Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2018 года Решение изготовлено в полном объеме 24 октября 2018 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Попова А.С. на действие Заказчика при формировании протокола отказа от подписания контракта по итогам электронного аукциона на приобретение жилого помещения (номер извещения: 0157100004418000071), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
26 сентября 2018 года Заказчиком объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения (номер извещения: 0157100004418000071)
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 26.09.2018 12:43.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 04.10.2018 10:00.
На участие в аукционе подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.10.2018 N0157100004418000071-1).
10.10.2018 года Заказчиком опубликован Протокол отказа от заключения контракта N0157100004418000071-2.
12 октября 2018 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N681з).
Рассмотрение жалобы состоялось 22 октября 2018 года в 17 часов 00 минут (с учетом перерыва объявленного 19.10.2018 года, необходимого для участия заявителя и предоставления дополнительных документов, имеющих значение для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх. N681з от 12.10.2018 года).
Необоснованный отказ от подписания контракта, на основании условий не предусмотренных частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы и сообщил следующее (возражения исх.N6/2291 от 18.10.2018 года и дополнение к возражениям исх.N19/601 от 22.10.2018 года, в материалах дела).
В соответствии с п. 3.1.4 раздела 3 проекта Государственного контракта поставщик обязан до заключения Государственного контракта представить выписку из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним, выданную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.
По условиям проекта государственного контракта отчуждаемая Квартира принадлежит поставщику на праве собственности на основании выписки из ЕГРН. Победитель электронного аукциона ИП Попов Алексей Сергеевич до заключения Государственного контракта не предоставил выписку из ЕГРН, выданную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.
Кроме того, документов, подтверждающих право собственности Федоровой Любови Васильевны не представлено, вместо них представлено свидетельство о праве собственности на наследство по закону N 60 АА 0392559 от 21.04.2015 г., подтверждающее возникновение права собственности на наследство. Заключение контракта с Поставщиком ИП Поповым Алексеем Сергеевичем невозможно, так как он не обладает правом собственности на предлагаемую квартиру, следовательно, не может быть стороной по контракту.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующие:
Согласно пункту 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.10.2018 года N0157100004418000071-1Индивидуальный предприниматель Попов Алексей Сергеевич признан соответствующим требованиям документации об аукционе.
Аукционная комиссия Заказчика руководствуясь п.4 ч. 1 ст.71 Закона о контрактной системе единогласно приняла решение заключить контракт с Индивидуальным предпринимателем Поповым Алексеем Сергеевичем, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с ценой, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, содержащиеся в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом согласно части 2.1 статьи статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
10.10.2018 года Заказчик, в лице начальника тыла Устьянцева Виталия Петровича принял решение об отказе от заключения контракта, на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что заключение контракта с Поставщиком ИП Поповым Алексеем Сергеевичем невозможно, так как он не обладает правом собственности на предлагаемую квартиру, следовательно, не может быть стороной по контракту.
Законодатель в целях исключения для потенциальных участников торгов неопределенности с перечнем документов, позволяющим им определить их соответствие требованиям проводимого аукциона, а также в целях обеспечения принципа открытости и прозрачности процедур закупок, полноты информации по закупкам и определения правомерности действий аукционной комиссии при принятии решений о допуске или отказе в допуске тем или иным участникам аукциона, установил требования к аукционной документации.
Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из содержания пунктов 2, 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе в числе прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе указать на необходимость соответствия участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе закрепляет правило о недопустимости требования от участников аукциона предоставить иные документы и информацию, помимо прямо предусмотренных, в том числе частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае согласно аукционной документации объектом спорной закупки являлось жилое помещение в виде квартиры в городе Печоры Псковской области.
Извещением о проведении электронного аукциона Единые требования к участникам в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены в п 22. "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" раздела 1."ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" документации об электронном аукционе.
При этом, пункт 22 Информационной карты документации об аукционе содержит условия обеспечения исполнения контракта, а не Единые требования к участникам закупки, как указано в извещении о проведении электронного аукциона.
Как пояснил представитель Заказчика при рассмотрении жалобы, указание на пункт 22, является технической ошибкой и участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 23 Информационной карты документации об аукционе.
Комиссия, изучив пункт 23 Информационной карты документации об аукционе, установила, что пункт первый содержит требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказания услуги, являющихся объектом закупки.
Пункт 8 Технического задания (Описание объекта закупки) содержит указание на то, что квартира должна быть зарегистрирована на поставщика в установленном законодательством Российской Федерации порядке (наличие выписки из Единого государственного реестра недвижимости), не иметь ограничений и обременений.
При этом в аукционной документацией не предусмотрена необходимость представления участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе документа, подтверждающего регистрацию права собственности собственника на такое помещение (квартиру), что нарушает требования части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку при наличии требования к участнику закупки по п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан потребовать в составе второй части заявки от участника закупки документ, который подтверждает его соответствие установленным требованиям.
Как, пояснил представитель Заказчика, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки может и не иметь в собственности квартиры, но на момент заключения контракта должен предоставить Заказчику оригинал или копию технического паспорта на Квартиру, или кадастровый паспорт Квартиры, выписку из ЕГРН, выданную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области на момент подписания настоящего контракта, или нотариально заверенную копию, при этом согласно пункту 1.3 проекта контракта квартира должна принадлежать поставщику на праве собственности.
