Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области:
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4841 от 07.06.2019) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение и установку спортивного оборудования для нужд МО Горбунковское СП (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком 24.05.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 800 000 рублей 00 копееек.
Источник финансирования - Местный бюджет муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Представители Заказчика возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Требования к конкретным показателям товаров, необходимых к поставке установлены Заказчиком в Техническом задании (далее - Приложение). Инструкция по подаче сведений о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг) (далее - Инструкция) содержится в Приложении.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Комиссия установила, что из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.06.2019 N0145300015819000010-1 следует, что заявке Заявителя с идентификационным номером "222" было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"На основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Участник указал в п.9: "Устройство опорных частей оборудования должно производиться с бетонированием.", согласно инструкции по заполнению заявки: "Предоставляемые участником электронного аукциона сведения в части показателей, предлагаемого для поставки товара, не должны сопровождаться словами: "эквивалент", "аналог", "должен / не должен", "должна(ы)/не должна(ы)", "могут/ не могут", "допускается/не допускается" и другими аналогичными выражениями, допускающими разночтения или двусмысленное толкование".
Комиссия установила, что Заказчиком в Приложении к товару N9 "2280 - Комплекс из 2-х турников, шведской стенки, скамьи для пресса, турников для отжимания и брусьев" установлено, в том числе следующее требование - "Устройство опорных частей оборудования должно производиться с бетонированием".
Комиссия установила, что Заявитель в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе указал следующее конкретное значение по вышеуказанному требованию для товара N9 - "Устройство опорных частей оборудования должно производиться с бетонированием".
Комиссия установила, что в Инструкции содержится следующее положение: "Предоставляемые участником электронного аукциона сведения в части показателей, предлагаемого для поставки товара, не должны сопровождаться словами: "эквивалент", "аналог", "должен / не должен", "должна(ы)/не должна(ы)", "могут/ не могут", "допускается/не допускается" и другими аналогичными выражениями, допускающими разночтения или двусмысленное толкование".
Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя, так как представленное Заявителем конкретное значение для товара N9 содержало слово "должно", которое согласно Инструкции нельзя использовать при составлении первой части заявки при указании сведений по необходимым Заказчику товарам.
Однако, в ходе внеплановой проверки, Комиссия установила, что Заказчиком в Приложении для товара N2 "1513 - Трибуна" установлено, в том числе следующее требование - "К нижним элементам каркаса должны быть приварены металлические пластины размером 120х50(60) мм с отверстиями диаметром 12-12,5 мм для крепления трибуны к закладным элементам".
При этом в положениях Инструкции отсутствует порядок заполнения для математического знака "()" ("скобки"), что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 вводит участников закупки в заблуждение при заполнении первой части заявки.
Аналогичное нарушение указано Заявителем в доводах жалобы NN 8, 9, 10, 11, 13 для товаров Приложения NN 7, 8, 14, 17, 22. (В Инструкции не описан однозначный порядок заполнения для слов/словосочетаний/знаков: "так же может", "").
В доводе N6 жалобы Заявитель указывает, что в Инструкции отсутствует порядок заполнения для слова "то", с помощью которого задано требование для товара N4 Приложения.
Представители Заказчика пояснили, что данное конструкция является технической ошибкой и признали довод Заявителя обоснованным.
С аналогичным нарушением представители Заказчика согласились и по доводу N12 жалобы, где для товара N20 Приложения указано требуемое значение от 40*80 м ("метров"), признав это технической ошибкой при составлении описания объекта закупки.
В доводе N7 жалобы Заявитель оспаривает установление Заказчиком требования со схожими показателями к товарам NN 6, 7 Приложения, но с разным порядком заполнения конкретных значения, так как Заказчик требует в одном случае диапазонный показатель, а в другом конкретное значение.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласились с доводом жалобы и признали его обоснованным.
В доводах NN 1, 2 жалобы Заявитель указывает на неверное установление Заказчиком в документации об электронном аукционе требований части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что Заказчиком в пункте 28 аукционной документации установлено следующее:
"первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;;
2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Комиссия установила, что согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссия установила, что Заказчиком в документации об электронном аукционе нарушены положения части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя с номером "222", однако в ходе внеплановой проверки выявила в описании объекта закупки и Инструкции нарушения части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УЗСИ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в документацию об электронном аукционе в части установления надлежащего описания объекта закупки и инструкции по заполнению первых частей заявок.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 июня 2019 г. N Р/03/610
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2019