Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, при участии представителей заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального района "Белгородский район" Белгородской области", уполномоченного органа - администрации Белгородского района, в отсутствие представителей заявителя - ООО "Эксперт Закупок" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-530/2019 по жалобе ООО "Эксперт Закупок" на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство стадиона в п. Разумное Белгородского района (футбольное поле)" (N закупки 0126300029119000483), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Эксперт Закупок" на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство стадиона в п. Разумное Белгородского района (футбольное поле)" (N закупки 0126300029119000483) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно:
- требование документации о представлении в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, не соответствует действующему законодательству. Данный приказ утратил силу и с 20.04.2019 участник закупки должен представлять выписку по новой форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86;
- график выполнения работ, а также график оплаты выполненных работ, прилагаемые к проекту контракта документации об Электронном аукционе не соответствуют требованиям приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр, что указывает на нарушения части 13 статьи 34, частей 5 и 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе;
- в документации по позициям 12 и 23 Технического задания указаны требования к показателям морозостойкости применяемых при выполнении работ материалов, которые становятся известны по результатам испытания партии материала после его производства. По мнению заявителя, данное обстоятельство свидетельствует о нарушении норм Закона о контрактной системе, поскольку вышеназванные требования ограничивают количество участников закупки при проведении Электронного аукциона и препятствуют представлению участниками закупки надлежащего предложения в составе заявок на участие в Электронном аукционе.
Заказчик - муниципальное бюджетное учреждение "Отдел капитального строительства муниципального района "Белгородский район" Белгородской области", уполномоченный орган - администрация Белгородского района представили возражение на жалобу ООО "Эксперт Закупок", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобу ООО "Эксперт Закупок", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Эксперт Закупок", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.06.2019 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство стадиона в п. Разумное Белгородского района (футбольное поле)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 42 200 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Эксперт Закупок" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе подлежат указанию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе среди прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Подпунктом 1 пункта 22 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг:
- членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе заявка на участие в Электронном аукционе среди прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 22 раздела 2 документации, или копии этих документов:
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).
Между тем, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 с 20.04.2019 признан утратившим силу, утверждена новая форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с пунктом 32 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе подача заявок на участие в Электронном аукционе осуществляется с 17.06.2019.
С учетом вышеизложенного, требование документации об Электронном аукционе о представлении в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58, который утратил силу с 20.04.2019, не соответствует положениям законодательства в области градостроительной деятельности и создает препятствия для подачи заявок на участие в Электронном аукционе.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении Электронного аукциона.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе (в ред. от 01.05.2019 N 54) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 01.05.2019 N 54) объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в ред. от 01.05.2019 N 54).
Во исполнение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Из пункта 1.1 Методики следует, что указанная Методика разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1.5 Методики график выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок.
В соответствии с пунктом 1.4 Методики проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Приложениями N 1 и N 4 к проекту контракта документации об Электронном аукционе определены формы соответственно графика выполнения строительно-монтажных работ, а также графика оплаты выполненных работ, являющихся предметом Электронного аукциона.
При рассмотрении дела установлено, что вышеуказанные формы графиков не соответствуют положениям, определенным Методикой.
В частности, Частью II Методики установлены требования к составлению графика выполнения строительно-монтажных работ, включая требования к заголовкам и содержанию колонок (граф), которые должны содержаться в графике (пункты 2.3 -2.7), требования к информации, отражаемой под табличной частью графика (пункт 2.9).
Заказчиком вышеуказанные требования при составлении формы графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к проекту контракта документации об Электронном аукционе) не соблюдены. Форма графика вышеуказанным положениям пунктов 2.3-2.7, пункта 2.9 Методики не соответствует.
Также Частью III Методики определены правила составления графика оплаты выполненных работ по контракту, предусматривающие требования к заголовкам и содержанию колонок (граф), образующих график (пункты 3.2 -3.8), требования к информации, отражаемой под табличной частью графика (пункт 3.9).
При составлении формы графика оплаты выполненных работ по контракту (Приложение N 4 к проекту контракта документации об Электронном аукционе) вышеуказанные положения пунктов 3.2 -3.9 Методики заказчиком также не соблюдены.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении требований части 13 статьи 34, частей 5 и 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 01.05.2019 N 54) и признаках административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 8 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе описание объекта закупки приведено в приложении N 1 "Описание объекта закупки" к документации.
Из вышеуказанного приложения N 1 к документации об Электронном аукционе следует, что выполнении работ по объекту указанного аукциона среди прочего подлежат применению:
12. |
Кирпич керамический |
Кирпич должен быть полнотелый керамический нормального формата (одинарный). Дефекты внешнего вида изделия должны соответствовать требованиям ГОСТ 530-2012 для рядовых изделий. Марка по прочности М100. Марка по морозостойкости не менее F50 |
23. |
Тротуарные плиты |
Класс бетона плит по прочности на сжатие - не менее В22,5. Толщина должна быть восемьдесят миллиметров. Цвет серый. Морозостойкость - не менее F200. Товар должен соответствовать ГОСТ 17608-2017. |
Из пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа, данных при рассмотрении дела, следует, что вышеуказанные характеристики материалов в части марки морозостойкости установлены согласно требованиям соответственно ГОСТ 530-2012, ГОСТ 17608-2017 и не предусматривают представление в заявке на участие в Электронном аукционе сведений, которые становятся известны по результатам проведения испытания каждой партии материала. Согласно положениям ГОСТ 530-2012, а также ГОСТ 17608-2017, ссылка на которые содержится в документации об Электронном аукционе, в результате испытания морозостойкости материала подлежит определению число циклов замораживания-оттаивания до наступления критического состояния соответствующего образца. Между тем, данные сведения в заявке на участие в Электронном аукционе представлять не требуется. Материалы требуемых в документации марок широко представлены на рынке, сведения о таких товарах находятся в открытом доступе, в частности на сайтах производителей и поставщиков вышеуказанных материалов в сети Интернет (соответствующие скриншоты представлены в материалы дела). Таким образом, для участников закупки отсутствуют ограничения для доступа к участию в Электронном аукционе в связи с установлением заказчиком требований по вышеуказанным характеристикам морозостойкости.
ООО "Эксперт Закупок" на рассмотрение дела не явилось, доказательств, опровергающих доводы заказчика, не представило.
При таких обстоятельствах, доводы ООО "Эксперт Закупок" о ненадлежащем описании объекта закупки и ограничении количества участников закупки при проведении Электронного аукциона, не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эксперт Закупок" обоснованной в части доводов:
- о наличии в документации об Электронном аукционе неправомерного требования о представлении в составе заявок на участие в указанном аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 г. N 58;
- о несоответствии требованиям законодательства о контрактной системе проектов графика выполнения строительно-монтажных работ, а также графика оплаты выполненных работ, прилагаемых к проекту контракта документации об Электронном аукционе.
2. Признать в действиях заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, частей 5 и 6 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 11 июля 2019 г. N 2848/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2019