Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, при участии представителей заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального района "Белгородский район" Белгородской области", уполномоченного органа - администрации Белгородского района, в отсутствие представителей заявителя - ООО "КоролСтрой" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-531/2019 по жалобе ООО "КоролСтрой" на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство стадиона в п. Разумное Белгородского района (футбольное поле)" (N закупки 0126300029119000483), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "КоролСтрой" на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство стадиона в п. Разумное Белгородского района (футбольное поле)" (N закупки 0126300029119000483) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно:
- требование документации о представлении в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, не соответствует действующему законодательству. Данный приказ утратил силу и с 20.04.2019 участник закупки должен представлять выписку по новой форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86;
- в нарушение положений части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе документация не предусматривает возможности предоставления обеспечения заявки на участие в Электронном аукционе в виде банковской гарантии;
- в пунктах 10.10 и 10.11 проекта контракта, определяющих размер штрафа, уплачиваемого заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, используется формулировка "в виде фиксированной суммы", что не соответствует положениям статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчик - муниципальное бюджетное учреждение "Отдел капитального строительства муниципального района "Белгородский район" Белгородской области", уполномоченный орган - администрация Белгородского района представили возражение на жалобу ООО "КоролСтрой", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобу ООО "КоролСтрой", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "КоролСтрой", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.06.2019 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство стадиона в п. Разумное Белгородского района (футбольное поле)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 42 200 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КоролСтрой" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе подлежат указанию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе среди прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Подпунктом 1 пункта 22 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг:
- членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе заявка на участие в Электронном аукционе среди прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 22 раздела 2 документации, или копии этих документов:
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).
Между тем, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 с 20.04.2019 признан утратившим силу, утверждена новая форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с пунктом 32 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе подача заявок на участие в Электронном аукционе осуществляется с 17.06.2019.
С учетом вышеизложенного, требование документации об Электронном аукционе о представлении в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58, который утратил силу с 20.04.2019, не соответствует положениям законодательства в области градостроительной деятельности и создает препятствия для подачи заявок на участие в Электронном аукционе.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении Электронного аукциона.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу части 1 статьи 64 (с учетом положений части 5 статьи 63, пункта 7 статьи 42) Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать сведения о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 19 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки только в виде денежных средств.
Согласно части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Из пункта 32 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе следует, что подача заявок на участие в Электронном аукционе осуществляется с 17.06.2019, что находится в пределах периода, определенного частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, требование документации об Электронном аукционе о представлении обеспечения заявок на участие в аукционе исключительно в виде денежных средств соответствует положениям части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе. С учетом вышеизложенного, довод ООО "КоролСтрой" в рассматриваемой части является необоснованным.
3. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 10.10 проекта контракта документации об Электронном аукционе следует, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 30.08.2017 года N1042).
Согласно пункту 10.11 проекта контракта документации об Электронном аукционе за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы____.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил указанные Правила среди прочего устанавливают порядок определения в контракте размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой исходя из цены контракта.
При таких обстоятельствах, наличие в проекте контракта документации об Электронном аукционе условия об установлении размера штрафа, уплачиваемого заказчиком, в виде фиксированной суммы, согласуется с положениями пунктов 1 и 9 Правил и не противоречит нормам части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод ООО "КоролСтрой" о неправомерности указания в пунктах 10.10, 10.11 проекта контракта формулировки "в виде фиксированной суммы" не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КоролСтрой" обоснованной в части довода о наличии в документации об Электронном аукционе неправомерного требования о представлении в составе заявок на участие в указанном аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 г. N 58.
2. Признать в действиях заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание о его устранении по делу 031/06/64-530/2019, предписание об устранении нарушения не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 11 июля 2019 г. N 2851/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2019