Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования Фалилеевское сельское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствии представителей Заявителя ООО "Экотех", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя ООО "Экотех" (вх. N 5139 от 18.06.2019) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в д. Унатицы от дома N1 до противопожарного резервуара (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком 31.05 .2019 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 583 876 рублей 80 копеек.
Источник финансирования - средства бюджетных учреждений.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Представители Заказчика возражали против доводов жалобы Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к показателям, позволяющим определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, определены в Приложении N 2 аукционной документации (далее - Приложение). Инструкция по составлению первой части заявки содержится в Приложении (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению первых частей заявок участников содержится в Приложении.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Комиссия установила, что из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.06.2019 N0145300006019000003-1 следует, что заявке Заявителя с идентификационным номером "81" было отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе ввиду предоставления информации, несоответствующей требованиям аукционной документации.
Основания отклонения: п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г., пп.2 п.12.1.1 документации об электронном аукционе.
на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
Обоснование решения: в заявке участника закупки не предоставлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в Приложении N 2 к техническому заданию, а именно по товарам: п. 3 Щебень тип 2 .По показателю "Потеря массы после испытания замораживание-оттаивание" Участником закупки указано значение не соответствующее требованиям аукционной документации. Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок: "В значениях показателей предложения участника не должно содержать слов: "или эквивалент", "или", "более", "от", "до" "не более", "менее", "не менее", "должен", "и/или", "либо", "ниже", "выше" "должно быть" "не должно быть" "свыше" (и его производные), и иных которые могут ввести в заблуждение комиссию в отношении конкретики указанного значения, а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями". В заявке участника указано: Потеря массы после испытания замораживание-оттаивание не более 5%. По показателю "Наименьшие и наибольшие номинальные размеры смеси зерен" участником указаны не соответствующие требованиям ГОСТ 8267-93 п.4.2.1 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм. В заявке участника указано: Наименьшие и наибольшие номинальные размеры смеси зерен 5-15 мм.)
Комиссией установлено, что Заказчиком по позиции N 3 Приложения "Щебень тип 2" установлено следующее требование к значению показателя "Потеря массы после испытания замораживание-оттаивание" - "должна быть не более 5 или 10" (единица измерения - %).
Комиссия установила, что Инструкция содержит следующее положение: "По третьему виду показателей участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений: в случае установления требования к значению показателя в Приложении N 3 слов/знаков "или", "и/или", ";" потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений, в случае использования "или" или "либо" или ";" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя".
Комиссией установлено, что участник в заявке по показателю "Потеря массы после испытания замораживание-оттаивание" для позиции "Щебень тип 2" указал значение "не более 5".
Представитель Заказчика пояснил, что значение Заявителя в составе первой части заявки по спорному показателю, по мнению аукционной комиссии, нарушает положения Инструкции.
Комиссия пришла к выводу, что Заказчик, установив требование вида "должна быть не более 5 или 10 %" ,установил одновременно в одном требовании как требование к максимальному значению показателя с использованием конструкции "не более", так и требование к вариантам значений с использованием союза "или", по которому участники закупки обязаны указать одно из альтернативных значений показателя.
В данном случае альтернативными значениями по показателю являются "не более 5%" и "10%", а положение Инструкции о том, что "В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "или", "более", "от", "до" "не более", "менее", "не менее", "должен", "и/или", "либо", "ниже", "выше" "должно быть" "не должно быть" "свыше" (и его производные), и иных которые могут ввести в заблуждение комиссию в отношении конкретики указанного значения, а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями" не может регламентировать порядок заполнения конкретного значения по вышеуказанному показателю, так как Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, устанавливая в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в одном требовании одновременно как требование к максимальному значению, так и требование к вариантам значений.
Комиссия установила, что аукционная комиссия Заказчика в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе не имела должных оснований для отказа в допуске к электронному аукциону заявке Заявителя, так как в Инструкции не установлен однозначный порядок заполнения первых частей заявок участников при установлении требования к показателю с использованием конструкции "не более _ или _".
По второму доводу жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком по позиции N 3 Приложения "Щебень тип 2" установлено следующее требование к значению показателя "Наименьшие и наибольшие номинальные размеры смеси зерен" - "не менее 5 и менее 20" (единица измерения - мм).
Также Комиссией установлено, что Заказчиком установлено требование по соответствию вышеназванного товара ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" (далее - ГОСТ). Согласно п.4.2.1 ГОСТ: "Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 ДО 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм. По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80 (70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм".
В соответствии с Инструкцией: "По второму виду показателей участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона: в случае установления в Приложении N 3соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов "в диапазоне значений", "диапазон", "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_." "от_до" "нижний предел_верхний предел" и т.д. участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
Следовательно, участник при заполнении заявки, должен указать диапазон значений, требуемый Заказчиком в соответствии с положениями Инструкции для данного показателя, а также в соответствии с положениями ГОСТ.
Заявитель в заявке по показателю "Наименьшие и наибольшие номинальные размеры смеси зерен" для позиции "Щебень тип 2" указал следующее значение в виде диапазона значений, как того требует Инструкция - "5-15 мм".
Комиссия установила, что значение, указанное Заявителем в составе первой части заявки также соответствует и ГОСТ, так как удовлетворяет значениям, указанным в нем, а именно - "от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм".
Комиссия пришла к выводу, что установленное Заказчиком требование по позиции N 3 Приложения "Щебень тип 2" к значению показателя "Наименьшие и наибольшие номинальные размеры смеси зерен" вида "не менее 5 и менее 20" в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе противоречит ГОСТ, так как в ГОСТ не предусмотрен диапазон значений для наименьшего и наибольшего номинального размера смеси зерен "не менее 5 и менее 20", а указанное Заявителем в составе первой части заявки значение по спорному показателю соответствует как положениям Инструкции, так и положениям ГОСТ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экотех" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе закупки, и внесения изменений в документацию об электронном аукционе в соответствии с действующим законодательством.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 июня 2019 г. N Р/03/699
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2019