Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 1 ноября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заявителя - ООО "Энергопром" (далее также - заявитель), генерального директора Цырулева А.А. (до перерыва);
от заказчика - ГКУ ЯО "Безопасный регион" (далее - заказчик), представителей по доверенности Гаврилова С.В., Румянцева С.В., Иродова И.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Энергопром" на действия заказчика - ГКУ ЯО "Безопасный регион", при проведении запроса котировок на право заключения контракта на проведение работ по модернизации комплексов электросиренного оповещения Региональной системы оповещения Ярославской области (извещение N0871200000518000057) (далее - запрос котировок, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Энергопром" на действия заказчика - ГКУ ЯО "Безопасный регион", при проведении запроса котировок на право заключения контракта на проведение работ по модернизации комплексов электросиренного оповещения Региональной системы оповещения Ярославской области (извещение N0871200000518000057).
По мнению заявителя, заказчиком при составлении технического задания на проведение работ по модернизации комплексов электросиренного оповещения Региональной системы оповещения Ярославской области допущены следующие нарушения, ограничивающие число участников закупки:
- из избранного заказчиком способа изложения содержания технического задания потенциальным участникам закупки не представляется возможным установить количество подлежащих замене неисправных электросирен;
- заказчиком неправомерно установлено в техническом задании требование о поставке оборудования одной модификации одного производителя (УЗС1-0А0711);
- заказчик в нарушение требований законодательства о контрактной системе установил требование о полной совместимости оборудования, подлежащего замене, с используемым заказчиком программным обеспечением без указания параметров такой совместимости;
- требования к работам, являющимся объектом закупки, изложены заказчиком противоречивым образом, не конкретизированы понятия "минимизация затрат", "другие обязательные платежи", в связи с чем потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить, какие именно работы необходимо выполнить в рамках закупки.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика - незаконными, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения с указанием того, что извещение о проведении запроса котировок на право заключения контракта на проведение работ по модернизации комплексов электросиренного оповещения Региональной системы оповещения Ярославской области составлено и утверждено в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
09.10.2018 заказчиком размещено в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) извещение N0871200000518000057 о проведении запроса котировок на право заключения контракта на проведение работ по модернизации комплексов электросиренного оповещения Региональной системы оповещения Ярославской области.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о проведении запроса котировок должен установить требования к выполняемым работам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещении о проведении запроса котировок такие характеристики и требования к работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в извещение о проведении запроса котировок требований к работам, являющимся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к выполняемым работам. Более того, указание в извещении конкретных характеристик выполняемых работ предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае запрос котировок проводился для нужд ГКУ ЯО "Безопасный регион".
В извещении о проведении запроса котировок N0871200000518000057 в качестве объекта закупки обозначено проведение работ по модернизации комплексов электросиренного оповещения Региональной системы оповещения Ярославской области.
Согласно пункту 3 "Цель модернизации" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, целью модернизации является, в том числе восстановление работоспособности КЭО, которые на момент заключения контракта, не эксплуатируются, в том числе по причине неисправности электросирены С-40.
В пункте 4 "Перечень КЭО и место выполнения работ" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, заказчиком установлен перечень КЭО, подлежащих восстановлению, и адреса их размещения на территории Ярославской области, в который входит шесть электросирен, две из которых (с инвентарными номерами 1340223 и 1340255, расположенные по адресам: г. Рыбинск, ул.Федорова, 7, г. Рыбинск, ул. Пятилетки, 60) подлежат замене.
В пункте 5 "Перечень работ" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, заказчиком установлены виды работ по модернизации КЭО в целях восстановления их работоспособности, в том числе демонтаж электросирен С-40 - 2 шт, установка новых электросирен С-40 - 2 шт (по позициям 4 и 7).
