Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "07" августа 2018 г. N110-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления - П.Л.Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В.Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления И.В.Русскиной, в присутствии представителя государственного заказчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Епифанова А.В. (доверенность от 29.08.2018 б/н) и в отсутствие представителя прокуратуры Ленинского района г.Аситрахани (надлежащим образом уведомлена), на основании обращения прокуратуры Ленинского района г.Астрахани от 02.08.2018 N7-62-2017 (вх. от 03.08.2018 N7383), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (адрес: 414056, г.Астрахань, ул.Латышева, 8а) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение автомобиля (номер извещения: 0325100006418000004), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик) 12.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение автомобиля (номер извещения: 0325100006418000004) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае Заказчик в разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации установил следующие требования к поставляемому легковому автомобилю.
NN |
Наименование товара и его характеристика |
1 |
Легковой автомобиль Hyundai Creta или эквивалент. Двигатель: Соответствие экологическим нормативам не ниже Евро - 5 Тип 4 тактный с искровым зажиганием Число цилиндров, расположение 4, рядное Рабочий объем двигателя не менее 1,5 л. не более 2,0 л Номинальная мощность не более 200 л.с. Максимальный крутящий момент не более 220 Н - м Общие данные: Тип кузова универсал Цвет кузова светлых тонов по согласованию сторон Количество пассажирских мест 5 Тип привода полный Разрешенная максимальная масса не более 1925 кг. Масса снаряженного автомобиля не более 1552 кг Дорожный просвет не менее 185 мм Максимальная скорость не более 200 км/ч. Тип топлива бензин Емкость топливного бака не менее 47 л. Габаритные размеры: длина не более 4315 мм ширина не более 1822 мм высота не менее 1610 мм Коробка передач не хуже 6-ступенчатая автоматическая Передняя подвеска независимая, стойки McPherson с пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости Задняя подвеска независимая, многорычажная или полунезависимая, пружинная Тормозные механизмы передние дисковые Тормозные механизмы задние дисковые Размер колес не более 215/не менее 55/ не менее R16 Рулевое управление с электроусилителем Комплектация: Подушки безопасности не менее 5 Климат-контроль наличие Стеклоподъемники 4 Регулировка передних ремней безопасности по высоте наличие Регулировка сидения водителя по высоте наличие Регулировка руля по высоте и вылету наличие Дневные ходовые огни наличие Рейлинги на крыше наличие Подогрев передних сидений наличие Передние противотуманные фары наличие Бортовой компьютер наличие Штатная магнитола с системой Bluetooth, разъем USB наличие ABS (Антиблокировочная система тормозов) + EBD (система распределения тормозных усилий) наличие Пробег автомобиля не более 50 км. Год выпуска не ранее 2018 Сигнализация с дистанционным запуском двигателя наличие Защита картера наличие Защитная сетка на радиатор (металлическая) наличие Антикоррозийная обработка днища и колесных арок наличие Коврики салонные (резиновые) наличие Коврик багажника (резиновый) наличие Набор автомобилиста (аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, буксировочный трос) наличие Тонировка задних стекол не более 5% светопропускания |
По мнению подателя обращения, установленным в аукционной документации требованиям к автотранспортному средству удовлетворяет только один конкретный автомобиль Hyundai Creta.
Однако, им не принято во внимание, что техническое задание сформулировано Заказчиком с использованием слов "или эквивалент" (как это и предписано частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе), а также с применением диапазонных значений показателей характеристик, что позволяет потенциальным участникам самостоятельно определить товар, который будет предложен к поставке в заявке на участие в аукционе и конкретные показатели которого будут в пределах заданных Заказчиком диапазонных значений.
Подателем обращения не представлены какие-либо доказательства отсутствия у участников закупки возможности предложить какой-либо иной товар, нежели чем Hyundai Creta, им не проводились исследования предложений на рынке розничной продажи автомобилей, не осуществлялся сравнительный анализ характеристик автомобилей.
Одновременно следует отметить, что участники закупки при формировании своих аукционных заявок руководствуются аукционной документацией (инструкция по заполнению заявок, техническое задание), а не документами, составленными и полученными заказчиком при обосновании начальной (максимальной) контракта.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
Между тем, Инспекцией в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товаров, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на поставку товара, обязан включить в документацию описание данного товара по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Между тем, в разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации аукционной документации заказчиком установлено, что "Коробка передач не хуже 6-ступенчатая автоматическая".
При этом Заказчиком не конкретизировано, что именно понимается им под "не хуже", не раскрыты его значение, которые позволили бы участникам закупки однозначно установить, в автомобиле с какими характеристиками нуждается заказчик, а заказчику при поставке товара установить его соответствие требованиям документации.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком объекта закупки не является объективным и не соответствует частям 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая то, что на момент принятия настоящего решения государственным заказчиком ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации заключен контракт по предмету электронного аукциона, оснований для выдачи предписания не имеется.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нарушившим ч.1 и ч.2 ст.33 и п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы проверки N115-18 передать уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководитель инспекции П.Л.Потылицын
Участники инспекции: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 октября 2018 г. N 132-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018