Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 01.11.2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "__" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
члены Комиссии:
"__" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Противотуберкулезный диспансер":
-"__", действующая на основании доверенности N б/н от 11.09.2018 г.;
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "__", действующая на основании доверенности N ЮК-11 от 26.01.2018 г.,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Данделион" (далее - ООО "Данделион"),
рассмотрев жалобу (вх. N 4125 от 22.10.2018 г.) ООО "Данделион" на действия комиссии электронного аукциона N 0112200000818002974 "Услуги по дератизации и дезинфекции на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Противотуберкулезный диспансер", начальная (максимальная) цена контракта: 101 520, 00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Данделион" заказчиком в разделе общая информация указан код ОКПД 2 - 81.29.11.000 (Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации), однако у ООО "Дезалит" согласно выписке из ЕГРРЮЛ в качестве заявленных видов деятельности данный код отсутствует, в связи с чем, отсутствует право заниматься вышеуказанными видами деятельности, следовательно, ООО "Дезалит" не обладает соответствующими полномочиями, кроме того, документация электронного аукциона N 0112200000818002974 не содержит обязательное требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии для проведения дератизации, дезинфекции, что подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 года N 310КГ17-14344.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о предоставлении в составе своих заявок выписки из ЕГРЮЛ с указанием вида деятельности в соответствии с кодом ОКПД2 2, указанного в извещении, кроме того требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии не требуется, так как услуги по дезинфектолгии в рассматриваемом случае осуществляются не в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской деятельностью.
Представитель уполномоченного органа подержала доводы представителя заказчика.
Рассмотрев жалобу, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000818002974, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25.09.2018 г. размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000818002974 "Услуги по дератизации и дезинфекции на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Противотуберкулезный диспансер", начальная (максимальная) цена контракта: 101 520 ,00 рублей.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.09.2018 г. размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000818002974 "Услуги по дератизации и дезинфекции на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Противотуберкулезный диспансер", начальная (максимальная) цена контракта: 101 520 ,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000818002974 "Услуги по дератизации и дезинфекции на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Противотуберкулезный диспансер" утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 25.09.2018 года N ЭА-18-3034.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000818002974 от 08.10.2018 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 2 заявки, допущенные аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0112200000818002974 от 11.10.2018 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки под N 103838403 в размере 79 312, 40 рублей, от участника закупки под N 103855259 поступило ценовое предложение в размере 79 820, 00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000818002974 от 15.10.2018 года заявки участников закупки под N 103838403 (ООО "Дезалит"), N 103855259 (ООО "Данделион") признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе.
1. Статьей 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
Так, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки документацией электронного аукциона N 0112200000818002974 не установлены, что следует из пункта 39 информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000818002974 и извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000818002974.
При этом, действующим законодательством ограничение права участника закупки на участие в электронном аукционе при отсутствии соответствующего кода ОКПД2 в выписке из ЕГРЮЛ не установлено.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 69 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, довод подателя жалобы об отсутствии у ООО "Дезалит" права на участие в электроном аукционе, в связи с отсутствием кода ОКПД2, указанного в извещении о проведении электронного аукциона, в разделе заявленных видов деятельности в выписке из ЕГРЮЛ, является необоснованным.
2. В ходе изучения второго довода подателя жалобы Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что доводы жалобы ООО "Данделион" направлены на положение аукционной документации, а именно требованиям к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
В силу пункта 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000818002974, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 05.10.2018 года до 08.00.
Вместе с тем, жалоба на положение документации об аукционе направлена заявителем в Тывинское УФАС России 22.10.2018 г.
Таким образом, заявитель подал жалобу на положение документации об аукционе по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента рассмотрение довода жалобы на положения документации о закупке Комиссией Тывинского УФАС России не проводится.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 3 Информационной карты аукционной документации объектом закупки являются услуги по дератизации и дезинфекции на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Противотуберкулезный диспансер".
Функциональные, качественные и технические характеристики услуг описаны в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее техническое задание).
Согласно пункту 39 Информационной карты аукционной документации установлено:
исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЭА в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ-44 и пунктами 44-46 настоящей Информационной карты |
1) Документ, или копия документа, подтверждающий соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - не установлено |
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Закона об основах здоровья граждан, гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон N 323-ФЗ) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России полагает, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и подлежит лицензированию.
Как было указано выше, требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документацией электронного аукциона N 0112200000818002974 не установлены, что следует из пункта 39 информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000818002974 и извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000818002974.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части не установления в документации электронного аукциона N 0112200000818002974 требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанные действия должностного лица уполномоченного органа содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Данделион" необоснованной.
2. Рассмотрение довода жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Данделион" на положения документации электронного аукциона N 0112200000818002974 не проводить в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в документации электронного аукциона N 0112200000818002974 требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Противотуберкулезный диспансер", оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы N 05-05-06/215-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии "__"
Члены Комиссии "__"
"__"
"__"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 29 октября 2018 г. N 05-05-06/215-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018