Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Орион":
в отсутствии представителей Заказчика, извещенного о времени и месте Заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя ООО "Орион" (вх. N 4770 от 05.06.2019) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, между домами N 16/1, 18/1 по ул. Ленинградской (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком 20.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 415 615 рублей 44 копейки.
Источник финансирования - федеральный бюджет, областной бюджет Ленинградской области, местный бюджет.
Как следует из жалобы, Заявитель приводит доводы о нарушениях в положениях документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно жалобе, по мнению Заявителя, в документации об электронном аукционе содержатся нарушения действующего законодательства.
Довод жалобы Заявителя основан на том, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе в части размещения в составе документации об электронном аукционе файла, формат которого не позволяет ознакомиться с информацией о необходимых товарах при выполнении работ, а также надлежащим образом составить заявку на участие в электронном аукционе, что влечёт за собой ограничение числа участников такого электронного аукциона или ограничение доступа к участию в таком электронном аукционе.
Комиссия установила, что в извещении о проведении закупки с номером 0145300005219000224 Заказчиком в составе документации об электронном аукционе размещен файл "Приложение N1 к Техническому заданию.pdf", содержащий таблицу с требованиями к значениям показателей товаров, использующихся при выполнении работ, а также инструкцию по заполнению первой части заявки участников закупки.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с Письмом ФАС России от 16.11.2016 N ИА/79173/16 "По вопросу размещения заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок технической части документации о закупках в форматах, не позволяющих осуществлять поиск, копирование и печать фрагментов текста" (далее - Письмо ФАС):
"В случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме")".
Комиссией также установлено, что из Письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.05.2016 N Д28и-1299 следует:
"Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
При этом необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией, а также будет противоречить положениям Закона о контрактной системе".
Комиссия, ознакомившись с документами из извещения о проведении закупки, установила, что формат вышеуказанного файла "Приложение N1 к Техническому заданию.pdf" не обеспечивает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ.
При этом из Письма ФАС буквально следует, что наличие большого объема информации в файле, формат которого не обеспечивает возможность поиска и копирования текста, вынуждает участников закупки самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат.
Комиссия установила, что срок, отведенный участникам закупки на подачу заявок на участие в электронном аукционе, согласно информации из извещения о проведении закупки датировался с 20.05.2019 по 06.06.2019, установлен Заказчиком в соответствии с действующим Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании пояснил, что по данной закупке было подано 4 (четыре) заявки от участников, что подтверждает возможность заполнения первой части заявки потенциальными участниками закупки, несмотря на то, что формат размещенного на официальном сайте документа в составе извещения не обеспечивает возможность поиска и копирования текста.
Заявитель же ни в тексте жалобы, ни на заседании Комиссии не смог предоставить доказательств того, что именно данное обстоятельство не позволило Обществу с ограниченной ответственностью "Орион" составить и подать заявку на участие в электронном аукционе.
Комиссия, пришла к выводу, что Заказчиком при размещении документации об электронном аукционе были допущены нарушения положения части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, в виду того, что в составе документации об электронном аукционе содержался файл, формат которого не обеспечивает возможность поиска и копирования текста, а, следовательно, не является общедоступным, как того требует Закон о контрактной системе.
При этом, факт того, что вышеуказанный файл состоит из 10 (десяти) страниц, а также то, что на участие в электронном аукционе было подано 4 (четыре) заявки, каждая из которых была допущена до участия в настоящем аукционе, свидетельствуют о том, что у потенциальных участников закупки присутствовала возможность надлежащим образом заполнить и подать заявку на участие в электронном аукционе.
Комиссия, учитывая вышеизложенное, пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика, и приняла решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Орион" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 13 июня 2019 г. N Р/03/601
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2019