Резолютивная часть решения объявлена "19" октября 2018 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "31" октября 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>, |
- при участии представителя Заказчика - руководителя отделения материально-технического обеспечения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Еврейской автономной области <_> (доверенность N 232-18/29 от 24.10.2018);
- при участии представителей Заявителя - ведущего юрисконсульта филиала Федерального государственного унитарного предприятия <_> (доверенность б/н от 10.05.2018);
- при участия представителя заинтересованного лица - начальника учебного отдела филиала Федерального государственного унитарного предприятия <_> (доверенность N 17 от 17.04.2018),
рассмотрев жалобу филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Росгвардии по Еврейской автономной области <_> от 19.10.2018 вход. N 01/5-1419 на действия Единой комиссии государственного заказчика - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Еврейской автономной области (679016, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Невская, д. 16 "б") при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг военизированной охраны" (извещение о проведении электронного аукциона от 26.09.2018 N 0378100006818000045), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.1014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Росгвардии по Еврейской автономной области (далее - ФГУП "Охрана" Росгвардии по ЕАО, Заявитель) от 19.10.2018 вход. N 01/5-1419 на действия Единой комиссии государственного заказчика - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее - СУ СК по ЕАО, Заказчик) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг военизированной охраны" (извещение о проведении электронного аукциона от 26.09.2018 N0378100006818000045).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе Заявителя указано следующее:
В п. 6.1 документации, об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе:
а) копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе которые предусматривают, что участниками электронного аукциона могут быть только военизированные и сторожевые подразделения организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране), постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 587) и распоряжением Правительства РФ от 10.02.2017 N 239-р "Об утверждении перечня объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами" (далее - Распоряжение N 239-р);
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0378100006818000045-3 от 18.10.2018 г. Единая комиссия в результате рассмотрения вторых частей заявок признала победителем электронного аукциона - Федеральное государственное унитарное предприятие "СВЯЗЬ-безопасность" (далее - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность").
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Это означает, что исполнитель по контракту должен обладать правом на оказание соответствующих услуг заказчику.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе).
На основании п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В части 6 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 названного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со ст. 31 указанного закона.
Постановлением N 587 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. В число указанных объектов входят Объекты следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (пункт 4 (1) Постановления N 587).
Согласно частям 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ" (далее - Закон N 403-ФЗ, Закон о Следственном комитете) Следственный комитет РФ (далее - СК РФ) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
Служба в СК РФ является федеральной государственной службой, сотрудники СК РФ являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Отдельные должности в СК РФ могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете (части 2 и 5 статьи 15 Закон о Следственном комитете).
Исходя из положений Закона о Следственном комитете, данный орган входит в систему правоохранительных органов РФ. При этом функциональное назначение СК РФ аналогично назначению других органов предварительного следствия (МВД России, ФСКН России, ФСБ России), которые согласно действующему законодательству являются федеральными органами исполнительной власти.
Более того, особых различий в правовом статусе СК РФ и упомянутых органов исполнительной власти не усматривается, поскольку все эти органы наделены полномочиями по осуществлению уголовного преследования на досудебной стадии и возглавляются должностными лицами, назначаемыми Президентом РФ.
Согласно ч. 3 ст. 1 названного Федерального закона руководство деятельностью СК РФ, как и руководство деятельностью названных федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по производству предварительного следствия, осуществляет Президент РФ. В то же время подчинение Президенту РФ или вышестоящему органу исполнительной власти является характерной особенностью именно исполнительного органа государственной власти.
Таким образом, СК РФ относится к федеральному органу исполнительной власти (Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2014 N 26-КГПР14-10).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон о государственной охране) государственная охрана - это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.
Следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ входят в систему СК РФ, являются его составной частью (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о Следственном комитете), таким образом, в силу прямого указания закона, объекты, занимаемые Следственным управлением СК РФ, обладают статусом объектов, подлежащих государственной охране.
Охрану данного объекта может осуществлять организация, на которую действующим федеральным законодательством РФ возложена функция по осуществлению государственной охраны. В силу Постановления N 587 указанная услуга не может быть оказана частными охранными организациями.
Государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В соответствии со ст. 5 этого Закона (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ). В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ, войска национальной гвардии РФ, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.
Согласно ст. 6 Закона о государственной охране к объектам государственной охраны относятся Президент РФ, определенные этим Федеральным законом лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Положения Закона о государственной охране распространяются только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением охраны поименованных в статье 1 и 6 этого Закона объектов государственной охраны и охраняемых объектов.
Статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Законом о государственной охране, а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны установлены Федеральным Законом о ведомственной охране, согласно статьям 1, 2, 5 которого, ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. Основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание государственной ведомственной охраны, определяются Правительством РФ.
В силу статьи 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Согласно части 6 Закона о ведомственной охране перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 514 от 12.07.2000 года "Об организации ведомственной охраны" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который включено, в том числе, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России).
Постановлением Правительства РФ N 775 от 02.10.2009 утверждено Положение о ведомственной охране Минкомсвязи России.
В соответствии со ст. 2 указанного Положения о ведомственной охране Минкомсвязи России ведомственная охрана создается Минкомсвязью России и предназначается для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства и подведомственных ему федеральных органов.
ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" создано на основании приказа Минкомсвязи России N 130 от 04.05.2001. В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", утвержденного Приказом Минкомсвязи России N 497 от 26.12.2014, одним из видов деятельности данного предприятия является защита охраняемых объектов (в том числе, объектов, подлежащих государственной охране), являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, а также охраняемых объектов иных форм собственности, в соответствии с заключенными договорами.
Исходя из положений Закона о ведомственной охране, Положение о ведомственной охране Минкосвязи России, Устава ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", данное предприятие вправе осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране при одновременном соблюдении двух условий: если объект подлежит государственной охране, а также, если объект находится в сфере ведения Минкомсвязи России (пункт 2 Положения).
Указанная правовая позиция согласуется с определением Верховного Суда РФ от 22.01.2016 N 306-КГ15-17820 по делу N А57-1487/2015.
Кроме того, п. 12 названного Положения установлено, что перечни охраняемых объектов утверждаются Минкомсвязью России по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.
В перечень объектов организаций и предприятий отрасли "Связь", охраняемых ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", согласованный в установленном порядке МВД России 06.10.2011 и утвержденный Минкомсвязи России 19.10.2011, а также дополнения в данный перечень (согласованные МВД России 17.05.2012, 18.04.2013, 19.07.2013, 14.05.2015 и утвержденные Минкомсвязи России 12.05.2012, 22.04.2013, 27.05.2013, 22.05.2015 соответственно) объект - административные здания СУ СК РФ по ЕАО не включен.
Из пункта 1.8 Регламента Минкомсвязи России, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 03.11.2009 года N 139, следует, что данное Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и подведомственных ему организаций.
Из анализа содержания нормы ст. 8 Закона о ведомственной охране следует, что ведомственная охрана может осуществлять защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, либо осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, осуществлять защиту охраняемых объектов, не находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, ведомственная охрана не вправе.
Таким образом, из буквального толкования нормы ст. 8 Закона о ведомственной охране - "Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами" усматривается только право ведомственной охраны на охрану объектов иных, кроме государственной форм собственности, но также находящихся в сфере ведения конкретного федерального органа исполнительной власти.
На основании изложенного, из совокупного толкования приведенных норм, а также учредительных документов предприятия "СВЯЗЬ-Безопасность" следует, что данная организация вправе осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране и если они находятся в сфере ведения Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. При этом из содержания ст. 8 Закона о ведомственной охране не следует право ведомственной охраны находящейся в сфере ведения конкретного федерального органа исполнительной власти, осуществлять государственную охрану всех без исключения объектов, поименованных в Постановлении N 587.
Поскольку Следственное управление по субъекту РФ не относятся к сфере ведения Минкосвязи России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, то ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" не вправе осуществлять охрану объектов, подведомственных Следственному управлению.
Таким образом, объект закупки не относится к числу объектов, находящихся в сфере ведения Минкосвязи России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, а потому указанный объект не может охраняться силами ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность".
Закон четко очерчивает правоспособность предприятия ведомственной охраны, она ограничена сферой ведения конкретного федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 49 юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (ст. 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
По смыслу приведенных норм правоспособность унитарного предприятия, каким является ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", ограничена предметом и целью его деятельности. Соответственно если в законе указано, что ведомственная охрана создается для работы в сфере деятельности соответствующего органа исполнительной власти, то работа ее в других сферах выходит за пределы ее правоспособности. Никаких запретов в формулировке правоспособности унитарного предприятия не требуется.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе Единая комиссия при рассмотрении конкурсных заявок руководствуется конкурсной документацией.
