Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 октября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - руководитель управления Паутов И.Г., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С.,
с участием:
от ООО "Альянс" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от заказчика - Государственная инспекция труда в Ярославской области (далее - заказчик), руководителя Т.А. Синицыной,
от оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Альянс" на действия заказчика - государственной инспекции труда в Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N0171100001118000011) (далее - электронный аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба ООО "Альянс" на действия заказчика - государственной инспекции труда в Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N0171100001118000011).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N0171100001118000011) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в частности:
1. Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие электронном аукционе изложены заказчиком в аукционной документации, по мнению заявителя, противоречивым образом.
2. В проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, размер штрафа за неисполнение или за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом) установлен заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Кроме того, по мнению заявителя, 11.10.2018 и 15.10.2018 заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе были размещены разъяснения аукционной документации без указания на предмет запроса.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения с указанием на то, что аукционная документация составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Государственной инспекцией труда в Ярославской области, 01.10.2018 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N0171100001118000011 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений вместе с аукционной документацией.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 350 000 рублей.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
1. Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что требования к содержанию и составу первой части заявки на участие электронном аукционе изложены заказчиком в аукционной документации противоречивым образом, по следующим причинам.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии пунктами 1, 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 11.2.2 "Требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе" части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Исходя из пункта "Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе" части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника данного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о данном аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с положениями части IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)*. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Следовательно, в данном случае заказчиком в аукционной документации (части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме", части II "Информационная карта электронного аукциона", части IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе") в нарушение пункта 2 части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требования к содержанию и составу первой части заявки изложены противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки ее условий образом.
2. Комиссии представляется обоснованным довод заявителя о том, что в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, размер штрафа за неисполнение или за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом) установлен заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, ввиду следующего.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 5.41 раздела 5 "Ответственность сторон" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, подрядчик уплачивает штраф в сумме _____ рублей (5 процентов от цены контракта в соответствии с постановлением 30.08.2017 N1042).
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, предусмотренных контрактом), подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого электронного аукциона.
Исходя из части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, пункте 9 части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ (к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составила 6 350 000 рублей.
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств подрядчиком, предусмотренных контрактом), следует считать включение в проект контракта штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "б" пункта 4 Правил.
Подпунктами "а", "б" пункта 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).
При этом подпункты "а" - "в" пункта 4 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо было установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафов, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (6 350 000 рублей) в отношении штрафа за неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом - значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 4 Правил.
Включение в проект контракта указания на значение размера штрафа, предусмотренного данными Правилами, лишь для одного порогового значения цены контракта (в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей) вместо установления всех возможных значений размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта не является в данном случае надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению в проекте государственного контракта (государственном контракте) размеров неустойки.
Таким образом, установив в проекте контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений размер штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) без учёта наличия в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, а также не указав все возможные значения размеров такого штрафа для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, заказчик допустил нарушения части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
3. Оценивая довод заявителя о том, что 11.10.2018 и 15.10.2018 заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе были размещены разъяснения аукционной документации без указания на предмет запроса, комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Исходя из частей 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено на заседании Комиссии Ярославского УФАС России, 10.10.2018 в адрес заказчика поступил запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений следующего содержания:
"Добрый день. Просьба пояснить, каким образом можно осуществить производство работ по объекту за 20 календарных дней. Сметной документацией предусмотрен срок 7665 чел. час. Исходя из этого, на срок 20 календарных дней потребуется: 7 665/(20*8)=48 человек, при условии полного освобождения объекта. Закупка производится для субъектов малого предпринимательства. Мало какие СМП обладают таким количеством сотрудников. Предлагаем изменить сроки выполнения работ на реальные (примерно 60 календарных дней), не ограничивая тем самым число участников".
11.10.2018 в 11:22 заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации по данному запросу следующего содержания:
"В ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе поясняем следующее. Помещения заказчика полностью освобождены для производства работ по ремонту, в связи с чем, у подрядчика имеется возможность для одновременного выполнения отдельных видов работ в целях соблюдения сроков, предусмотренных контрактом. Рассчитанное в запросе необходимое количество человек для производства работ по ремонту помещений соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для отнесения подрядчика к субъектам малого предпринимательства".
15.10.2018 в адрес заказчика поступил запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений следующего содержания:
"Добрый день. Просим дать разъяснения по следующему вопросу: наша организация выполняет работы по строительству и капитальному ремонту. Работы по пожарной безопасности выполняет компания-партнёр. Можем ли мы при подаче документов на участие в конкурсе прикрепить лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений компании-партнёра вместе с нашим договором о совместной деятельности? Спасибо".
15.10.2018 в 20:30 заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации по данному запросу следующего содержания:
"В ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе поясняем следующее. В соответствии с частью 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик не вправе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации за исключением информации и документов, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи. В целях подтверждения соответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом первым части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в составе второй части заявки электронного аукциона участнику электронного аукциона, по условиям конкурсной документации, необходимо представить копию имеющейся у него действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Таким образом, представление договора о совместной деятельности с третьими лицами и разрешений на право осуществления вида работ, выданных третьим лицам, с которыми у участника электронного аукциона имеются правоотношения, не допускается нормами действующего законодательства о контрактной системе".
