Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Саратовский металлообрабатывающий завод" (вх. 9873) от 28.06.2019 года на действия заказчика в лице Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при осуществлении закупки N 0101500000319000890 "22.19.10.000: Резина регенерированная (девулканизированная) в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент); 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по электронному аукциону N 0101500000319000890.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее
Согласно доводам Заявителя, требование о наличии символики ГТО на требуемой конструкции нарушает Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что по позициям 1-9, 19 установлено требование "Полукруглый элемент состоит из двух параллельно расположенных полукруглых металлических пластин, между которыми, перпендикулярно им, установлена по внешнему контуру металлическая пластина на которой прорезаны заглавные печатные буквы "Г", "Т", "О"."
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
В рамках реализации утверждённого протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 14 декабря 2018 г. N 3 утверждена программа "Спорт - норма жизни". В целях обеспечения реализации подпрограмм "Развитие физической культуры и массового спорта", в рамках заключенного соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации Республики Башкортостан выделяются субсидии в целях достижения результата(ов) федерального проекта по субъекту Российской Федерации. В задачи и результаты национального проекта входит организация информационно-коммуникационной кампании по формированию в обществе культуры поведения, основанной на индивидуальной мотивации граждан к физическому развитию, включая подготовку к выполнению и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), и стимулированию работодателей к поощрению физической активности персонала. Исходя из этого цель использования символики ГТО во внешнем оформлении спортивно-технологического оборудования, обусловлено тем, что в комплект оборудования, на приобретение которых направлены субсидии, входит оборудование, предназначенное для организации тестирования по приёму нормативов ГТО. Внешний вид данного оборудования имеет значение, так как оно приобретается для центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и поэтому несёт в себе не просто декоративное решение, а преследует цели информационно-коммуникационной кампании и мотивации граждан к занятия физической культурой и спортом. Данный фактор является необходимым условием достижения целей и задач федеральных программ и национальных проектов. Кроме того, следует отметить, что описываемые в аукционной документации требования к внешнему виду и оформлению являются эксплуатационными характеристиками предмета закупки с точки зрения эстетического восприятия.
В соответствии с Федеральным законом 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"", статьёй N31.5 "Символика комплекса ГТО": 1. Символика комплекса ГТО (словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, в том числе изображения знаков отличия комплекса ГТО и производные от них) подлежит охране в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. 2. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения вправе использовать наименование "Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) или образованные на его основе слова и словосочетания в своих наименованиях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральными законами. 3. Исключительные права на символику комплекса ГТО принадлежат федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 4. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе самостоятельно использовать символику комплекса ГТО в некоммерческих целях, в том числе в целях пропаганды комплекса ГТО, занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни. 5. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе предоставлять организациям право использования символики комплекса ГТО. Такие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности вправе использовать символику комплекса ГТО и предоставлять право ее использования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта иным лицам с учетом того, что любое использование в коммерческих целях символики комплекса ГТО допускается только при условии направления полученных средств на реализацию мероприятий по подготовке населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и мероприятий по выполнению таких нормативов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 г. N 40 г. Москва "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" утверждены изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта". Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, приведённым в приложении N32 к государственной программе Российской Федерации "Развития физической культуры и спорта". В настоящих правилах устанавливаются цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивном комплексом "Готов к труду и обороне". Таким образом, данный электронный аукцион организован для создания спортивных площадок именно в контексте комплекса ГТО, в частности, её символики как узнаваемого средства индивидуализаций. Поэтому обосновано предполагается и никоим образом не исключается необходимость нанесения символики комплекса ГТО на приобретаемое спортивно-технологическое оборудование. Подобное описание в части символики комплекса ГТО, отражённое в техническом задании, направлено на исполнение федеральной и республиканской программы "Спорт-норма жизни" и позволит увеличить результативность реализаций информационно-просветительской кампании по формированию в обществе культуры поведения, основанной на индивидуальной мотивации граждан к физическому развитию, включая подготовку к выполнению и выполнение нормативов комплекса ГТО, в том числе к стимулированию работодателей к поощрению физической активности персонала.
На заседании комиссии представитель Заказчика представил каталоги организаций, изготавливающие оборудование с символикой ГТО - Объединение "Диалог-Конверсия" - официальный лицензиат ВФСК "ГТО", Производственное объединение Зарница (г. Казань); ООО Спортивная организация "ГТО" (г. Москва); Завод игрового спортивного оборудования (г. Чебоксары).
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
Заявитель документы, подтверждающие ограничение количества участников, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Саратовский металлообрабатывающий завод" на действия заказчика в лице Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0101500000319000890 "22.19.10.000: Резина регенерированная (девулканизированная) в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент); 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки; 32.30.15.239: Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 5 июля 2019 г. N 002/06/105-1458/2019
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2019