В представленной конкурсной документации не указано как о нахождении охраняемого объекта в сфере ведения Минкомсвязи России, так и о наличии каких-либо средств связи, телекоммуникаций на охраняемом объекте, а потому оснований для признания заявки ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" соответствующей требованиям конкурсной документации, не имелось.
В соответствии со ст. 26 Закона о ведомственной охране, Распоряжением N 239-р утвержден перечень, объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов (Судебный департамент при Верховном суде РФ, Генеральная прокуратура РФ, СК РФ) охрана которых на период до создания ими ведомственной охраны может осуществляться ведомственной охраной других федеральных органов исполнительной власти. При этом указанные объекты также подлежат включению в соответствующие перечни охраняемых объектов, утверждаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года N 514.
Кроме того, письмом ФАС России от 04.07.2018 N ИА/50781/18 разъяснено, что ст. 8 Закона о ведомственной охране предусмотрено определение специального перечня охраняемых объектов, в отношении которых может осуществлять защиту ведомственная охрана.
Такой перечень обеспечивает принцип ведомственной принадлежности охраняемых объектов, определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и должен быть утвержден в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом правительственными нормативными актами, утверждающими соответствующие положения о ведомственной охране, в отношении подразделений ведомственной охраны установлены ограничения на осуществление охранной деятельности только в отношении объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Указанная позиция разделяется Генеральной прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов (письмо от 09.01.2018 г. N 74/1-237-2015), согласно ст. 23 Закона о ведомственной охране, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, осуществляющей государственный контроль (надзор) за деятельностью ведомственной охраны, согласно Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии РФ", Указов Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ", от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии РФ" (письмо от 29.06.2017 г. N 9/1250), а также судебной практикой (например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2017 г. по делу N А60-10488/2017, решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2017 по делу N А40-136163/17-94-1287, решение Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2017 по делу N А51-13993/2017 и др.) и практикой антимонопольных органов (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 г. по делу N 770-ж/2017, решение Амурского УФАС от 05.04.2017 г. по делу N ЖФ-39/2017, решение Бурятского УФАС от 25.01.2018 г. по делу N 04-50/23-2018 и др.).
Заявитель считает, что Единая комиссия при рассмотрении второй части заявки ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" нарушила требования ст. 69 Закона о контрактной системе.
В адрес Еврейского УФАС России Заказчиком представлено письменное возражение на жалобу Заявителя от 24.10.2018 исх. N 232-3957-181, в котором изложено следующее.
При формировании документации к аукциону в электронной форме основной задачей являлась реализация требований Закона о контрактной системе, который в свою очередь обеспечивает прозрачность механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств, устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур.
Заказчиком в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в пункте 6.1.2 аукционной документации установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
а) копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, которые предусматривают, что участниками электронного аукциона могут быть только военизированные и сторожевые подразделения организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 26 Закона о ведомственной охране, Постановлением N 587, Распоряжением N 239-р...".
На участие в электронном аукционе подано 2 заявки. Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.10.2018 N 0378100006818000045-1 обе заявки допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона.
Электронный аукцион состоялся 15.10.2018. По результатам проведения электронного аукциона Заказчиком были рассмотрены вторые части заявок участников электронного аукциона, а именно:
- заявка N 250 подана ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", с предложенной ценой контракта 304 098 рублей 26 копеек;
- заявка N 167 подана ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, с предложенной ценой контракта 305 641 рубль 91 копейка;
По итогам рассмотрения вторых частей заявок, аукционной комиссией принято решение о признании обоих заявок участников электронного аукциона соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и Закона о контрактной системе (протокол подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2018 N 0378100006818000045-3).
В результате рассмотрения вторых частей заявок победителем электронного аукциона было признано ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" предложившее наименьшую цену государственного контракта.
При принятии решения о соответствии заявок члены аукционной комиссии исходили из следующего.
Согласно положениям статьи 1 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. К охраняемым ведомственной охраной объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
В соответствии со статьей 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет, в том числе защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Статьей 26 Закона о ведомственной охране предусмотрена возможность охраны объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны соответствующими федеральными государственными органами. Данный перечень утвержден
Распоряжением N 239-р, которое предоставляет ведомственной охране право осуществлять охрану объектов, находящихся в сфере ведения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами.
В соответствии со статьей 5 Закона о ведомственной охране имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством РФ.
