Резолютивная часть объявлена 23.10.2018 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 26.10.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- А.Г. Миронов - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- А.Д. Капаклы - Старший государственный инспектор отдела Управления,
- Е.Е. Воросцова - Эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Новикова А.В. (ИНН 860602969642, ОГРНИП 315861700025422) от 16.10.2018 N1514-ж на действия Заказчика - МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ при проведении электронного аукциона, предметом которого является текущий ремонт помещений административного здания Межрайонной ИФНС России N 2 по ХМАО-Югре (извещение N 0387100002418000018) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. В своей жалобе Заявитель указал следующее.
1. В п. 5.4.2 проекта контракта указано следующее "Перед непосредственным выполнением работ Подрядчик обязан письменно согласовать образцы предполагаемых к использованию материалов. Подрядчик не имеет права приступить к выполнению работ на Объекте без согласования с Заказчиком таких материалов."
Заявитель считает, что требование по согласованию образцов предполагаемых к использованию материалов излишними и создающими ограничение конкуренции, так как поставщик должен использовать материал, соответствующий показателям установленными Заказчикам (с учетом предложения участника, в рамках установленных характеристик заказчика). Участник предоставит все документы, подтверждающие качество и характеристики товара в процессе и по заверению работ. Заказчик должен описать требование к материалам исчерпывающе, но не устанавливать требование к согласованию образцов материалов. В противном случае, Заказник может согласовывать образцы одному участнику и не согласовывать другому, что создает не рыночные механизмы.
2. В соответствии с техническим заданием "До начала производства работ необходимо провести входной контроль поступающих материалов и готовой продукции. Результаты входного контроля материалов представить в таблице произвольной формы, согласованной с Заказчиком."
На разъяснение документации об электронном аукционе Заказчик ответил следующее: "Проведение входного контроля материалов, указанного в аукционной документации, направлено. на согласование цветовой гаммы и фактуры, предполагаемых к использованию материалов Указанный контроль будет проводиться уже после проведенного электронного аукциона, с Победителем аукциона, и никак не может ограничивать конкуренцию. Данная таблица представляется в произвольной форме, разработанной Победителем. Согласование Заказчиком требуется только в части цветового решения и фактуры материалов. Требование о предоставлении "Журнала входного контроля материалов" в аукционной документации отсутствует."
Действия заказчика не правомерны, по следующим причинам:
- Заказчик обязывает в аукционной документации согласовывать форму журнала входного контроля качества;
- Заказчик обязывает подрядчика принимать товар по фактуре и цветовой гамме. В такой ситуации , подрядчик должен купить товар, принять его по фактуре и цветовой гамме,
- указать в журнале входного контроля материалов цветовую гамму и фактуру, а заказчик в дальнейшем будет согласовывать материал, и в случае несогласования заказчиком материала, подрядчику придется снова купить новый товар принять по цветовой гамме и фактуре и передать журнал заказчику для согласования;
- Журнал входного контроля служит для проверки соответствия поступления на строительные площадки и склады материалов, изделий и полуфабрикатов требованиям ГОСТ и ТУ. Существует стандартизированная форма Журнала входного контроля качества.
Заявитель, поясняет, что из п.1, 2 данной жалобы становится немного понятен порядок, по которому подрядчик должен согласовывать материал, а именно: согласование письменно образца - согласование формы журнала входного контроля материалов- приемка товара по цветовой гаммы и фактуры материала - предоставление журнала входного контроля материалов заказчику на согласование цветовой гаммы и факторы и в случае не согласования материала по фактуре и цветовой гаммы снова пройти цепочку и столько раз сколько потребуется для согласования фактуры и цветовой гаммы.
Условия, установленные заказчиком, приводят к невозможности расчета затрат потенциального участника, не дает возможности победителю закупить товар. Заказчик преднамеренно не указал исчерпывающее описание товара и установил неправомерные требования для того что бы ограничить конкуренцию.
Считаем данные требования не правомерными.
3. В описании объекта закупки указано следующее "При использовании Подрядчиком иностранной рабочей силы (трудовых мигрантов), Подрядчик обязан обеспечить знание трудовыми мигрантами русского языка в объеме, необходимом для общения с представителями Заказчика.". Данное требование не правомерно. Подрядчик должен привлекать иностранную рабочую силу в соответствии с законодательством РФ, и они должны знать русский язык в объеме необходимом для получения разрешения на работу в РФ, в не в объеме "необходимом для общения с представителями Заказчика". К тому же общаться с заказчиком будет ответственное лицо за проведение работ.
Заявитель просит отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), Обязать Заказчика внести изменения, рассмотреть вопрос о привлечении заказчика к ответственности.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является текущий ремонт помещений административного здания Межрайонной ИФНС России N 2 по ХМАО-Югре (извещение N 0387100002418000018) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 08.10.2018 16:48.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В свою очередь, участник закупки в своей заявке обязан указать конкретные показатели предлагаемого товара, чтобы определить его соответствие требованиям заказчика.
Заказчик указал в разделе 5 "Права и обязанности Сторон" проекта контракта , а именно: "5.4.2. Выполнить работы по Контракту в строгом соответствии с Техническим заданием, Локальным сметным расчетом и Дефектной ведомостью, требованиями законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих предмет Контракта, условиями Контракта, включая индивидуальные особенности Объекта, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, техническим регламентам и т.п.). Перед непосредственным выполнением работ Подрядчик обязан письменно согласовать образцы предполагаемых к использованию материалов. Подрядчик не имеет права приступить к выполнению работ на Объекте без согласования с Заказчиком таких материалов".
