Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
рассмотрев жалобу ООО "Стандарт-Мед" на действия Единой комиссии ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукционаN 0860200000818004084 "Оказание услуги по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников",
УСТАНОВИЛА:
23.10.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Стандарт-Мед" на действия Единой комиссии ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000818004084 "Оказание услуги по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников"(далее - Аукцион).
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
ПредставителиУполномоченного учреждения и Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению..
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.09.2018в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является ГУЗ "Областной клинический онкологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 619 646,67 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия неправомерно отклонила вторую часть заявки ООО "Стандарт-Мед".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2018 N0860200000818004084-3 Единая комиссия отклонила заявку ООО "Стандарт-Мед" по следующим основаниям: "В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 3.2.2 раздела 3 документации об аукционе в электронной форме и п. 21 раздела 7 документации об аукционе в электронной форме, а именно: участник закупки в составе второй части заявки не предоставил копию документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом аукциона в электронной форме: копия лицензии выданную участнику закупки на осуществление медицинской деятельности, (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по видам услуг: медицинские осмотры (предварительные, периодические); экспертиза профессиональной пригодности; клиническая лабораторная диагностика или лабораторная диагностика. На оказание услуг по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, расположенного на территории г. Энгельса".
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация осоответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В п. 21 Информационной карты "Перечень документов, подтверждающих соответствие поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным в соответствии с п.п. 1 п. 2. 1 Раздела 2 Документации" документации об Аукционе установлено:Участник закупки должен иметь лицензию, выданную участнику закупки на осуществление медицинской деятельности, (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по видам услуг:
- медицинские осмотры (предварительные, периодические);
- экспертиза профессиональной пригодности;
- клиническая лабораторная диагностика или лабораторная диагностика.
Копия лицензии (ий) предоставляется (ются) в составе второй части заявки.
В соответствии с п.15 Раздела 7 документации об аукционе место оказания услуг Заказчиком определено по месту нахождения Исполнителя, расположенного на территории г. Энгельса.
Согласно указанной лицензии ООО "Стандарт-Мед" может оказывать медицинские услуги, в том, числе по видам услуг: медицинские осмотры (предварительные, периодичсекие), профпатология, экспертиза профессиональной пригодности по адресу г. Саратов, просп. им. 50 лет Октября, д. 7А.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика представили вторую часть заявки на участие в Аукционе ООО "Стандарт-Мед", в которой содержалась Лицензия NЛО-64-01-003796 от 25.05.2017 года на осуществление медицинской деятельности по адресу: г. Саратов, ул. 50 лет октября, д.12/16, литер А
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель ООО "Стандарт-Мед" пояснил, что заявка Общества не подлежала отклонению, поскольку у ООО "Стандарт-Мед" имеется передвижной медицинский комплекс, что подтверждается регистрационным удостоверением представленным во второй части заявки, следовательно Общество имело возможность применять данный комплекс на выезде.
Комиссия Саратовского УФАС России с данным доводом не может согласиться в силу следующего.
Согласно вышеуказанной лицензии Общество вправе осуществлять медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических) по адресу г. Саратов, ул. 50 лет октября, д.12/16, литер А.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях.
По смыслу понятия "медицинская организация", раскрытого в пункте 11 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии.
Данному положению корреспондирует пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно которому лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Статьёй 2 Закона о лицензировании определены цели и задачи лицензирования отдельных видов деятельности.
Так, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в лицензию включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
При этом, под местом осуществления лицензируемого вида деятельности понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные (пункт 8 статьи 3 Закона о лицензировании).
Порядок лицензирования медицинской деятельности и лицензионные требования определены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 4 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, среди которых: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям (подпункт "а"); наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (подпункт "б").
Таким образом, медицинская деятельность осуществляется по адресам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) с применением медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места её осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах).
Учитывая вышеизложенное, адреса мест осуществления медицинской деятельности должны быть указаны в лицензии. Осуществление медицинской деятельности по адресам, не указанным в лицензии, является нарушением законодательства о лицензировании.
Из буквального толкования определения понятия "медицинская деятельность", приведённого в пункте 10 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", следует, что медицинские осмотры являются составной частью медицинской деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Медицинские осмотры подразделяются на ряд видов, в том числе периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров являются обязательными (часть 6 статьи 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Частью 7 статьи 46 названного Федерального закона установлено, что порядок и периодичность проведения медицинских осмотров и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинские осмотры (предварительные, периодические) входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 года N 121н (далее - Требования N 121н), при проведении медицинских осмотров, организуются и выполняются работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).
Пунктом 4 Требований N 121н установлены виды работ (услуг), оказываемых специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, то есть вне медицинской организации. Медицинские осмотры в таком перечне отсутствуют.
Таким образом, при осуществлении медицинской деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических), лицензия должна содержать указанные работы (услуги).
Принимая во внимание требования законодательства о лицензировании, в лицензии должны быть указаны адреса мест, по которым осуществляется медицинская деятельность по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических).
Таким образом, оказание Обществом услуги по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников Заказчика в передвижном медицинском комплексе на базе транспортного средства (как следует из заявления и письменных объяснений общества), является нарушением как условий лицензии, так и условий закупки и контракта.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н утверждён Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок проведения медосмотров).
Данный Порядок определяет цели медицинских осмотров, порядок проведения медицинских осмотров и виды работ (участие специалистов), осуществляемых при проведении медицинских осмотров.
В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения медосмотров обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в соответствующих целях.
Пунктом 28 Порядка проведения медосмотров установлено, что для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка.
Согласно пункту 30 вышеуказанного Порядка периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.
Довод Заявителя о том, что передвижной медицинский комплекс осуществляет свою деятельность по аналогии с деятельностью мобильной медицинской бригады также нельзя принять во внимание в силу следующего.
В силу Правил организации деятельности мобильной медицинской бригады, установленных в Приложении N 8 к Положению о медицинской помощи, лицензирование площадок, на которые планируется выезд мобильных медицинских бригад, не предусмотрено.
Исходя из указанных выше норм, формирование мобильной медицинской бригады производится медицинскими организациями, осуществляющими такой вид медицинской деятельности как первичная медико-санитарная помощь, с учётом определённых факторов и условий (цель, задачи, структура и потребности обслуживаемого населения и т.д.), из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием. В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.
Тогда как в соответствии с Порядком проведения медосмотров для проведения периодического медицинского осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология". Кроме того, является обязательным участие врачатерапевта, врача-психиатра и врача-нарколога, для женщин - акушера-гинеколога. В обязательном порядке обследуемые проходят установленный названным Порядком перечень исследований.
Пунктом 4 Требований N 121н установлены виды работ (услуг), оказываемых специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, то есть вне медицинской организации. Медицинские осмотры в таком перечне отсутствуют.
Принимая во внимание Положение о лицензировании, Требования N 121н, лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется отдельно на работы (услуги) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи и при проведении медицинских осмотров, в том числе периодических.
Поскольку в составе второй части заявки ООО "Стандар-Мед" была представлена лицензия,не соответствующая требованиям документации об Аукционе, у Единой комиссии отсутствовали основания для признания заявки ООО "Стандар-Мед" соответствующей требованиям Документации об Аукционе.
Согласно ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в такомаукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, у Единая комиссияправомерна призналазаявку ООО "Стандар-Мед" не соответствующей требованиям документации об Аукционе, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Стандар-Мед" на действия Единой комиссии ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукционаN 0860200000818004084 "Оказание услуги по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 октября 2018 г. N 367-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2018