В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, входит Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 497 от 26.12.2014, ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" является ведомственной охраной Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, имеющего право на создание государственной ведомственной охраны.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", в редакции, утвержденной приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 10 от 22.01.2018, ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов в области информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой' информации, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, в соответствии с заключенными договорами.
Из выше изложенного следует, что законодательство, регламентирующее порядок осуществления ведомственной охраны, и Устав ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" не содержат условий, ограничивающих деятельность предприятия исключительно задачами в отношении только подведомственных Минкомсвязи России объектов, в связи с чем, ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" имеет право охранять объекты СУ СК по ЕАО.
Указанная правовая позиция подтверждается определениями Верховного Суда РФ от 17.08.2018 N 302-КГ18-11754 по делу N А58-4788/2017, от 19.06.2018. N 309-КГ18-7409 по делу N А76-874/2017.
Письма ФАС России также свидетельствуют о правильности выводов аукционной комиссии.
Так, письмом от 13.10.2017 N ИА/70852/17 ФАС России довел свою позицию по вопросу заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране зданий. По мнению ФАС России, законодательство РФ не содержит условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны исключительно задачами в отношении только подведомственных ей объектов, в связи с чем участие в закупке на охрану зданий вправе принимать любые заинтересованные лица, соответствующие требованиям к участникам закупки, независимо от ведомственной принадлежности объектов. По мнению ФАС России, в случае проведения отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденный Постановлением N 587, с применением конкурентных способов, в такой закупке вправе принимать участие федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану (например, ФГУП "Связь-безопасность", ФГУП "Охрана" Росгвардии, ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", ФКУ "ГУ "Ведомственная охрана Министерства финансов РФ" и иные федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану, созданные в соответствии Законом о ведомственной охране).
Аналогичный подход содержится в совместном письме ФАС России и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 27.06.2018 N ИА/48336/18/1/5277 "О позиции ФАС России и Росгвардии по вопросу заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется".
В связи с этим жалобу ФГУП "Охрана" Росгвардии по ЕАО на действия заказчика и аукционной комиссии СУ СК по ЕАО считают необоснованной.
Также в адрес Еврейского УФАС России от заинтересованного лица - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" от 24.10.2018 вход. N 02/5-1688 представлено письменное возражение на жалобу Заявителя, в котором изложено следующее.
По мнению Заявителя, в нарушении п.2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, комиссия Заказчика нарушила закон в части признания ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" победителем аукциона и передало право заключения государственного контракта участнику аукциона, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией, так как охрана объекта закупки не входит в компетенцию ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", являющейся организацией ведомственной охраны, и не может осуществляться данной организацией.
ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" с доводами Заявителя, изложенными в жалобе от 19.10.2018, не согласно по следующим основаниям.
ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" является ведомственной охраной Минкомсвязи России, созданной и наделенной полномочиями по осуществлению охраны государственных объектов в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ст. 5 Закона о ведомственной охране имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством РФ. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержден постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 N 514, в который входит Минкомсвязь России.
Постановлением N 587 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В обозначенный выше перечень входят объекты Заказчика, что свидетельствует о невозможности их охраны только частными охранными предприятиями,
При этом из вышеуказанного постановления Правительства РФ не следует, что объекты, перечисленные в обозначенном перечне, подлежат только государственной охране (как это было в редакции от 24.12.2014 г. Постановления N 587).
Внеся в Постановление N 587 вышеуказанное изменение, Правительство РФ закрепило лишь то, что на обозначенные в вышеуказанном перечне объекты не распространяется частная охранная деятельность.
При этом на ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" не распространяется действие закона от года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
Деятельность ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" регулируется Законом о ведомственной охране.
Статья 8 Закона о ведомственной охране устанавливает, что ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Таким образом, дополнив указанную норму союзом "или", законодатель обратил внимание на возможность осуществления ведомственной охраны не только в отношении объектов, находящихся в прямом ведомственном подчинении соответствующих федеральных государственных органов.
В данной правовой норме союз "или" формирует три возможных вида охраняемых объектов:
1. Охраняемые объекты, являющиеся государственной собственностью и находящиеся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов;
2. Охраняемые объекты, находящиеся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, но не являющиеся государственной собственностью;
3. Охраняемые объекты, являющиеся государственной собственностью, но не находящиеся в сфере ведения соответствующих государственных органов.
