Резолютивная часть решения оглашена "11" июня 2019 года. В полном объеме решение изготовлено "17" июня 2019 года.
в присутствии до объявленного перерыва: представителя заказчика - ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" /__./ (паспорт, доверенность), представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области /__./ (паспорт, доверенность), представителей Калужского филиала АО "СОГАЗ" /__./ (паспорт, доверенность), /__./ (паспорт, доверенность), в присутствии после объявленного перерыва: представителя заказчика - ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" /__./ (паспорт, доверенность), представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области /__./ (паспорт, доверенность), представителей Калужского филиала АО "СОГАЗ" /__./ (паспорт, доверенность), /__./ (паспорт, доверенность), рассмотрев жалобу N040/06/69-400/2019 АО "СОГАЗ" по существу, установила: |
04.06.2019 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба Калужского филиала АО "СОГАЗ" на положения аукционной документации заказчика - ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137200001219002533), предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) некорректно определен способ закупки "Электронный аукцион".
Заказчиком - ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" представлены пояснения по существу доводов жалобы АО "СОГАЗ", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 28.05.2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001219002533 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 251 683, 04 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 06.06.2019 г. 08:00.
2. Согласно доводам жалобы АО "СОГАЗ", Заказчиком некорректно определен способ закупки "Электронный аукцион". Как указывает Заявитель, все участники электронного аукциона должны предложить одинаковую цену контракта, так как снижение цены контракта без нарушения требований законодательства невозможно, что противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, при проведении оспариваемой процедуры тарифный метод был выбран в связи с тем, что страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются Положением Центрального Банка России от 19.09.2014 г. N431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Указания Банка России от 04 декабря 2018 года N5000-У"О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры".
Кроме того Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание, что согласно части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р (далее - Перечень).
Код 65.12.21.000 - "Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) в указанный Перечень не включен.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что при осуществлении закупки услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств Заказчик вправе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ осуществить определение поставщика путем проведения открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также заключить контракт с единственным поставщиком.
Комиссия Калужского УФАС России также отмечает тот факт, что в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 г. N19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - Постановление Правительства РФ N19) установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Таким образом, Заказчик формирует начальную (максимальную) цену контракта с учетом Постановление Правительства РФ N19, обосновывая указанную цену контракта посредством применения тарифного метода, как указано в статье 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с чем, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не установлены ограничения на возможность применения минимального значения предельного размера базовой ставки страховых тарифов для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Позиция Калужского УФАС России подтверждается также Постановлением Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 09.04.2019 г. по делу N А13-7342/2018, письмом ФАС России от 01.12.2014 г. NАД/48891/14, письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.04.2017 г. NД28и-2007.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Калужского филиала АО "СОГАЗ" и об отсутствии в действиях Заказчика - ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001219002533), предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Калужского филиала АО "СОГАЗ" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/__./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/__./ |
|
___________________ |
/__./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 июня 2019 г. N 040/06/69-400/2019
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2019