Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствии представителей Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "А.Г.А. Строй", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5494 от 26.06.2019) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги N1 в п. Щеглово Всеволожского района Ленинградской области (участок: от многоквартирного дома N78 до региональной дороги "ст. Магнитная - пос. им. Морозова) (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком 04.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 030 356 рублей 05 копеек.
Источник финансирования - Бюджет МО "Щегловское сельское поселение".
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Требования к показателям товаров, установленные Заказчиком, позволяющим определить соответствие товара, необходимого в использовании при выполнении работ, определены в таблице N2 в составе аукционной документации (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержится в Приложении.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Комиссия установила, что из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.06.2019 N0145300022519000002-0 следует, что заявке Заявителя с идентификационным номером "4" было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"1. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем на основании п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ за предоставления недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и "Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе", в том числе: В первой части заявки участник закупки по позиции 2 "Смесь асфальтобетонная" в показателе 12 указал значение конкретного показателя "Содержание в минеральной части смеси зерен крупностью свыше 40 мм, % по массе: 10". В первой части заявки участник закупки по позиции 2 "Смесь асфальтобетонная" в показателе 7 указал значение конкретного показателя "Зерновой состав минеральной части смеси, % по массе: - размер зерен не более 40 мм: 95", что является недостоверной информацией. Справочно: 95+10=105, а сумма массовых долей не может быть более 100%.
2. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем на основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ за несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и "Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе", в том числе: В первой части заявки участник закупки по позиции 2 "Смесь асфальтобетонная" в показателе 7 изменил наименование показателей "Зерновой состав минеральной части смеси, % по массе: - размер зерен не более 40 мм; - размер зерен не более 20 мм и т.д." на "Зерновой состав минеральной части смеси, % по массе: - размер зерен 40 мм; - размер зерен 20 мм и т.д.", что является нарушением инструкции. Справочно: в соответствие с инструкцией по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, наименование показателя товара должно быть передано участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в документации, удаляя при этом из наименования показателей текст "должен (-на, -но, -ны)", "не должен (-на, -но, -ны)", "должен (-на, -но, -ны) быть", "не должен (-на, -но, -ны) быть".
Рассматривая первое основание аукционной комиссии для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, Комиссия установила, что Заказчиком в Приложении к значению показателя N12 "Содержание в минеральной части смеси зерен крупностью свыше 40 мм, % по массе" товара N2 "Асфальтобетонная смесь" установлено следующее требование - "0 - 15", к значению показателя N7 "Зерновой состав минеральной части смеси, % по массе: - размер зерен не более 40 мм" товара N2 "Асфальтобетонная смесь" установлено следующее требование - "90 - 100".
Заявитель в составе первой части заявки по показателю N7 "Зерновой состав минеральной части смеси, % по массе: - размер зерен не более 40 мм" указал конкретное значение - "10", по показателю "N12 "Содержание в минеральной части смеси зерен крупностью свыше 40 мм, % по массе" указал конкретное значение - "95".
Представитель Заказчика пояснил, что указанные Заявителем в составе первой части заявки конкретные значения по вышеназванным спорным показателям являлись предоставлением недостоверной информации, так как, по мнению Заявителя, значения по двум показателям, обозначающим процент содержания в минеральной части смеси зерен крупностью свыше 40 мм и не более 40 мм, в сумме не должны превышать 100%. При этом 10% + 95% в сумме превышают 100%.
Комиссия установила, что конкретные значения показателей, указанные Заявителем в составе первой части заявки, соответствуют порядку заполнения, установленному в Инструкции.
При этом ни в составе документации, ни в составе Инструкции Заказчиком не установлено положений о том, что значения по вышеуказанным показателям N12 "Содержание в минеральной части смеси зерен крупностью свыше 40 мм, % по массе" и N7 "Зерновой состав минеральной части смеси, % по массе: - размер зерен не более 40 мм", выраженные в процентах, в сумме должны составлять 100%.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не смог пояснить, какие именно положения Инструкции были нарушены Заявителем при заполнении первой части заявки.
Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия Заказчика в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявке Заявителя с идентификационным номером "4". Также Заказчиком в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в Приложении установлены требования к показателям товаров, необходимых в использовании при выполнении работ, предусмотренных настоящим контрактом, несоответствующие этим товарам.
Рассматривая второе основание аукционной комиссии для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, Комиссия установила, что конкретные значения показателей, указанные Заявителем в составе первой части заявки, соответствуют порядку заполнения, установленному в Инструкции, а именно: "в соответствие с инструкцией по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, наименование показателя товара должно быть передано участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в документации, удаляя при этом из наименования показателей текст "должен (-на, -но, -ны)", "не должен (-на, -но, -ны)", "должен (-на, -но, -ны) быть", "не должен (-на, -но, -ны) быть".
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "А.Г.А. Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в документацию об электронном аукционе в части установления надлежащего описания объекта закупки.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 июля 2019 г. N Р/03/742
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2019