При этом, для защиты охраняемых объектов ведомственной охраной, достаточно наличия хотя бы одного из указанных условий или совокупность данных условий.
Таким образом, указанным изменением редакции статьи законодатель убрал ранее действовавшее ограничение деятельности организаций ведомственной охраны в части осуществления охраны только объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Согласно ст. 26 Закона о ведомственной охране перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством РФ.
Во исполнение названной нормы Распоряжением N 239-р утвержден Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии РФ и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами. В пункте 3 названного Перечня приведены объекты, находящиеся в сфере ведения СК РФ. К таким объектам, в частности, относятся административные здания, занимаемые следственными отделами и следственными отделениями СК РФ по районам, городам и приравненными к ним, включая специализированные, следственные подразделения СК РФ.
Таким образом, данные объекты Следственного управления подлежат как охране военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, так и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами.
Кроме того, Положение о ведомственной охране, лишь устанавливает цель создания ведомственной охраны Минкомсвязи России и не определяет ни организационно-правовую форму данной организации, ни исчерпывающий перечень полномочий, которые данная организация обязана выполнять.
Статья 8 Закона о ведомственной охране и Положение о ведомственной охране Минкомсвязи России, определяющие круг объектов, подлежащих государственной ведомственной охране силами ведомственной охраны Минкомсвязи России, не содержат императивных предписаний о невозможности охраны объектов, помимо тех, что указаны в нормативных актах (в отличие, например от ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", которая содержит императивный запрет для частных охранных предприятий на охрану объектов подлежащих государственной охране).
Приказом Минкомсвязи России от 26.12.2017 года N 497 утвержден Устав ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" (далее - Устав).
Устав и действующее законодательство не ограничивают ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" заключать договоры и участвовать в закупках на оказание охранных услуг в отношении широкого круга объектов, в том числе, объектов, не находящихся в прямом ведении Минкомсвязи России.
Абзацем 3 п. 1.1 Устава, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 26.12.2014 N 497, предусмотрено, что названное предприятие является ведомственной охраной Минкомсвязи России.
Согласно п. 2.1 Устава основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли, в том числе, путем осуществления охранной деятельности.
В разделе 2.2 Устава раскрыты виды деятельности, осуществляемые ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" для достижения указанной цели.
Заявитель в своей жалобе ссылается на старую редакцию Устава ФГУП "СВЯЗЬ- безопасность".
Между тем, п. 2.2.1 Устава ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" в новой редакции содержит: предприятие наделено полномочиями на осуществление деятельности по защите охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов в области информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, в соответствии с заключенными договорами; оказанию услуг юридическим и физическим лицам (п. 2.2.33).
В силу ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В силу ст. 113 ГК РФ учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статьей 3 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Между тем, отметим, что Положение о ведомственной охране Минкомсвязи России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N775, либо иной закон или нормативный-акт не содержат условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны Минкомсвязи России исключительно задачами в отношении только подведомственных Минкомсвязи России объектов.
Таким образом, законодательство Российской Федерации и учредительные документы ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" не содержат запрета на охрану силами ведомственной охраны Минкомсвязи России объектов, не находящихся в прямом ведении органа исполнительной власти, имеющего право на ее создание.
В своей жалобе Заявитель ссылается на письмо ФАС России и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 04.07.2018 N ИА/50781/18. Обращаем Ваше внимание, что настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Несмотря на вышеуказанное письмо, ФАС России в разъяснениях от 20.08.2018 N АИ/65818/18, обращает внимание, что Постановлением N 587 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Таким образом, в случае отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень объектов на которые частная охранная деятельность не распространяется, с применением способов закупки, указанных в Законе о контрактной системе, участником закупки не может быть, а, следовательно, контракт не может быть заключен е лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.
При этом Постановление N 587 не устанавливает исключительные полномочия какой-либо организации на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Данная позиция, полностью соответствует ранее изложенной позиции в письме ФАС России от 13.10.2017 N ИА/70852/17.
Кроме того, Заявитель в своей жалобе ссылается па утвержденные перечни охраняемых объектов.
Так, в соответствии со ст. 8 Закона о ведомственной охране, перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.
Если следовать формулировкам и смыслу абз. 3 ст. 8 Закона о ведомственной охране, речь идет о перечне охраняемых объектов (т.е. тех объектов, которые уже охраняются силами ведомственной охраны).
