31.10.2018 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Капитал строй" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУЗ города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик), аукционной комиссией ГБУЗ города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров ГБУЗ "ПКБ N1 ДЗМ" в 2018-2019 г. (номер извещения 0373200032018000287) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки заблокировавшего денежные средства Заявителя на лицевом счете в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 453 505,58 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.08.2018;
5) на участие в Аукционе подана 31 заявка от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 31 участник закупки;
7) дата проведения Аукциона - 23.08.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 19 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Консалтинговая компания Бриз" с предложением о цене контракта на право заключения контракта - 1 825 698,12 рублей.
Согласно доводу, изложенному в обращении, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки заблокировавшего денежные средства Заявителя на лицевом счете в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 19 статьи 44 Закона о контрактной системе подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
В соответствии с частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены статьи 83.2 Закона о контрактной системе, либо отказаться от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.08.2018 N 0373200032018000287-3 победителем Аукциона признано ООО "Консалтинговая компания Бриз".
Вместе с тем, согласно протоколу отказа от заключения контракта от 15.10.2018 N 0373200032018000287-8 (далее - Протокол) Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с ООО "Консалтинговая компания Бриз".
Таким образом, учитывая положения части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, заключение контракта с Заявителем осуществляется в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Заказчиком 22.10.2018 направлен в адрес Заявителя посредством функционала сайта Оператора электронной площадки проекта контракта на подпись.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы представлено графическое изображение информации сайта Оператора электронной площадки, согласно которому у Заявителя отсутствует возможность отказаться от заключения государственного контракта.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что на сайте Оператора электронной площадки возникли технические неполадки, в связи с чем у Заявителя отсутствует возможность отказаться от заключения государственного контракта.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего Заявителю возможность отказаться от заключения контракта с Заказчиком, не соответствуют части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и нарушают часть 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Оператором электронной площадки 16.08.2018 осуществлено блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в связи с подачей Заявителем заявки на участие в Аукционе.
При этом после размещения протокола подведения итогов Аукциона Оператором электронной площадки 29.08.2018 прекращено блокирование денежных средств, при этом 15.10.2018 Оператором электронной площадки осуществлено повторное блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с Законом о контрактной системе основанием для осуществления блокирования денежных средств участников закупок является исключительно поступление заявки на участие в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Оператором электронной площадки 15.10.2018 неправомерно осуществлено повторное блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, нарушают часть 19 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,
пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушения части 5 статьи 24.1, части 19 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1524.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1524 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2018 г. N 18/44/99/473 (ключевые темы: оператор электронных площадок - участники закупок - заявка на участие в аукционе - размер обеспечения - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2018