Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель руководителя Крымского УФАС России В.В.Мельникова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России М.В. Наумович,
при участии представителей интересов:
- Администрация Ленинского района Республики Крым (далее - Заказчик) - Лобарев С.В. (по доверенности);
- ООО "КрымЭталонСтрой" (далее - Заявитель) - Наумов Н.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Выполнение строительно - монтажных работ на объекте: "Капитальный ремонт кровли многоквартирного дома N 40 г. Щелкино Ленинского района Республики Крым"" (извещение N0375300010218000075) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: установившего требование к сроку выполнения работ, ограничивающее количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и сообщили, что согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу NА06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимального широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Более того, п. 2статьи 8 Закона о контрактной системе говорит о том же: цель обеспечения конкуренции - выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть минимизация срока поставки - это не ограничение конкуренции, а выявление лучших условий.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 4 проекта контракта сроки выполнения работ - в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения контракта.
В приложении N3 к проекту контракта Заказчиком разграничено 8 календарных дней на капитальный ремонт и 2 календарных дня на приемку работ.
N п/п |
Наименование отдельных зданий, сооружений (помещений)и видов работ |
2018 год |
|||||||||
10 дней | |||||||||||
1 |
Капитальный ремонт кровли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Приемка работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать сроки поставки товара или завершения работы, либо график оказания услуг.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о контрактной системе к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Исходя из требований статей 42, 63, 64 Закона о контрактной системе условия выполнения работ, в том числе, сроки их выполнения, устанавливает Заказчик исходя из своих потребностей.
Заявителем не предоставлено доказательств, указывающих на невозможность исполнения контракта в установленные сроки.
Установлено, что для участия в Закупке было подано несколько заявок, в том числе и заявка Заявителя.
Таким образом, данный довод не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией было установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.10.2018 N0375300010218000075-0 Заявителю было отказано в допуске к участию в электронном аукционе на следующем основании:
Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). 1. Участнику N 103927514 (N1) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании предусмотренному п.2 ч.4 ст.67 ФЗ N44-ФЗ в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. А именно: В п.7 "Грунтовка: полиуретановая "Праймер 1101"" Участником закупки указано "Время высыхания до 1 степени (при 20° C): 2 час. * Время высыхания до 3 степени (при 20° C): 10 час. *", что не соответствует требованиям аукционной документации "Время высыхания до 1 степени (при 20° C): не более 3 час. * Время высыхания до 3 степени (при 20° C): не более 12 час. *". В соответствии с инструкцией по заполнению "Символ "*" поставленный через пробел после диапазона значений означает, что участник должен предложить товар (материал) с параметрами, соответствующими данному диапазону значений без внесения изменений в него" Таким образом, участник предоставил сведения которые несоответствуют требованиям заказчика, аукционной документации, в связи с чем участник не может быть допущен к участию в электронном аукционе (выписка из протокола).
В пункте 7 Приложения к документации Заказчиком установлены следующие требования:
Грунтовка: полиуретановая "Праймер 1101" или эквивалент |
Должно применяться для пропитывания и грунтования пористых поверхностей должна быть для грунтования стенок деформационных и усадочных швов в бетонных полах перед нанесением полиуретановых герметиков. Консистенция: должна быть низковязкая жидкость белого или коричневого цвета. Состав должен содержать раствор изоцианатного преполимера в органическом растворителе, целевые добавки. Содержание нелетучих веществ: 50 + 3% *. Условная вязкость, диаметр сопла 4 мм (при 20° C): 13 + 3 с * Время высыхания до 1 степени (при 20° C): не более 3 час. * Время высыхания до 3 степени (при 20° C): не более 12 час. * Рабочая температура: не уже чем в пределах +5_+25° C Рабочая влажность воздуха: должна быть не более 80%. Плотность (при 20° C): 1,98 + 0,02 кг/л * Адгезионная прочность: не более 70%* Комплектная упаковка: не менее 2,5 Н/мм2* Расход: 0,15 - 0,3 кг/м2*. Практический расход может зависеть от степени пористости основания. |
В инструкции по заполнению первой части заявки указано:
"В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра, при этом звездочка должна быть поставлена после значения параметра (без использования любых знаков, включая пробел), которое может быть включено в данный диапазон. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка).
Символ "*" поставленный через пробел после диапазона значений означает, что участник должен предложить товар (материал) с параметрами, соответствующими данному диапазону значений без внесения изменений в него.
Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему".
Такое описание параметра вводит участников в заблуждение и приводит к ошибкам при заполнении первой части заявки.
В пункте 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Изучив Приложение к документации электронного аукциона, Комиссией установлено, что Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам применяемых материалов, таких как в п.8 "Изопласт: К ЭКП-4,5 или эквивалент", п.9 "Изопласт: П ЭПП-4,0 или эквивалент", п.7 "Грунтовка: полиуретановая "Праймер 1101" или эквивалент", п.11 "Краска для наружных работ" и др.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
В ходе внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия, изучив положения документации о Закупке, в том числе инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционе в электронной форме, первую часть заявки Заявителя, пришла к выводу о неправомерном отклонении Заявителя в допуске к участию в Закупке, поскольку комиссия Заказчика рассматривала заявки участников на основании документации о Закупке, содержащей избыточные требования к товарам.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: В.В.Мельникова
М.В. Наумович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 25 октября 2018 г. N 06/3420-18реш
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2018