Изучив изложенные выше разъяснения положений аукционной документации, Комиссия установила, что в данных разъяснениях отсутствует указание на предмет запроса, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик, разместив в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации по запросам участников закупки без указания на предмет запроса, допустил нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены нарушения части 5, пункта 2 части 13 статьи 34, части 1 статьи 44, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 5.2 раздела 5 "Ответственность сторон" за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать уплату штрафа в сумме 5000 руб. 00 коп. (Одна тысяча рублей 00 коп.) (В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, предусмотренных контрактом), подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 350 000 рублей.
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, предусмотренных контрактом), следует считать включение в проект контракта:
- штрафа за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "б" пункта 9 Правил.
Согласно пункту 9 правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом подпункты "а" - "б" пункта 9 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо было установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафов, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (6 350 000 рублей), за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - значения размера штрафа, предусмотренные пунктами "а" и "б" пункта 9 Правил.
Включение в проект контракта указания на значение размера штрафа, предусмотренного данными Правилами, лишь для одного порогового значения цены контракта (в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей) вместо установления всех возможных значений размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта не является в данном случае надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению в проекте государственного контракта (государственном контракте) размеров неустойки.
Таким образом, заказчик, не указав в проекте контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений все возможные значения размеров штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, допустил нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Изучив положения раздела 2 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, а также другие его разделы, Комиссия установила, что в рассматриваемом проекте контракта отсутствует обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона содержит информацию, указанную в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В силу пункта 7 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должны содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении такого электронного аукциона (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации начальная максимальная цена составила 6 350 000 рублей.
В пункте 11.1 раздела 11 "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" аукционной документации заказчик предусмотрел, что в соответствии с частью 52 статьи 112 Закона обеспечение заявок на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств по 30 июня 2019 года включительно, допустив таким образом нарушение части 1 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 6.1 раздела 6 "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона" части "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации заказчик установил следующие единые требования к участникам электронного аукциона:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки. Если такие требования установлены, информация о них содержится в Информационной карте электронного аукциона;
2) непроведение ликвидации участника электронного аукциона - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника электронного аукциона в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника электронного аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) обладание участником электронного аукциона исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта Государственный заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
8) отсутствие между участником электронного аукциона и Государственным заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Государственного заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Государственного заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В данном случае заказчик не установил в документации об аукционе в электронной форме требование к участникам закупки в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, допустив тем самым нарушение части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 11.2.3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела II "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, указанные в Информационной карте электронного аукциона подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено в Информационной карте электронного аукциона. При этом не требуется представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона, (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В разделе II "Информационная карта электронного аукциона" заказчиком установлено следующее:
"вторая часть заявки должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона
Документы (или копии документов), предоставляемые в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Закона".
В соответствии с частью IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не требуется представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона, (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, требования к содержанию и составу второй части заявки установлены заказчиком в аукционной документации противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки образом, поскольку не представляется возможным однозначно точно определить, какие именно документы должны быть представлены участником закупки в составе второй части заявки, что, соответственно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При этом в документации заказчиком установлено требование о том, что в целях определения правомочности участника электронного аукциона заключать контракт будут рассматриваться следующие документы:
а) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением участника электронного аукциона о его аккредитации на электронной площадке, указанным в пункте 1 части 2 статьи 61 Закона, копия документа, удостоверяющего личность участника электронного аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
б) копии учредительных документов участника электронного аукциона (для юридического лица);
в) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени участника электронного аукциона действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в электронных аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
г) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
д) копия действующей лицензии:
на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Иными словами, заказчик фактически требует предоставить указанные документы в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, однако законом о контрактной системе не установлено требование о предоставлении указанных выше документов в составе второй части заявки в качестве "подтверждения правомочности участника электронного аукциона заключать контракт", что соответственно, является нарушением части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно разделу 3 "Система ОПС" ведомости объёмов работ, представленной заказчиком в составе технического задания, являющегося приложением к проекту контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, заказчику требуются, в том числе выполнить работы по установке извещателей ПС автоматических, световых настенных указателей, приборов ПС приёмно-контрольных, пусковых и т.д.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит, в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В Приложении к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определены работы по монтажу эвакуационного освещения, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", определён перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В разделе II "Информационная карта электронного аукциона" заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должны содержать, в том числе копию действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В пункте 11.2.3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, указанные в Информационной карте электронного аукциона подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), предоставляемые в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего закона.
В соответствии с частью IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Таким образом, установив в аукционной документации требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и о представлении копии такой лицензии в составе второй части заявки, не конкретизировав перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений применительно к данной рассматриваемой закупке (то есть фактически не установил в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и о представлении участниками закупки копии такой лицензии в составе второй части заявки), допустил нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Альянс" (ИНН 5402025621, ОГРН 1165476189230) на действия заказчика - Государственной инспекции труда в Ярославской области (ИНН 7604030755, ОГРН 7604030755), при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N0171100001118000011) обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственную инспекцию труда в Ярославской области (ИНН 7604030755, ОГРН 7604030755), нарушившим часть 8 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать заказчика - Государственную инспекцию труда в Ярославской области (ИНН 7604030755, ОГРН 7604030755), нарушившим часть 5, пункт 2 части 13 статьи 34, часть 1 статьи 44, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Государственной инспекции труда в Ярославской области (ИНН 7604030755, ОГРН 7604030755), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 октября 2018 г. N 249ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2018