Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 ноября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - от индивидуального предпринимателя Игонина Александра Михайловича (далее - ИП Игонин А.М.), представителя не направил, о времени и месте уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
от заказчика - федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России) - представителей по доверенности Тайкова Д.М., Шабалкиной М.Ю.;
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Игонина А.М. на действия заказчика - федерального казенного учреждения "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку оборудования, обеспечивающего управление электронной очередью (извещение N 0371100000518000039) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Игонина А.М. на действия заказчика - федерального казенного учреждения "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку оборудования, обеспечивающего управление электронной очередью (извещение N0371100000518000039).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что заказчик необоснованно разместил в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составлен путем включения в проект контракта, прилагаемый к аукционной документации, цены контракта, предложенной ИП Игониным А.М., сниженной на 15%.
Помимо этого, заявитель указывает, что заказчик в нарушение норм законодательства о закупках не включил в аукционную документацию требование об указании (декларировании) участником аукциона в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара.
На основании вышеизложенного ИП Игонин А.М. просит признать жалобу обоснованной.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные объяснения, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.09.2018 размещено изменение к ранее опубликованному извещению N0371100000518000039 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку оборудования, обеспечивающего управление электронной очередью, вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в извещении о проведении электронного аукциона содержится информация, указанная в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в числе прочего, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме.
В соответствии частью 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установлены приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155).
Настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице (пункт 1 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155).
Перечень товаров, происходящих из иностранных государств, включает в себя указание на Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и наименование товаров (далее - Перечень, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155).
Согласно пункту 4 главы 3 "Информационная карта" аукционной документации предметом закупки является поставка оборудования, обеспечивающего управление электронной очередью.
В извещении, сформированном аппаратно-программными средствами сайта, коды закупаемых товаров указаны следующий образом (приведена выдержка из рассматриваемого извещения):
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Устройства ввода/вывода данных прочие |
26.20.16.190 |
Светодиодные модули прочие |
26.11.22.229 |
Принтеры |
26.20.16.120 |
Сканеры |
26.20.16.150 |
Сканеры |
26.20.16.150 |
Сервер |
26.20.14.000-00000092 |
В извещении о проведении аукциона в электронной форме, документации об аукционе в электронной форме (N0371100000518000039), установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 12 главы 3 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона. (Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии);
3) наименование страны происхождения товара.
В первой части заявки ИП Игонин А.М. указал, что предлагает к поставке оборудование, обеспечивающее управление электронной очередью, страной происхождения которого являются Китайская Народная Республика, Российская Федерация:
Наименование товара |
Страна происхождения товара |
Сервер управления электронной очередью |
Китайская Народная Республика |
Программно-аппаратный комплекс для распознавания паспорта гражданина |
Российская Федерация |
Принтер талонов |
Китайская Народная Республика |
Сканер штрих-кодов |
Китайская Народная Республика |
Светодиодное табло |
Российская Федерация |
Информационный монитор |
Китайская Народная Республика |
Пульт оценки качества |
Российская Федерация |
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в числе прочего, содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (пункт 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Пунктом 12 главы 3 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию в соответствии с пунктом 3.2.4 Инструкции участникам закупки.
Согласно подпункту 6 пункта 3.2.4. раздела 3.2 параграфа 3 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать с учетом информации, указанной в Информационной карте документации об электронном аукционе, в числе прочего, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В составе второй части заявки участником закупки в числе прочего представлена декларация о стране происхождения товара (сведения полностью соответствуют информации, представленной в первой части заявки).
Вместе с тем заявка ИП Игонина А.М. (ни первая, ни вторая ее часть) не содержат сведений о доле товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранных государств.
При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта (пункт 7 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155).
В случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (пункт 11 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155).
Соответственно, для установления долей товаров, произведенных в КНР и РФ, необходимо, руководствуясь пунктом 11 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155, рассчитать соответствие долей товаров, исходя из стоимости товаров, указанных заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно математическим расчетам, осуществлённым Комиссией, более половины (67,6 %) товаров, предлагаемых ИП Игониным А.М. к поставке, произведены на территории иностранного государства - КНР.
Согласно части 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с положениями законодательства о закупках заказчиком размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составлен путем включения в проект контракта, прилагаемый к аукционной документации, цены контракта, предложенной ИП Игониным А.М., сниженной на 15%.
Таким образом, учитывая, что в данном конкретном случае, заказчиком установлено условие допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 (участниками закупки данное требование не оспорено) и принимая во внимание то, что участник закупки в заявке не продекларировал соотношение долей товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, товаров, происходящих из иностранных государств, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе при размещении в единой информационной системе проекта контракта на поставку оборудования, обеспечивающего управление электронной очередью.
Исходя из положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме срок окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе 08 октября 2018 г. в 09 часов 00 минут по московскому времени.
Жалоба ИП Игонина А.М. подана в Ярославское УФАС России 23.10.2018. Заявитель в данной жалобе в качестве одного из доводов ссылается на то, что заказчик в нарушение норм законодательства о закупках включил в аукционную документацию требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара (т.е. фактически данным доводом обжалует положения аукционной документации).
Таким образом, поскольку жалоба ИП Игонина А.М. подана после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, соответственно, данный довод жалобы не рассматривается в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ИП Игонина А.М. (ИНН 772141083906, ОГРИП 318774600103670) на действия заказчика - федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 7606052112; КПП 760301001), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку оборудования, обеспечивающего управление электронной очередью (извещение N 0371100000518000039) необоснованной.
2. Рассмотрение довода жалобы ИП Игонина А.М. относительно положений документации при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку оборудования, обеспечивающего управление электронной очередью (извещение N 0371100000518000039) не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
Шушкова А.С. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 октября 2018 г. N 252Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018