В силу части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно 1, 2 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Закон о контрактной системе, не содержит запрета на согласование подрядчиком с заказчиком предлагаемых к использованию при выполнении работ строительных материалов. В данном случае заказчиком не возлагаются дополнительные обязанности, не предъявляются дополнительные требования к подрядчику, а потому данное условие не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документов и доказательств, подтверждающих данный довод Заявителем не предоставлено.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе по первому доводу Заявителя в действиях Заказчика не установлены.
2. По доводу заявителя о указании Заказчиком в техническом задании аукционной документации об электронном аукционе требования, а именно: "до начала производства работ необходимо провести входной контроль поступающих материалов и готовой продукции. Результаты входного контроля материалов представить в таблице произвольной формы, согласованной с Заказчиком" Комиссия Управления отмечает следующие.
В соответствии с разъяснениями документации об электронном аукционе Заказчик ответил следующее: "Проведение входного контроля материалов, указанного в аукционной документации, направлено. на согласование цветовой гаммы и фактуры, предполагаемых к использованию материалов Указанный контроль будет проводиться уже после проведенного электронного аукциона, с Победителем аукциона, и никак не может ограничивать конкуренцию. Данная таблица представляется в произвольной форме, разработанной Победителем. Согласование Заказчиком требуется только в части цветового решения и фактуры материалов. Требование о предоставлении "Журнала входного контроля материалов" в аукционной документации отсутствует."
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документацией об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
-конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Конкретные показатели материалов, которые необходимо указать в первой части заявки установлены в таблице 2
Ведомость материалов, используемых при выполнении работ
N п/п |
Наименование товара |
Характеристика товара* |
|||
Показатели, значения которых могут изменяться |
Показатели, значения которых не могут изменяться |
||||
Наименование показателя |
Значение показателя |
Наименование показателя |
Значение показателя |
||
1. |
Линолеум |
Толщина |
не менее 2 мм не более 4 мм |
Предназначение |
для полов |
Описание |
Коммерческий, одноцветный |
||||
2. |
Обои |
Ширина |
Не менее 500 мм |
Описание |
Флизелиновые, под окраску |
Предназначение
|
Для стен |
||||
3. |
Грунтовка |
|
|
Описание |
Акриловая, глубокого проникновения |
4. |
Краски |
|
|
Описание |
Водно-дисперсионные, акриловые, для внутренних работ, цветных тонов |
5. |
Плинтус |
|
|
Описание |
Пластиковые, с кабель-каналом |
Предназначение |
Для полов |
Т.е. при составлении первой части заявки участник должен рассчитать свои затраты на закупку конкретного товара, который будет использоваться при выполнении работ, и которые в случае его победы на аукционе будут указаны в контракте.
В соответствии с пунктом 5.4.2 проекта контракта проведение входного контроля материалов перед началом работ, указанного в аукционной документации направлено на проверку (контроль) того, что исполнитель (подрядчик) будет использовать именно те материалы, которые им были указаны в первой части заявки, а также - согласование цветовой гаммы
Из представленных возражений Заказчика следует, что данный пункт технического задания включен из-за того, что под техническое задание подпадают товары нескольких производителей. Поэтому в описании объекта закупки не представляется возможным указать конкретный цвет краски, линолеума, плинтуса, обоев, так как у различных производителей товара один и тот же цвет имеет различные оттенки и рисунки.
Указанный контроль проводиться уже после проведенного аукциона, с победителем закупки и ни как не может ограничивать конкуренцию, а также не влияет на расчет затрат потенциального участника закупки.
Закон о контрактной системе, не содержит запрета на согласование подрядчиком с заказчиком предлагаемых к использованию при выполнении работ строительных материалов, в том числе и согласование цветовой гаммы, фактуры. В данном случае заказчиком не возлагаются дополнительные обязанности, не предъявляются дополнительные требования к подрядчику, а потому данное условие не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документов и доказательств, подтверждающих данный довод Заявителем не предоставлено.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе по второму доводу Заявителя в действиях Заказчика не установлены.
3. По доводу заявителя о том, что Заказчик указал в части II "Техническая часть" Приложение N2 документации об электронном аукционе, а именно: "Перед началом выполнения работ Подрядчик обязан представить Заказчику (не менее чем за 5 рабочих дней) поименный список сотрудников. В случае привлечения иностранной рабочей силы - трудовых мигрантов, к списку следует приложить копии патентов, подтверждающих право осуществления ими трудовой деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).
При использовании Подрядчиком иностранной рабочей силы (трудовых мигрантов), Подрядчик обязан обеспечить знание трудовыми мигрантами русского языка в объеме, необходимом для общения с представителями Заказчика".
Комиссия управления отмечает, что Заявителем в своей жалобе не указано, какие нормы действующего законодательства нарушены Заказчиком. Кроме того, на основании пункта 6 части 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", указанно, что для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
По мнению Комиссии Управления, указание в техническом задании о том, что подрядчик обязан обеспечить знание трудовыми мигрантами русского языка в объеме, необходимом для общения с представителями Заказчика не нарушает чьих либо прав или законных интересов.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод заявителя не находит своего подтверждения.
Жалоба ИП Новикова А.В. (ИНН 860602969642, ОГРНИП 315861700025422) от 16.10.2018 N1514-ж рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Новикова А.В. (ИНН 860602969642, ОГРНИП 315861700025422) от 16.10.2018 N1514-ж на действия Заказчика - МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ при проведении электронного аукциона, предметом которого является текущий ремонт помещений административного здания Межрайонной ИФНС России N 2 по ХМАО-Югре (извещение N 0387100002418000018) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии А.Г. Миронов
Члены Комиссии: А.Д. Капаклы
Е.Е. Воросцова
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 октября 2018 г. N 03/ВК
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2018