Данный перечень определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и может быть ими составлен при наличии соответствующего основания, которыми, в силу действующего законодательства, могут являться: требования законодательства РФ об охране объекта силами ведомственной охраны; договор, заключенный на охрану объекта; обращение правообладателя объекта, если уже достигнута договоренность об его охране (соглашение о намерении) и прочее.
Между тем, нормативными правовыми актами РФ порядок и сроки, регламентирующие процедуру формирования и внесения изменений в перечень охраняемых ведомственной охраной объектов, не определен.
Отсутствие объектов охраны в вышеуказанном перечне не ограничивает правоспособность ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", не исключает его участия в конкурентных процедурах на оказание услуг охраны, а также возможность заключения договоров на оказание таких услуг (см. например, решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2016 по делам NN А38-4579/2016, АЗ8-4670/2016, А38-5484/2036).
Кроме того, согласно письму Росгвардии - Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы исх. N 9/3257 от 23,11.2017 г., на наше обращение был предоставлено разъяснение, что нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок, регламентирующий процедуру формирования и внесения изменений в перечень охраняемых ведомственной охраной объектов, не определен.
При этом Росгвардия, являясь контрольно-надзорным органом в установленных сферах деятельности полагает, что в названный перечень необходимо включать объекты по факту проведения соответствующих конкурсных процедур и заключения по их результатам государственных контрактов (договоров.) на охрану.
Таким образом, полагаем, что в названный перечень необходимо включать объекты по факту проведения соответствующих конкурсных процедур и заключения по их результатам государственных контрактов (договоров) на охрану.
При этом, согласно Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 по делу N АЗЗ-17876/2011 "отсутствие охраняемого объекта в согласованном МВД России перечне объектов, подлежащих ведомственной охране, не может свидетельствовать о недействительности заключенного договора охраны".
Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2018 дело N А19-19408/2017, судом поддержана позиция Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого Арбитражного апелляционного суда, что, законодательство регламентирующее порядок осуществления ведомственной охраны, и Устав предприятия не содержат условий, ограничивающих деятельность предприятия задачами в отношении только подведомственных Минкомсвязи России объектов. Кроме того, вышеизложенные условия законодательства об утверждении Минкомсвязи России перечня охраняемых объектов не ставят возможность оказания подведомственным ему предприятием услуг по охране в зависимость от факта утверждения соответствующего перечня.
Вышеизложенные выводы, также подтверждаются следующей судебной практикой:
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.07.2018 N Ф09-2178/2018 по делу N А60-31625/2017;
- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2018 N Ф02- 2295/2018 по делу N А19-19408/2017;
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2018 N Ф01-917/2017 по делу N А43-13879/2016;
- Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.02.2017 N Ф10-92/2017 по делу N А 14-6157/2016;
- Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 N 08АП-8643/2018 по делу N А81 -2449/2018;
- Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 04АП- 2807/2018 по делу N А78-734/2018;
- Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 N 10АП- 9051/2018 по делу N А41 -108027/2017;
- Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 N07АП- 11562/2017 по делу N А27-15061/2017 и иные.
Кроме того, аналогичная правовая позиция поддержана и Верховным судом РФ:
- Определение Верховного суда РФ от 19.06.2018 N 309-КГ 18-7409 по делу N А76-874/2017:
Верховный суд поддержал позицию судов: ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" вправе оказывать охранные услуги на объекте, подлежащем государственной охране и находящемся в ведении иного государственного органа, не подведомственного Минкомсвязи России. Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Закона о государственной охране", Закона о ведомственной охране", Постановлением N 587, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны", Положением о ведомственной охране Минкомсвязи России, указал, что положениями названных правовых актов не установлено ограничения деятельности организаций ведомственной охраны в части наличия у них права на осуществление охранной деятельности в отношении объектов, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
- Определение Верховного суда РФ от 17.08.2018 N 302-КГ18-11754 по делу N А58-4788/2017:
Судом установлено, что законодательство, регламентирующее порядок осуществления ведомственной охраны, и Устав предприятия не содержат условий, ограничивающих деятельность предприятия задачами в отношении только подведомственных Минкомсвязи России объектов. Суд пришел к выводу о наличии у предприятия права осуществлять, в том числе на основании государственных контрактов охрану объектов, не относящихся к ведомственной принадлежности данного предприятия.
- Определение Верховного суда Российской Федерации от 22.10.2018 N 309-КГ 18-16608 по делу N А60-36290/2017.
ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" не согласны с Заявителем, в части ссылок на позицию Верховного Суда РФ, поскольку приведенные судебные акты принимались до вступления в действие Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ и Перечня к Постановлению N 587, и в рамках указанных в решении дел судами давалась оценка ранее действующего законодательства.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России:
- представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме;
- представитель Заказчика доводы, изложенные в возражении на жалобу, поддержала в полном объеме;
- представитель заинтересованного лица - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" доводы, изложенные в возражении на жалобу, поддержала в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, проведя внеплановую проверку, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, заинтересованного лица, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, СУ СК по ЕАО при осуществлении закупок обязано соблюдать требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
26.09.2018 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378100006818000045 и документация об электронном аукционе.
Наименование объекта закупки: оказание услуг военизированной охраны.
Начальная (максимальная) цена контракта: 308 729, 21 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: 10.10.2018 10:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 15.10.2018.
Сроки выполнения работ: с 0112.2018 по 31.12.2018.
Преимущества: не установлены.
Ограничение и запреты: не установлены.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).
Заказчиком в п.п. 6.1.2 п. 6 р. 1 Документации установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению, в том числе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
"а) копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, которые предусматривают, что участниками электронного аукциона могут быть только военизированные и сторожевые подразделения организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 26 Закона о ведомственной охране, Постановлением N 587 и Распоряжением N 239-р".
Согласно п.п. 7, 8 протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.10.2018 N 0378100006818000045-1 по окончании срока подачи заявок до 10 часов 00 минут (время местное) "10" октября 2018 года было подано 2 (Две) заявки от участников закупки, с идентификационными номерами: 167, 250. Комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе N 0378100006818000045 в порядке, установленном ст. 67 Закона о контрактной системе и приняла единогласное решение о допуске к участию в электронном аукционе и признании участниками электронного аукциона.
Частью 1 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Результаты подведения итогов электронного аукциона отражены в протоколе N 0378100006818000045-3 от 18.10.2018, согласно которому:
- на основании протокола подведения электронного аукциона N 0378100006818000045 были рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе следующих участников электронного аукциона: под N 250 - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" (ИНН 7724232168), предложение о цене контракта 304 098,26 руб.; под N 167 - ФГУП "Охрана" Росгвардии по ЕАО (ИНН 7719555477), предложение о цене контракта 305 641, 91 руб. (п. 7протокола);
- комиссия, в соответствии со ст. 69 Закона о контрактной системе рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе участников электронного аукциона, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение о соответствии заявок под NN 250, 167 требованиям, установленным документацией об электронном аукционе (п. 8 протокола);
- в результате рассмотрения вторых частей заявок победителем электронного аукциона признано ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", предложившего цену контракта 304 098,26 руб. (п. 10 протокола).
По доводам, изложенными в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.
В материалы дела, Заказчиком представлены документы в составе второй части заявки участника электронного аукциона - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", в том числе:
1) выписка из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-18-4677638 от 25.05.2018. Наименование: ФГУП "Связь-безопасность". ИНН: 7724232168;
2) устав ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России) от 26.12.2014 N 497, согласно которому:
- ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", именуемое в дальнейшем "Предприятие", создано на основании Закона о ведомственной охране, Положения о ведомственной охране. Устав Предприятия разработан в целях приведения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 59 "О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану". ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" является ведомственной охраной Минкомсвязи России, имеющего право на создание государственной ведомственной охраны в соответствии со ст. 5 Закона о ведомственной охране и действует в соответствии с Положением о ведомственной охране Минкомсвязи России от 02.10.2009 N 775 (п. 1.1 р. I);
- Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полное форменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Предприятия (п. 1.5 р. I);
- Предприятие имеет филиалы, в том числе Филиал ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" - управление ведомственной охраны по Хабаровскому краю и ЕАО. Адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 28, стр. 3 (п. 1.11 р. I);
- основой целью деятельности Предприятия является извлечение прибыли, в том числе, путем осуществления охранной деятельности (п. 2.1 р. II);
- для достижения цели, указанной в п. 2.1 настоящего Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности, в том числе (п. 2.2 р. II):
- в п.п. 2.2.1 р. II (внесены изменения в Устав Приказом Минкомсвязи России от 22.01.2018 N 10 "О внесении изменений в Устав ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность") - защита охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов в области информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов в соответствии с заключенными договорами.
В соответствии со ст. 1 Закона о государственной охране государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ (ст. 2 Закона о государственной охране).
Ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (ст. 1 Закона о ведомственной охране).
В соответствии со ст. 5 Закона о ведомственной охране имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством РФ.
Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 8 Закона о ведомственной охране).
Из указанного следует, что названным законом ограничение деятельности ведомственной охраны в части наличия права осуществления охранной деятельности исключительно в отношении объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций не установлено. Какого-либо указания на ограничительный перечень таких объектов в части их принадлежности исключительно тому органу власти, которым соответствующая организация ведомственной охраны была создана, упомянутые нормы права также не содержат.
Таким образом, Закон о ведомственной охране не устанавливает запрета на распространение ведомственной охраны одного ведомства на объекты, находящихся в сфере ведения иных соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Поскольку действующее законодательство не содержит условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны исключительно задачами в отношении только подведомственных ей объектов, участие в закупке на охрану зданий вправе принимать любые заинтересованные лица, соответствующие требованиям к участникам закупки, независимо от ведомственной принадлежности объектов.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 227-ФЗ абз. 2 ст. 8 Закона о ведомственной охране изложен в новой редакции, согласно которому ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" указано, что перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Данным постановлением утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который входит Министерство связи.
Заявителем не учтено, что в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 22.01.2018 N 10 внесены изменения в Устав ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", а именно в п.п. 2.2.1 р. II указано, что защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов в соответствии с заключенными договорами, а также изменения, внесенные в абз. 2 ст. 8 Закона о ведомственной охране Федеральным законом от 03.07.2016 N 227-ФЗ, согласно которому ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Исходя из вышеизложенного, Положение о ведомственной охране Минкомсвязи России, Устав ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" не содержит условий, ограничивающих деятельность предприятия задачами в отношении только подведомственных Минкомсвязи России объектов.
В отношении объектов СК СУ по ЕАО следует руководствоваться следующим.
В соответствии с абз. 2 ст. 26 Закона о ведомственной охране перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением N 239-р утвержден перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами.
В соответствии с разделом III Перечня, утвержденного Распоряжением N 239-р административные здания, занимаемые главными следственными управлениями и следственными управлениями и следственными управлениями следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениями по административным округам) и приравненными к ним специализированными управлениями подлежат охране как военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, так и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами.
Таким образом, из содержания изложенных выше положений Закона о ведомственной охране и Распоряжения N 239-р следует, что осуществление ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" ведомственной охраны административных зданий СК СУ по ЕАО также не противоречит действующему законодательству.
Данный вывод также соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной им в определении по аналогичному делу, в частности в определении Верховного суда РФ по делу N 302-КГ18-11754 от 17.08.2018 года по делу N А58-4788/2017 указано, что законодательство, регламентирующее порядок осуществления ведомственной охраны, и Устав предприятия не содержат условий, ограничивающих деятельность предприятия задачами в отношении только подведомственных Минкомсвязи России объектов. Суд пришел к выводу о наличии у предприятия права осуществлять, в том числе на основании государственных контрактов охрану объектов, не относящихся к ведомственной принадлежности данного предприятия. В отношении объектов Следственного управления Следственного комитета РФ, руководствуясь Перечнем объектов, утвержденным Распоряжением N 239-р, установил, что осуществление предприятием ведомственной охраны административных зданий Следственного управления Следственного комитета РФ не противоречит законодательству.
Кроме того, данная позиция поддержана Определением Верховного суда РФ от 19.06.2018 N 309-КГ 18-7409 по делу N А76-874/2017, Определением Верховного суда Российской Федерации от 22.10.2018 N 309-КГ 18-16608 по делу N А60-36290/2017.
Исходя из вышеизложенного, Единая комиссия Заказчика правомерно признала заявку ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Кроме того, Указом Президента РФ N 606 от 25.10.2018 "О реорганизации ФГУП "Охрана" Росгвардии" принято предложение Правительства РФ о реорганизации ФГУП "Охрана" Росгвардии в форме присоединения к нему ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность".
Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
Комиссией Еврейского УФАС России, по результатам внеплановой камеральной проверки в действиях Заказчика и Единой комиссии иных нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Росгвардии по Еврейской автономной области на действия Единой комиссии государственного заказчика - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Еврейской автономной области при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг военизированной охраны" (извещение о проведении электронного аукциона от 26.09.2018 N 0378100006818000045), признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 31 октября 2018 г. N К-25-05/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018