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что указание в пункте 3 "Цель модернизации" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, в качестве причины вывода из эксплуатации КЭО (комплексов электронного оповещения), в том числе неисправность электросирены С-40, в то время как согласно пунктам 4, 5 технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, замене подлежат две электросирены С-40, обусловлено тем, что в ходе обследования объектов электросиренных комплексов инженерами ГКУ "Безопасный регион" было установлено, что сирена С-40, расположенная по адресу: г. Рыбинск, ул.Федорова, 7 (средняя общеобразовательная школа N14), технически неисправна (сгорели обмотки электродвигателя), подлежит замене; сирена С-40, расположенная по адресу: г. Рыбинск, ул. Пятилетки, 60 (ООО "Верфь братьев Нобель"), технически исправна, но, поскольку выпущена в 1967 году, эксплуатируется 51 год и имеет серьёзную коррозию, также подлежит замене.
Таким образом, поскольку технически неисправной является только одна сирена С-40, в данном случае отсутствуют противоречия между пунктами 3, 4 и 5 технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок.
В пункте 6 технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, заказчик установил, что все работы по контракту выполняются с использованием расходных материалов, запасных частей, составных блоков (элементов) исполнителя, т.е. иждивением исполнителя, за исключением шести устройств запуска сирен (УЗС1-0А07Н), двух электросирен С-40 и пяти маршрутизаторов.
В таблице, представленной заказчиком в пункте 4 "Перечень КЭО и место выполнения работ" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, содержатся, в том числе инвентарные номера УЗС1-0А07Н.
Согласно пункту 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утверждённых приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.
Иными словами, инвентарный номер присваивается каждому объекту (аппарату) в отдельности, находящемуся на балансе учреждения, для ведения аналитического учёта и финансового контроля за его использованием.
Таким образом, из избранного заказчиком способа изложения технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, однозначно следует, что заказчиком не возлагается на подрядчика обязанность приобрести устройства запуска сирен, поскольку последние уже имеются у заказчика (в подтверждение изложенного представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что шесть устройств запуска сирен УЗС1-0А07Н уже приобретены заказчиком и находятся на его складе), от потенциального подрядчика, в соответствии с положениями извещения о проведении запроса котировок (техническое задание) требуется только установка имеющихся у заказчика устройств.
В позиции 1.9 таблицы, представленной заказчиком в пункте 6 "Требования к характеристикам оборудования, его количество Устройство запуска сирены УЗС1-0А07Н - 6 ед." технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, заказчиком установлено требование о полной совместимости устройства запуска сирены УЗС1-0А07Н с программным обеспечением "Глобальная система оповещения", используемым заказчиком при эксплуатации региональной системы оповещения Ярославской области.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что программное обеспечение "Глобальная система оповещения" предназначено для управления исполнительными устройствами - устройствами запуска сирен (УСЗ) на базе комплекса программно-технических средств - "Автоматизированная система оповещения. Данное программное обеспечение разработано ЗАО НПО "СЕНСОР" и включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных на основании приказа Минкомсвязи России от 09.06.2016 N426. Указанная информация размещена на официальном сайте Минкомсвязи в глобальной сети "Интернет" и является общедоступной.
На официальном сайте ЗАО НПО "СЕНСОР" размещены минимальные системные требования и функциональные возможности программного обеспечения "Глобальная система оповещения". Кроме того, интерфейсом данного сайта предусмотрена возможность получения подробного руководства пользователя на такое программное обеспечение любым посетителем путём прохождения им соответствующей регистрации в личном кабинете.
Таким образом, поскольку общая информация о программном обеспечении "Глобальная система оповещения" имеется в открытом доступе, любой потенциальный участник закупки имеет возможность ознакомиться с ней в полном объёме и, соответственно, определить параметры полной совместимости имеющегося у заказчика оборудования (УЗС1-0А07Н) с программным обеспечением "Глобальная система оповещения", используемым заказчиком при эксплуатации региональной системы оповещения Ярославской области.
Следовательно, отсутствие в извещении о проведении запроса котировок параметров совместимости оборудования с используемым заказчиком программным обеспечением (при условии указания заказчиком в таком извещении конкретного программного обеспечения и наличия в открытом доступе необходимой и достаточной информации в отношении такого программного обеспечения) в данном случае не противоречит положениям законодательства о контрактной системе и не влечёт за собой ограничения числа участников закупки, довод заявителя об обратном не нашёл подтверждения в ходе заседания Комиссии.
