Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя заявителя ООО "Экология" (надлежащим образом уведомлен) и в присутствии представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Клинический родильный дом" Дюлюковой А.П. (доверенность от 22.10.18 б/н), Джанабаева Р.Р. (доверенность от 22.10.2018 б/н), Булатовой Е.В. (доверенность от 22.10.2018 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Экология" на действия государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Клинический родильный дом" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N0325300000718000295), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.10.2018 поступила жалоба ООО "Экология" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области " Клинический родильный дом" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N0325300000718000295) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N0325300000718000295) (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- установленные Заказчиком в аукционной документации характеристики дезинфицирующих средств противоречат нормативному документу Р 4.2.2643-10 "3.5. "Дезинфектология". Метода лабораторных исследований и испытаний дезинфицирующих средств для оценки их эффективность и безопасности";
- установленные в аукционной документации характеристики средств соответствуют дезинфицирующим средствам только одного производителя.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 15.10.2018 размещены извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация.
Комиссия считает, что довод Заявителя о том, что установленные в аукционной документации характеристики дезинфицирующих средств противоречат нормативному документу Р 4.2.2643-10 "3.5. "Дезинфектология". Метода лабораторных исследований и испытаний дезинфицирующих средств для оценки их эффективности и безопасности" (далее - Руководство) несостоятельный по следующему основанию.
Согласно части 1.1. Руководство настоящее руководство устанавливает единые методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их антимикробной, инсектицидной, акарицидной, репеллентной и родентицидной активности, эффективности и безопасности при применении в быту, в лечебно-профилактических организациях и на других объектах для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, животных и неповреждения объектов внешней среды.
Частью 1.2 Руководства установлено, что настоящее руководство предназначено для организаций, учреждений, предприятий, аккредитованных испытательных центров лабораторий, органов по сертификации дезинфекционных средств, аккредитованных в системе аккредитации ГОСТ Р, специалистов, осуществляющих исследования дезинфицирующих, стерилизующих, дезинсекционных, дератизационных средств, а также их субстанций (действующих веществ) в процессе их разработки, производства, применения, регистрационных и сертификационных испытаний, производственного контроля и надзора .
Таким образом, данное Руководство предназначено исключительно для организаций осуществляющих исследований дезинфицирующих, стерилизующих, дезинсекционных, дератизационных средств а также их субстанций (действующих веществ) в процессе их разработки, производства, применения, регистрационных и сертификационных испытаний, производственного контроля и надзора.
Учитывая, что Заказчик закупает готовую сертифицированную продукцию, следовательно, данное Руководство не применимо к рассматриваемой закупке.
Кроме того, одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Заказчик в части 2.2 Технического задания аукционной документации установил следующие требования к поставляемым дезинфицирующим средствам
N |
Технические характеристики |
1. |
Дезинфицирующее средство Жидкий концентрат для приготовления растворов для дезинфекции поверхностей, предстерилизационной очистки, в т.ч. совмещенной с дезинфекцией, изделий медицинского назначения и эндоскопов, дезинфекции медицинских отходов. Содержит смесь четвертичных аммониевых соединений - не менее 15% (суммарно), N,N-бис-(3-аминопропил) додециламин - не менее 10%, а так же функциональные компоненты. Не содержит гуанидин, хлор, альдегидов, перекисных соединений, кислот. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, вирусов, грибов. Класс опасности - 3 или 4. Режимы применения и выход рабочего раствора: - дезинфекция поверхностей по бактериальному режиму - выход рабочего раствора из 1 литра средства не менее 1000 л при времени обеззараживания не более 30 мин; - дезинфекция поверхностей по туберкулезному режиму - не менее 100 л при времени обеззараживания не более 60 мин; - дезинфекция, совмещенная с ПСО, ИМН ручным способом - не менее 100 литров при времени выдержки не более 30 мин; - предстерилизационная очистка ИМН и эндоскопов ручным способом - не менее 200 литров при времени выдержки не более 15 мин. Срок годности средства - не менее 3 лет. Срок годности рабочих растворов - не менее 14 суток. Форма выпуска - полимерная емкость объемом не менее 1 литра. |
