Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
Рассмотрев обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона N0101200009518005627 Поставка извещателей пожарных дымовых автономных для обеспечения семей при рождении ребенка и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N220 от 08.07.2019 года
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 20.06.2019 вх.N9385, вх.N9955 от 01.07.2019, прокуратурой Республики Башкортостан, перенаправлены обращения ООО "Центр Проведения Противопожарных Работ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона N0101200009518005627 Поставка извещателей пожарных дымовых автономных для обеспечения семей при рождении ребенка.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий (ч.3 ст.99).
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) провела внеплановую проверку действий Заказчика и установила следующее.
30.12.2018 Уполномоченным органом в лице Министерства экономического развития Республики Башкортостан на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной площадке РТС-Тендер опубликовано извещение и документация о проведении электронного аукциона N0101200009518005627.
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно при описании объекта закупки допущены нарушения требований федерального законодательства, приводящие к ограничению конкуренции и воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности участников данной закупки, Заказчиком установлены избыточные технические и функциональные требования к извещателям относительно ГОСТ, которые не только расширяют требования характеристик установленных названным законодательством, но и устанавливают характеристики, которые применить к извещателям невозможно (нарушены п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
В частности избыточными являются следующие характеристики:
- инерционность срабатывания не более 6 сек.;
- электрическое питание от батареи типа "Крона";
- режим оповещения "Дежурный режим" в виде однократной вспышки индикатора с периодом повторения не более 10 сек.;
- сохранение работоспособности при разряде батареи до 7,5 В;
- режим оповещения "Разряд батареи" (при напряжении от 7,5 до 5,9 В) в виде кратковременного однократного звукового сигнала с периодом повторения не более 60 сек.;
- площадь, контролируемая при высоте установки до 3,5 метра должна быть равна 85 м.
Указанные характеристики не соответствуют ГОСТ Р 53325-2012.
В соответствии с п.2 ст.42, ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о кратком изложении условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 настоящего Федерального закона.
Аналогичная информация должна содержаться и в документации об электронном аукционе в силу положений ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ документации об электронном аукционе показал, что объектом закупки является поставка извещателей пожарных дымовых автономных. Описание объекта закупки приведено в разделе 1. Наименование и описание объекта закупки документации об электронном аукционе.
Так, по оспариваемым Заявителем показателям объекта закупки документацией об электронном аукционе определены следующие характеристики:
- инерционность срабатывания не более 6 сек.;
- электрическое питание от батареи типа "Крона";
- режим оповещения "Дежурный режим" в виде однократной вспышки индикатора с периодом повторения не менее 5сек.;
- сохранение работоспособности при разряде батареи не менее 5,9 В
- площадь, контролируемая при высоте установки до 3,5 метра не менее 85 м.
Таким образом, следует, что по показателям режим оповещения, сохранение работоспособности и площадь, документацией об электронном аукционе предусмотрены характеристики, отличные от характеристик, указанных в обращении Заявителя.
Как следует из пояснений Заказчика, при описании объекта закупки использовались показатели, условные обозначения и терминология, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", национальными стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 года N 304-р. При этом Заказчик обращает внимание, что подлежит применению не только ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", как указывает Заявитель в своей жалобе, но и, например, ГОСТ 26342-84 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры". В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях обеспечения соблюдения требований указанного Федерального закона на добровольной основе Заказчиком учитывались требования таких нормативных документов пожарной безопасности как НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31 и НПБ 66-97 "Извещатели пожарные автономные. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - НПБ 66), СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
В то же время Комиссия обращает внимание Заказчика на обязанность соблюдать требования ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Установлено, что вышеуказанные показатели ГОСТом Р 53325-2012 не регламентированы. В связи с чем, описывая объект закупки с учетом показателей, нерегламентированных ГОСТ или законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, необходимо обосновывать потребность использования таких показателей.
Между тем, в рассматриваемом случае, документация об электронном аукционе не содержит обоснование необходимости использования других показателей, что свидетельствует о нарушении п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Доводы Заявителя подтвердились в части.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая, что процедура определения поставщика завершена, у Комиссии Башкортостанского УФАС России отсутствуют правовые основания выдавать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям, Уполномоченного органа в лице Министерства экономического развития Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0101200009518005627 Поставка извещателей пожарных дымовых автономных для обеспечения семей при рождении ребенка установлено нарушение п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 июля 2019 г. N ТО002/06/99-1527/201
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2019