Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "КлассикСтоун" (далее также - заявитель) - уполномоченных представителей;
от заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, заказчик) - уполномоченных представителей;
от уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - уполномоченный орган) - уполномоченных представителей;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "КлассикСтоун" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на благоустройство детской площадки в сквере "Бутусовский", ограниченном ул.Победы, ул.Свердлова, ул.Чайковского и ул.Пушкина (извещение N 0371300027818000581) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "КлассикСтоун" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на благоустройство детской площадки в сквере "Бутусовский", ограниченном ул.Победы, ул.Свердлова, ул.Чайковского и ул.Пушкина (извещение N0371300027818000581).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что извещение и аукционная документация, составленные заказчиком и уполномоченным органом, не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1. При описании объекта закупки, в частности требований к поставляемому по позиции 1 товару "ДИК Замок" заказчиком и уполномоченным органом использованы "эскизы конкретных ДИК без функционального описания состава ДИК (количество горок, лестниц, площадок и т.д.)", что, по мнению заявителя, свидетельствует об указании на конкретного производителя таких замков и влечет за собой ограничение количества участников закупки; при этом размеры "двух ДИК" замков также различаются, минимальные и максимальные размеры не установлены;
2. Заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации установлены излишние требования к вспомогательным материалам (бруски, доски обрезные и необрезные, проволока, гвозди, известь, лесоматериалы круглые хвойных пород и т. д.), используемым при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки;
3. Заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации установлены требования к качелям: антивандальные, простые на деревянных опорах (позиция 2); которые, по мнению заявителя, выпускает исключительно один производитель.
На основании вышеизложенного, ООО "КлассикСтоун" просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом (департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля), в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещено извещение N0371300027818000581 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на благоустройство детской площадки в сквере "Бутусовский", ограниченном ул.Победы, ул.Свердлова, ул.Чайковского и ул.Пушкина вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться рядом правил, в числе которых:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Оценивая доводы заявителя о том, что при описании объекта закупки, в частности требований к поставляемому по позиции 1 товару "ДИК Замок" заказчиком и уполномоченным органом использованы "эскизы конкретных ДИК без функционального описания состава ДИК (количество горок, лестниц, площадок и т.д.)", что, по мнению заявителя, свидетельствует об указании на конкретного производителя таких замков и влечет за собой ограничение количества участников закупки; при этом размеры "двух ДИК" замков также различаются, минимальные и максимальные размеры не установлены; заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации установлены требования к качелям: антивандальные, простые на деревянных опорах (позиция 2); которые, по мнению заявителя, выпускает исключительно один производитель, Комиссия установила следующее.
В пункте 5 главы 3 "Информационная карта" аукционной документации указано, что объектом закупки является благоустройство детской площадки в сквере "Бутусовский", ограниченном ул. Победы, ул. Свердлова, ул. Чайковского и ул. Пушкина, описание объекта закупки содержится в техническом задании, представленном в составе документации об электронном аукционе.
В пункте 14 главы 3 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, инструкция по её заполнению: необходимые документы указаны в разделе 3.2 документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложениях N 3 и 4 к техническому заданию и указание на товарный знак (при наличии).
Приложение N 3 к техническому заданию содержит технические характеристики малых архитектурных форм.
Позиция 1 "ДИК Замок" содержит два варианта требуемой заказчику малой архитектурной формы "Замок", их эскизы и размеры (вариант 1: Размер (мм): длина 8940, ширина 6760, высота 6010; вариант 2: Размер (мм): длина 6090, ширина 9190, высота 5160).
Также в техническом задании по позиции 1 содержится информация о том, что участник закупки в первой части заявки: может по своему желанию выбрать одно из двух представленных выше предложений (вариантов), соответствующее вышеуказанным параметрам. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с п. 1, п.п. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в п. 1.1.1 (для варианта 1) или п. 1.1.2 (для варианта 2) п. 1 Технического задания и указание на товарный знак (при наличии).
Позиция 2 "Качели двойные" также включает два варианта, в каждом из них содержится эскиз и размер (вариант 1: Размер (мм): длина 6550, ширина 2400, высота 2740; вариант 2: Размер (мм): длина1700, ширина, 6950, высота 2680).
Также в техническом задании по данной позиции содержится информация о том, что участник закупки в первой части заявки: может по своему желанию выбрать одно из двух представленных выше предложений (вариантов), соответствующее вышеуказанным параметрам. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с п. 1, п.п. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в п. 2.1.1 (для варианта 1) или п. 2.1.2 (для варианта 2) п. 2 Технического задания и указание на товарный знак (при наличии).