Согласно пункту 5 "Перечень работ" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, работы по модернизации КЭО в целях восстановления их работоспособности включают в себя следующее:
N п/п |
Наименование вида работ |
1. |
Демонтаж устройства оконечного/блока запуска - 6шт. |
2. |
Демонтаж силовых линий |
3. |
Демонтаж слаботочных линий |
4. |
Демонтаж электросирен С-40 - 2 шт. |
5. |
Установка кронштейна для крепления блока оконечного запуска сирен - 6шт. |
6. |
Установка нового устройства запуска сирен УЗС1-0А07Н |
7. |
Установка новых электросирен С-40 - 2 шт. |
8. |
Установка и настройка маршрутизаторов - 5шт. |
9. |
Прокладка кабель-канала в помещении |
10. |
Прокладка металлорукава в помещении |
11. |
Прокладка металлорукава - наружные работы |
12. |
Прокладка кабеля витая пара (UTP) в помещении |
13. |
Прокладка кабеля силового в помещении |
14. |
Прокладка кабеля витая пара (UTP) - наружные работы |
15. |
Прокладка кабеля силового - наружные работы |
16. |
Восстановление контура заземления |
17. |
Измерение электрических параметров контура заземления |
18. |
Настройка устройства запуска сирен |
19. |
Антикоррозийная обработка электросирены и установочной площадки электросирены- 6шт. |
20. |
Пуско-наладочные работы КЭО, включение их в базы данных ТПЭВМ, УПЭВМ ЕДДС ГО г. Рыбинск и в сценарии оповещения на 3-х ТПЭВМ РСО ЯО |
21. |
Приёмо-сдаточные испытания КЭО |
Согласно пункту 7 "Требования к выполняемым работам" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, подрядчиком должно быть обеспечено:
своевременное и полное доведение до населения, проживающего в зоне действия электросиренного комплекса, сигналов оповещения от модернизируемых электросиренных комплексов;
мониторинг состояния устройств запуска сирен УЗС1 на ТПЭВМ (серверах) РСО ЯО, УПЭВМ ЦУКС, ЦОВ-112, ЗЗПУ и на УПЭВМ ЕДДС ГО г. Рыбинск;
минимизация затрат на создание, содержание и эксплуатационно-техническое обслуживание Системы оповещения, других обязательных платежей, а также затрат на использование каналов связи;
соответствие мест модернизации комплексов согласно перечня КЭО, подлежащих восстановлению, и адресов их размещения (п.4.1.).
Из избранного заказчиком способа изложения следует, что процитированные выше положения пункта 7 "Требования к выполняемым работам" технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, не являются отдельными видами работ, которые обязан выполнить потенциальный подрядчик, а характеризуют необходимый заказчику результат выполнения работ.
Следовательно, в данном случае не усматривается противоречия в изложении перечня требуемых заказчиком работ, отсутствие в извещении о проведении запроса котировок определения понятий "минимизация затрат" и "другие обязательные платежи" не создаёт потенциальным участникам закупки препятствий (ограничений) для подачи заявки на участие в запросе котировок и последующего исполнения контракта в случае победы в данной закупочной процедуре, довод заявителя об обратном не нашёл подтверждения в ходе заседания Комиссии.
Косвенным подтверждением отсутствия ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае является также то, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 22.10.2018 для закупки N0871200000518000057 на участие в рассматриваемом запросе котировок подано две заявки, каждая из которых была признана котировочной комиссией заказчика соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Таким образом, принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе относительно формирования описания объекта закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
признать жалобу ООО "Энергопром" (ИНН 7606118476; ОГРН 1187627029391) на действия заказчика - ГКУ ЯО "Безопасный регион" (ИНН 7604217947, ОГРН 1117604022326), при проведении запроса котировок на право заключения контракта на проведение работ по модернизации комплексов электросиренного оповещения Региональной системы оповещения Ярославской области (извещение N0871200000518000057) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Шушкова
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 октября 2018 г. N 05-02/251ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018