2. |
Дезинфицирующее средство Жидкий кислородсодержащий концентрат для приготовления растворов для дезинфекции поверхностей, предстерилизационной очистки, в т.ч. совмещенной с дезинфекцией, изделий медицинского назначения и эндоскопов, дезинфекции высокого уровня эндоскопов, стерилизации ИМН и эндоскопов. Содержит пероксид водорода - не менее 10% и не более 12%, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид - не менее 1,5% и не более 2,5%, алкилдиметилбензиламмоний хлорида - не более 3,5%. pH - не менее 4,0 и не более 8,0. Не содержит спирты, хлор, альдегиды, триамин. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, вирусов, грибов, спор. Класс опасности - 3 или 4. Режимы применения и выход рабочего раствора: - дезинфекция поверхностей по бактериальному режиму - не менее 200 л при времени экспозиции не более 30 мин. - проведение генеральных уборок - не менее 50 литров при времени обеззараживания не более 45 мин; - предстерилизационная очистка ИМН и эндоскопов ручным способом - не менее 100 литров при времени выдержки не более 30 мин; - дезинфекция высокого уровня эндоскопов - не менее 12 литров при времени выдержки не более 10 минут. - стерилизация ИМН и эндоскопов - не менее 10 литров при времени выдержки не более 5 минут. Срок годности средства - не менее 1 года. Срок годности рабочих растворов - не менее 14 суток. Форма выпуска - полимерная емкость объемом не менее 1 литра. |
3. |
Дезинфицирующее средство Готовый к применению спиртовой раствор для быстрой дезинфекции небольших по площади, а также труднодоступных мест, поверхностей приборов, медицинского оборудования. Содержит н-пропанол - не менее 50%, дидецилдиметиламмония хлорид - не более 0,2 %. Не содержит этиловый спирт, изопропиловый спирт, хлоргексидин, амины, гуанидины, красители. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, вирусов, грибов. Класс опасности - не выше 4. Дезинфекция поверхностей проводится из расчета не более 150 мл/м2. Время обеззараживания в хирургических, стоматологических, гинекологических отделениях, процедурных кабинетах, лабораториях - не более 5 мин. Время обеззараживания в кожно-венерологических, туберкулезных отделениях - не более 15 мин. Срок годности средства - не менее 3 лет. Форма выпуска - емкость вместимостью не менее 0,75л, с распылителем. |
4. |
Дезинфицирующее средство Хлорсодержащее средство в виде гранул для дезинфекции поверхностей, текущих и генеральных уборок, дезинфекции биологических выделений. Содержит натриевую соль дихлоризоциануровой кислоты - не менее 98%. Содержание активного хлора в гранулах - не менее 56%. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, возбудителей особо опасных инфекций, вирусов, грибов, спор. Класс опасности - 3 или 4. Режимы применения и выход рабочего раствора: - дезинфекция поверхностей при бактериальных инфекциях - не менее 3 700 литров при времени экспозиции не более 60 минут; - дезинфекция поверхностей при грибковых инфекциях - не менее 1850 литров при времени экспозиции не более 60 минут; - проведение генеральных уборок - не менее 1850 литров при времени обеззараживания не более 45 мин; - дезинфекция ИМН из коррозионностойких материалов при вирусных и бактериальных инфекциях - не менее 925 литров при времени выдержки не более 90 мин; - дезинфекция биологических выделений при бактериальных и грибковых инфекциях - не менее 180 литров при времени выдержки не более 360 минут. Срок годности - не менее 5 лет. Срок годности рабочих растворов - не менее 5 суток. Форма выпуска - полимерная емкость вместимостью не менее 1 кг. |
5. |