Изучив документацию об аукционе, выслушав доводы сторон, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в рассматриваемом случае данные ограничения не установлены.
При этом лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Представитель Заказчика в дополнении к возражениям на жалобу указал ряд статей Гражданского кодекса РФ, а именно 218, 235, 454, 456, из которых, по мнению Заказчика, следует, что законодательством РФ установлены требования к участникам закупки, в случае если объектом закупки является приобретение жилого помещения (квартиры), а именно наличие права собственности на объект недвижимости у участника закупки.
Комиссия Псковского УФАС России не согласна с данным доводом Заказчика исходя из следующего.
Статьей 185 ГК РФ предусмотрено, что доверенностью признается письменное полномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В свою очередь, согласно статье 185.1. ГК РФ предусмотрено, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
К ним относятся доверенности, уполномочивающие представителя на отчуждение имущества, права на которое зарегистрированы в реестре (например, заключение договоров купли-продажи, мены, дарения в отношении такого имущества), а также на установление ограниченных вещных прав на него (в частности, установление сервитута или ипотеки).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность продажи недвижимости (квартиры) не только собственником, но и уполномоченным лицом по нотариальной доверенности, выданной собственником квартиры, с указанием соответствующих прав, в том числе определения получателя денежных средств от продажи имущества.
Учитывая то, что участником закупки может быть любое юридическое лицо (например, риэлтерское агентство) или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, устанавливать требование на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, об участии в закупке исключительно собственника недвижимого имущества, является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку приводит к ограничению количества участников закупки.
Частями 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом N218-ФЗ порядке.
Изучив требования вышеназванного Закона, Комиссия считает, что при заключении контракта на приобретение квартиры у исполнителя должны быть документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности либо выписка из ЕГРН, документ-основание, подтверждающий права продавца на квартиру (договор купли-продажи, дарения, приватизации, также решение суда, свидетельство о вступлении в права наследования); нотариально заверенное согласие супруга (при наличии супруга), свидетельство о расторжении брака (при наличии); разрешение органов опеки и попечительства (если несовершеннолетний ребенок прописан в квартире, является владельцем доли или квартиры в целом); кадастровый (технический) паспорт; нотариальная доверенность (в случае, если сделка будет совершаться представителем собственника).
Исходя из материалов дела, единственный участник закупки, признанный аукционной комиссией соответствующим требованиям документации об аукционе, по запросу заказчика (исх.N6/2183 от 05.10.2018 года) в установленный Заказчиком срок до 10.10.2018 года предоставил посредством электронной почты, все необходимые документы.
Относительно даты выдачи доверенности, после подачи заявки на участия в аукционе ИП Поповым А.С. считаем, что данное обстоятельство не является основанием для признания участника закупки несоответствующим требованиям документации об аукционе и отказа от заключения контракта.
На момент заключения контракта, согласно материалам дела у Попова А.С. имеется действующая нотариальная доверенность от Федоровой Л.В. с правом заключать и подписать государственный контракт, без права получения денег, с указанием реквизитов Федоровой Л.В. для перечисления денежных средств за квартиру.
Правила и порядок удостоверения доверенностей содержатся в п. 5 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утв. решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол N07/16 (далее - Методические рекомендации по удостоверению доверенностей).
В частности, указанными Методическими рекомендациями предусмотрено, что перед совершением нотариального действия по удостоверению доверенности нотариус, в соответствии со ст. 16 Основ разъясняет обратившемуся за удостоверением доверенности правовые последствия выдачи доверенности с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред (п. 5.1).
Исходя из вышеизложенного, право осуществлять продажу квартиры в г.Печоры ул.Индустриальная д.8 кв.11 Попову А.С. предоставлено на законных основаниях, нотариальной доверенностью N60АА0684205 от 08.10.2018 года.
Получение нотариальной доверенности несет за собой денежные расходы, соответственно возлагать на участника закупки до момента определения его победителем аукциона затраты денежного характера, экономически не обоснованно и не разумно.
Довод Заказчика о том, что свидетельство о праве собственности на наследство по закону N 60 АА 0392559 от 21.04.2015 г., не подтверждает право собственности на квартиру Федоровой Л.В., по мнению Комиссии, является несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Исходя из статьи 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации права наследника оформляются свидетельством о праве на наследство, которое, в свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для государственной регистрации прав.
Более того, в материалах дела, предоставленных Заказчиком, имеется копия свидетельства о государственной регистрации права от 30.04.2015 года, выданное Федоровой Любови Васильевне и подтверждающее ее право собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Печоры ул.Индустриальная д.8 кв.11.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, принявшего неправомерное решение об отказе от заключения контракта с Заявителем, нарушают пункт 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях.
Установление в документации об аукционе требования к участникам закупки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно установление в пункте 8 Технического задания (Описания объекта закупки) требования о том, что квартира должна быть зарегистрирована на поставщика в установленном законодательством Российской Федерации порядке (наличие выписки из Единого государственного реестра недвижимости), является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Попова А.С. обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31 и пункта 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены Протокола отказа от заключения контракта от 10.10.2018 N0157100004418000071-2 и направления проекта контракта единственному участнику закупки, который признан соответствующим положениям документации об аукционе Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.10.2018 N0157100004418000071-1.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновных должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 22 октября 2018 г. N 44-83/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018