Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
Рассмотрев обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона N0101200012519000012 Поставка с установкой извещателей пожарных дымовых автономных в Муниципальном районе Калтасинский район и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N220 от 08.07.2019 года
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 20.06.2019 вх.N9385, вх.N9955 от 01.07.2019, прокуратурой Республики Башкортостан, перенаправлены обращения ООО "Центр Проведения Противопожарных Работ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона N0101200012519000012 Поставка с установкой извещателей пожарных дымовых автономных в Муниципальном районе Калтасинский район.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий (ч.3 ст.99).
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) провела внеплановую проверку действий Заказчика и установила следующее.
25.04.2019 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной площадке РТС-Тендер опубликовано извещение и документация о проведении электронного аукциона N0101200012519000012.
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно при описании объекта закупки допущены нарушения требований федерального законодательства, приводящие к ограничению конкуренции и воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности участников данной закупки, Заказчиком установлены избыточные технические и функциональные требования к извещателям относительно ГОСТ, которые не только расширяют требования характеристик установленных названным законодательством, но и устанавливают характеристики, которые применить к извещателям невозможно (нарушены п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
В частности избыточными являются следующие характеристики:
- инерционность срабатывания не более 6 сек.;
- электрическое питание от батареи типа "Крона";
- режим оповещения "Дежурный режим" в виде однократной вспышки индикатора с периодом повторения не более 10 сек.;
- сохранение работоспособности при разряде батареи до 7,5 В;
- режим оповещения "Разряд батареи" (при напряжении от 7,5 до 5,9 В) в виде кратковременного однократного звукового сигнала с периодом повторения не более 60 сек.;
- площадь, контролируемая при высоте установки до 3,5 метра должна быть равна 85 м.
Указанные характеристики не соответствуют ГОСТ Р 53325-2012.
В соответствии с п.2 ст.42, ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о кратком изложении условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 настоящего Федерального закона.
Аналогичная информация должна содержаться и в документации об электронном аукционе в силу положений ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ документации об электронном аукционе показал, что объектом закупки является поставка извещателей пожарных дымовых автономных. Описание объекта закупки приведено в разделе 1. Наименование и описание объекта закупки документации об электронном аукционе.
Так, по оспариваемым Заявителем показателям объекта закупки документацией об электронном аукционе определены следующие характеристики:
- инерционность срабатывания - не более 6 сек.;
- электрическое питание от батареи типа "Крона";
- режим оповещения "Дежурный режим" в виде однократной вспышки индикатора с периодом повторения - не более 10сек.;
- сохранение работоспособности при разряде батареи до 7,5 В - наличие;
- режим оповещения "Разряд батареи" (при напряжении от 7,5 до 5,9 В) в виде кратковременного однократного звукового сигнала с периодом повторения не более 60 сек. - наличие;
- площадь, контролируемая при высоте установки до 3,5 метра - не менее 85 м.
Таким образом, следует, что по показателю площадь, документацией об электронном аукционе предусмотрена характеристика, отличная от характеристики, указанной в обращении Заявителя.
Как следует из пояснений Заказчика, при описании объекта закупки использовались показатели, условные обозначения и терминология, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", национальными стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 года N 304-р. При этом Заказчик обращает внимание, что подлежит применению не только ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", как указывает Заявитель в своей жалобе, но и, например, ГОСТ 26342-84 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры". В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях обеспечения соблюдения требований указанного Федерального закона на добровольной основе Заказчиком учитывались требования таких нормативных документов пожарной безопасности как НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31 и НПБ 66-97 "Извещатели пожарные автономные. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - НПБ 66), СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
В то же время Комиссия обращает внимание Заказчика на обязанность соблюдать требования ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Установлено, что вышеуказанные показатели ГОСТ Р 53325-2012 не регламентированы. В связи с чем, описывая объект закупки с учетом показателей, нерегламентированных ГОСТ или законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, необходимо обосновывать потребность использования таких показателей.
Между тем, в рассматриваемом случае, документация об электронном аукционе не содержит обоснование необходимости использования других показателей, что свидетельствует о нарушении п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Доводы Заявителя подтвердились в части.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая, что процедура определения поставщика завершена, у Комиссии Башкортостанского УФАС России отсутствуют правовые основания выдавать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0101200012519000012 Поставка с установкой извещателей пожарных дымовых автономных в Муниципальном районе Калтасинский район установлено нарушение п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
4. Обязать Заказчика обеспечить явку лица, утвердившего документацию об электронном аукционе с нарушением действующего законодательства на составление административного правонарушении по адресу: г.Уфа, ул. Пушкина, 95, каб.527 с документами, удостоверяющими личность, надлежащим образом заверенными копиями приказа о назначении, должностной инструкции и документами, подтверждающими полномочия по утверждению документации, объяснениями по факту выявленного нарушения 23 августа 2019 года в 10 час.30 мин.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
"_."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 июля 2019 г. N ТО002/06/99-1527/201
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2019