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, установленные в приложении 3 к техническому заданию характеристики товаров "ДИК Замок", "Качели двойные" являются достаточными для определения соответствия закупаемых товаров потребностям заказчика.
Представители уполномоченного органа также пояснили, что при формировании описания объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом проведено изучение рынка и выявлено, что каждой из оспариваемых заявителем позиций необходимых для закупки товаров соответствует как минимум два производителя. ДИК Замок производится ООО "Компан" (Россия г. Москва), компанией "LAPPSET Group Ltr" (Финляндия). Качели двойные производятся ООО "Компан" (Россия г. Москва), компанией "LAPPSET Group Ltr" (Финляндия). В подтверждение данного факта заказчиком и уполномоченным органом представлены распечатки с сайтов указанных производителей.
При определении размеров (длина, ширина, высота) малых архитектурных форм по позиции 1 "ДИК Замок", позиции 2 "Качели двойные", заказчик руководствовался данными из каталогов производителей, при этом в качестве альтернативы заказчиком и уполномоченным органом установлены два вида качелей и замков, соответственно, участнику закупки представляется возможность поставки того или иного оборудования в зависимости от имеющихся у него в распоряжении (т.е. участнику закупки представлена возможность выбирать один из двух предложенных вариантов товаров для каждого из двух видов малых архитектурных форм).
В качестве предмета закупки обозначено благоустройство детской площадки, включая поставку малых архитектурных форм, а не производство последних; при этом документация не содержит указание на конкретного производителя малых архитектурных форм.
Доказательств того, что указанные в аукционной документации товары (малые архитектурные формы) необходимые для благоустройства детской площадки могут быть поставлены ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит.
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
ООО "КлассикСтоун" не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности поставить малые архитектурные формы согласно условиям закупочной документации.
Кроме того, согласно протоколу N 993 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.10.2018 на участие в рассматриваемой закупке подано две заявки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе по формированию раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Рассмотрев довод о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации установлены излишние требования к вспомогательным материалам (бруски, доски обрезные и необрезные, проволока, гвозди, известь, лесоматериалы круглые хвойных пород и т. д.), используемым при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, Комиссия признала данный довод необоснованным в связи со следующим.
В части II "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации указано, что количественные характеристики (объем выполняемых работ) определяется сметной документацией (Приложение 1).
При этом из анализа сметной документации следует, что последняя содержит как соответствующие виды работ по установке малых архитектурных форм (например, пункт 21 "Копание ям вручную без креплений для стоек и столбов без откосов глубиной до 0,7 м, группа грунтов 1", пункт 23 "Устройство бетонных фундаментов общего назначения объемом до 5 м3" и т.д.), так и товары, непосредственно применяющиеся для выполнения таких работ (например, пункт 24 "Бетон тяжелый, крупность заполнителя 40 мм, класс В7,5 (М100)", пункт 32 "Песок природный для строительных работ средний в песочницу" и т.д.).
Приложение N 4, являющееся неотъемлемой частью раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, представляет собой таблицу, содержащую требования к качественным, техническим характеристикам материалов (товаров), их эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным сведениям о материалах (товарах), представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе, например, позиция 2 "Доски необрезные" сорта 4.
Иными словами, в приложение N 4 к техническому заданию аукционной документации включены те виды товаров (материалов), которые непосредственно используются при выполнении работ по монтажу (установке) малых архитектурных форм.
Представители уполномоченного органа и заказчика пояснили, что в приложение N 4 к техническому заданию аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом включены товары (материалы), которые являются значимыми для заказчика, так как "оказывают влияние на безопасность малых архитектурных форм при производстве монтажных работ (устройстве фундаментов)".
Следовательно, установление подробных характеристик к вспомогательным товарам (материала) продиктовано потребностью заказчика и уполномоченного органа в целях обеспечения безопасности опор и фундаментов, на которые устанавливаются малые архитектурные формы, поскольку именно заказчик, как было отмечено на заседании Комиссии, в данном случае несет ответственность за качество и надежность установки малых архитектурным форм и дальнейшее их использование.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "КлассикСтоун" (ИНН 7606067278, ОГРН 1087606000140) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ИНН 7604129539, ОГРН 1087604005532), и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (ИНН 7604115180, ОГРН 1077604025102), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на благоустройство детской площадки в сквере "Бутусовский", ограниченном ул.Победы, ул.Свердлова, ул.Чайковского и ул.Пушкина (извещение N 0371300027818000581) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Шушкова А.С. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 октября 2018 г. N 247Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018