Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
"_..". - врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
"_.."- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
"_..". - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии:
от Заявителя - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "АСТ Сервис" (ИНН: 6167138688) (далее - Заявитель) на действия - ГБУЗ ЯНАО "Тарко-Салинская ЦРБ" (ИНН: 8911001324 ) (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона "Поставка витаминно-минерального комплекса для организации лечебного питания", Начальная (максимальная) цена контракта - 240 000 ,00 коп. (извещение N 0190200000318010042http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormI d=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 08.10.2018 14:16;
3) дата и время окончания подачи заявок - 17.10.2018 08:00;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей - 18.10.2018;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 22.10.2018;
6) на участие в Аукционе было подано три заявки участников;
7) По итогам окончания срока рассмотрения первых частей, допущены все участники Аукциона;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель сообщает:
1. В описании объекта закупки содержится указание на наличие у витаминно-минерального комплекса "подтвержденной области применения". При этом, в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и техническому регламенту Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", такой термин отсутствует.
Кроме того, имеется противоречие между "подтвержденной" областью применения товара и его назначением. Из описания не совсем понятно, какое назначение должен иметь продукт - "для обогащения готовых блюд диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше 3х лет в организованных коллективах, медицинских организациях и системе общественного питания" или же он должен быть предназначен именно для пищеблоков лечебных учреждений.
2. Требование о соответствии продукта Таблицам 2 и 3 ГОСТ Р 57106-2016 не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Если Заказчик требует соответствие продукта части (отдельным требованиям) ГОСТ, то это означает, что ГОСТ в целом можно не соблюдать. В описании объекта закупки есть обоснование отступления Заказчика от требований ГОСТ. Но при этом Заказчик не указал, почему он требует соблюдения отдельных требований ГОСТ, раз в целом он ему не подходит. Такое выборочное применение стандартов (только по составу и физико-химическим показателям), очевидно, может ограничить число участников закупки.
3. Заявитель считает, что только специализированные пищевые продукты витаминно-минеральные комплексы имеющие свидетельство о государственной регистрации могут поставляться в учреждения здравоохранения, а также, что поставка пищевых продуктов по декларации соответствия является небезопасной.
По данным доводам жалобы Заказчиком представлены возражения из которых следует:
1. Заказчиком установлены требования к витаминно-минеральному комплексу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н., и также при описании объекта закупки Заказчик использовал установленные показатели, требования, условные обозначения и терминологию в соответствии с ГОСТ Р N57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании".
Перечисленные в описании объекта закупки характеристики товара имеют непосредственное отношение к потребности Заказчика. Заказчик не устанавливал требования, которые бы не соответствовали критерию объективности и не были соотнесены с объектом закупки.
Описание объекта закупки предусматривает применение данного пищевого продукта для обогащения готовых блюд витаминами и минералами (первых, вторых блюд, или напитков) на пищеблоках лечебного учреждения (на основании и согласно перечню приказа N от 21.06.2013 г. 395-н "Об утверждении норм лечебного питания").
2. В техническом задании не имеется прямого указания на соответствие витаминно-минерального комплекса ГОСТ Р N 57106-2016.
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался п. 4.2.3 ГОСТ Р 57106-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", утвержденным Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1245-ст при установлении физико-химических показателей товара, поскольку ГОСТ Р 57106-2016 содержит информацию о композиционном составе, области применения, терминах и определениях, которая была использована Заказчиком при описании объекта закупки.
Соответственно, в случае установления заказчиком в техническом задании требования о предоставлении в качестве сопроводительных документов только лишь свидетельства о государственной регистрации витаминно-минерального комплекса, Заказчик установил бы заведомо неисполнимое для участников условие, не позволяющее предложить к поставке аналогичный товар и тем самым неправомерно ограничил бы конкуренцию.
3. Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким- либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно положениям Закона о контрактной системе документация об аукционе разрабатывается и утверждается Заказчиком исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе в электронной форме требований к товару, которые являются значимыми для заказчика.
При этом законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления Заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Как следует из буквального толкования ст. 13 Закона о контрактной системе, одной из целей проведения закупки является, среди прочего, выполнения функций и полномочий заказчика, осуществляющего такую закупку, возложенного на него в соответствии со спецификой его деятельности, а, следовательно, и потребностей вытекающих из этой специфики.
Техническое задание содержит функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не содержит требование или указание в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя, что соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Согласно потребности Заказчика (Приложение N1) установлено, что витаминно-минеральный комплекс должен соответствовать требуемым параметрам: Подтвержденная область применения "для обогащения готовых блюд диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше 3х лет в организованных коллективах, медицинских организациях и системе общественного питания"
В силу п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в техническом задании указал функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Таким образом, документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.
По мнению Комиссии, установление требований к описанию объекта закупки подобным образом не приводит к ограничению количества участников закупки, соответствует потребностям Заказчика и не противоречит требованиям к описанию объекта закупки, определенным Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия согласилась с возражениями Заказчика в полном объеме и считает их подтвержденными аукционной документацией и материалами дела, в связи с чем признала доводы жалобы Заявителя необоснованными.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, подтверждающие нарушение Заказчиком конкретных норм Закона о контрактной системе которые создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким- либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, на участие в электронном аукционе подано три заявки, что свидетельствует о наличии конкуренции между участниками аукциона.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2018 N0190200000318010042-1 все участники допущены по первым частям.
Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе. Доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АСТ Сервис" (ИНН: 6167138688), на действия ГБУЗ ЯНАО "Тарко-Салинская ЦРБ" (ИНН: 8911001324 ), при осуществлении закупки способом Электронного аукциона "Поставка витаминно-минерального комплекса для организации лечебного питания", Начальная (максимальная) цена контракта - 240 000 ,00 коп. (извещение N 0190200000318010042http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), необоснованной.
Председатель комиссии "_.."
Члены комиссии "_.."
"_.."
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 октября 2018 г. N 04-01/398-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2018