Дезинфицирующее средство Жидкое дезинфицирующее мыло для гигиенической обработки рук, обработки рук хирургов перед применением антисептика, санитарной обработки кожных покровов. Содержит 2,4,4-трихлоро-2-гидроксидифенил эфир - не более 0,25%, а так же функциональные добавки, увлажняющие и ухаживающие за кожей рук компоненты. Не содержит спиртов, ЧАС, аминов, гуанидина. Антимикробная активность в отношении грамположительных (кроме микобактерий туберкулеза) и грамотрицательных бактерий. Класс опасности - не выше 4. Режимы применения: - гигиеническая обработка рук: не более 3 мл средства, время обработки не менее 1 мин; - обработка рук хирургов и оперирующего медицинского персонала перед использованием антисептика: не более 6 мл средства, общее время обработки не менее 2 мин; - санитарная обработка кожных покровов. Срок годности - не менее 2-х лет, после вскрытия флакона - не менее 3-х месяцев. Форма выпуска - полимерная ёмкость объемом не менее 1 л, с дозатором. |
6. |
Дезинфицирующее средство Готовый к применению спиртовой раствор для гигиенической обработки рук медицинского персонала и обработки рук хирургов. Содержит пропиловый спирт (н-пропанол) - не менее 60%, смягчающие кожу компоненты и функциональные добавки. Не содержит этиловый и изопропиловый спирт, хлоргексидин, четвертичных аммониевых соединений, гуанидин. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, вирусов, грибов. Класс опасности - не выше 3. Режимы применения: - гигиеническая обработка рук: не более 3 мл, время обработки не менее 30 сек; - обработка рук хирургов: не более 10 мл, общее время обработки не более 5 мин. Срок годности средства - не менее 3 лет. Форма выпуска - в полимерных ёмкостях объемом не менее 1 л с дозатором. |
7. |
Дезинфицирующее средство Салфетка спиртовая для инъекций в индивидуальной упаковке предназначена для однократного применения, для очищения и обеззараживания кожи до инъекций, для обработки и очистки рук, инструментов, приборов и первичного снятия загрязнения с неповрежденной кожи. Изготовлена из нетканого материала, не оставляет на поверхности кожи волокнистых компонентов, не вызывает аллергических, местно-раздражающих эффектов. Содержит изопропиловый спирт - не менее 70%. Размер - 60х100 мм. Срок годности - не менее 5 лет. |
По мнению Заявителя, установленные в аукционной документации характеристики средств соответствуют дезинфицирующим средствам только одного производителя ТОО "Аврора".
Однако, им не принято во внимание, что техническое задание сформулировано Заказчиком с применением диапазонных значений показателей характеристик, что позволяет потенциальным участникам самостоятельно определить товар, который будет предложен к поставке в заявке на участие в аукционе и конкретные показатели которого будут в пределах заданных Заказчиком диапазонных значений.
Комиссия отмечает, что установленным Заказчиком к объекту закупки требованиям отвечает продукция не менее двух производителей дезинфицирующих средств: позиция 1. Необак Акти АО НПО "Новодез", Алмадез производитель Аврора; позиция 2. Ал Окси производитель "Аврора", Бактол Окси ООО "Росхим"; позиция 3. Мелисептол Рапид производитель Б.Браун, Алмид Н производитель "Аврора"; позиция 4. Жавилар Эффект гранулы производитель "Цзясин гранд корпорейшн", Хлор Ал производитель "Аврора"; позиция 5. Гигея Дез ООО "Самарово", Акмасепт Ультра; позиция 6. Скинман Сенситив производитель Эколаб, Альфапирокс спрей производитель "Аврора"; позиция 7. салфетки производителя ООО "Юникор Мед", салфетки производителя Apexmed, что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае предпосылок для ограничения количества участников закупки.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился и не представил какие-либо доказательства отсутствия у участников закупки возможности предложить какой-либо иной товар, нежели чем производителя ТОО "Аврора", им не проводились исследования предложений на рынке розничной продажи дезинфицирующих средств, не осуществлялся сравнительный анализ характеристик данных средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экология" на действия государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области " Клинический родильный дом" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (реестровый N0325300000718000295) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 октября 2018 г. N 431-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2018