. "Шнур тип 1": "Длина отрезка шнура из хлопка: 6; 4;7 м", "Длина отрезка шнура из вискозы 34 5; 8 м", поскольку вышеуказанные требования не влияют на качество выполняемых работ и не описывают качественные характеристики товара.
- по п. "Унитаз керамический тип 1": "Цвет фаянсового унитаза зеленый; синий; не применяется", п. "Унитаз керамический тип 2": "Цвет унитаза бежевый; черный", п. "Унитаз керамический тип 3": "Цвет унитаза из фарфора красный; белый; не применяется", "Цвет унитаза из полуфарфора белый; голубой; не применяется". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку участнику закупки не представляется возможность определить необходимость в установлении Заказчиком подобным образом требований к цвету обжалуемых товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии со спецификой деятельности учреждения Заказчика, так как обжалуемые товары должны быть по своим характеристикам пригодны для использования на объекте Заказчика.
- по п. "Вентили тип 1": "Строительная высота вентиля: 78 - 166 мм", поскольку согласно Инструкции по представлению сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений из данного диапазона не включая крайние значения", при этом участнику закупки не представляется возможным представить в составе заявки достоверное значение в диапазонном значении относительно вышеуказанного параметра, поскольку значение высоты имеет конкретное значение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обжалуемая характеристика выражается в виде диапазона, так как высота данного товара изменяется в зависимости от того, на скольку сильно закручен или раскручен вентиль, в подтверждение чего представитель Заказчика представил на обозрение Комиссии Управления скриншот с сайта http://ck01.ru/ventil-15b1p-du-15.html из сети "Интернет".
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие невозможность формирования заявки на участие в закупке, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Развитие" на действия ГБУЗ "НПЦ спец. мед. помощи детям ДЗМ"обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части неустановаления в аукционной документации требования о представления в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Член Комиссии А.С. Спирякова
Д.А. Аносов
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 октября 2018 г. N 2-57-13169/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018