Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Бокситогорская межрайонная больница":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5787 от 04.07.2019) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на 2-й этап капитального ремонта взрослой поликлиники г. Бокситогорска ГБУЗ ЛО "Бокситогорская МБ" (далее - электронный аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены Заказчиком 05.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 47 992 450 рублей 00 копеек.
Как следует из жалобы, Заявитель приводит доводы о нарушениях в положениях документации об электронном аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Первый довод Заявителя основан на том, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе в части размещения в составе документации об электронном аукционе файла, формат которого не позволяет ознакомиться с информацией о необходимых товарах для выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, а также надлежащим образом составить заявку на участие в электронном аукционе, что влечёт за собой ограничение числа участников такого электронного аукциона или ограничение доступа к участию в таком электронном аукционе.
Комиссия установила, что в извещении о проведении закупки с номером 0145200000419000964 Заказчиком в составе документации об электронном аукционе был размещен файл "Приложение N 1- Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ.pdf", содержащий таблицу с требованиями к значениям показателей товаров, использующихся при выполнении работ, а также инструкцию по заполнению первой части заявки участников закупки.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с Письмом ФАС России от 16.11.2016 N ИА/79173/16 "По вопросу размещения заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок технической части документации о закупках в форматах, не позволяющих осуществлять поиск, копирование и печать фрагментов текста" (далее - Письмо ФАС):
"В случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме")".
Комиссией также установлено, что из Письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.05.2016 N Д28и-1299 следует:
"Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
При этом необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией, а также будет противоречить положениям Закона о контрактной системе".
Комиссия, ознакомившись с документами из извещения о проведении закупки, установила, что формат вышеуказанного файла "Приложение N 1- Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ.pdf" не обеспечивает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ.
При этом из Письма ФАС буквально следует, что наличие большого объема информации в файле, формат которого не обеспечивает возможность поиска и копирования текста, вынуждает участников закупки самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат.
Однако согласно положению части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия установила, что срок, отведенный участникам закупки на подачу заявок на участие в электронном аукционе, согласно информации из извещения о проведении закупки датировался с 11.06.2019 по 04.07.2019, был установлен Заказчиком в соответствии с действующим Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании пояснил, что по данной закупке было подано 2 (две) заявки от участников, что подтверждает возможность заполнения первой части заявки потенциальными участниками закупки, не смотря на то, что формат размещенного на официальном сайте документа в составе извещения не обеспечивает возможность поиска и копирования текста.
Заявитель же ни в тексте жалобы, ни на заседании Комиссии не смог предоставить доказательств того, что именно данное обстоятельство не позволило Обществу с ограниченной ответственностью "Стикс" составить и подать заявку на участие в электронном аукционе.
Комиссия, пришла к выводу, что Заказчиком при размещении документации об электронном аукционе были допущены нарушения положения части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, ввиду того, что в составе документации об электронном аукционе содержался файл, формат которого не обеспечивает возможность поиска и копирования текста, а, следовательно, не является общедоступным, как того требует Закон о контрактной системе.
При этом факты того, что вышеуказанный файл состоит из 16 (шестнадцати) страниц, а также то, что на участие в электронном аукционе было подано 2 (две) заявки, каждая из которых была допущена до участия в электронном аукционе, свидетельствуют о том, что у потенциальных участников закупки присутствовала возможность надлежащим образом заполнить и подать заявку на участие в электронном аукционе.
Комиссия, учитывая вышеизложенное, пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика, и приняла решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Второй довод Заявителя в жалобе основан на том, что Заказчиком допущены нарушения при составлении документации об электронном аукционе, которые не позволяют участнику закупки надлежащим образом составить заявку на участие в аукционе.
Аргументы по второму доводу жалобы сводятся к тому, что Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащих требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ, отражающим свойства, которые могут быть получены участником аукциона только по результатам испытаний уже готовой продукции.
Комиссия установила, что в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. При составлении описания объекта закупки использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, используемых при выполнении работ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Требования к показателям товаров в приложении N1 к Техническому заданию (далее - Приложение) установлены строго в соответствии с техническими разделами соответствующих государственных стандартов Российской Федерации и обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей Заказчика в использовании товаров при выполнении работ в соответствии с описанием объекта закупки, а также в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия, выслушав пояснения сторон, пришла к выводу, что все требования к товарам, используемым при выполнении работ, установленные в Приложении, установлены без учета показателей, которые могут быть получены опытным путем уже изготовленного товара. Показатели, требования к которым установлены в Приложении, отражаются не для конкретной изготовленной единицы товара, а являются техническими условиями для производства типа (вида) товара и определяются любым производителем до его непосредственного изготовления.
Комиссия установила, что документация не устанавливает требований о проведении участником закупки каких-либо испытаний. Испытания согласно государственным стандартам проводятся только на конкретные партии товаров, и указанные испытания подтверждают соответствие или несоответствие установленным производителем техническим условиям на производство типов (видов) продукции. В свою очередь, в документации требуется указать именно сведения о технических характеристиках товара, а не результаты проведенных участником закупки испытаний. При этом все требования к товарам, установленные Заказчиком в Приложении, являются стандартными, установлены в соответствии с требованиями документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
По остальным доводам Заявителя представитель Заказчика пояснил, что план график содержит все необходимые сведения в соответствии с положениями статьи 21 Закона о контрактной системе.
Из части 1 требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг" (далее - Постановление N554) следует, что план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) (далее - закупки) представляет собой единый документ, форма которого включает, в том числе периодичность или количество этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение, в плане-графике закупок указываются сроки исполнения отдельных этапов (месяц, год), если контрактом предусмотрена периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в соответствующей графе плана-графика закупок указывается их периодичность - ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода и другая).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанная формулировка из Постановления N554 перечисляет примеры формулировок, но не ограничивает Заказчика определенным набором слов или словосочетаний.
Регулярность повторяемости работ через равные промежутки времени не предусмотрена предметом настоящего контракта, следовательно, в плане графике периодичность выполнения работ указана Заказчиком как "не установлена", что не нарушает положений Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика также пояснил, что код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) "41.20.40.000" аннулирован с 01 января 2017 года "Изменением 13/2016 ОКПД2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1237-ст) и введён код ОКПД2 "41.20.40.900" "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки".
В соответствии с информационным ресурсом в сети интернет, с сайтом zakupki.gov.ru в разделе "каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указано, что "дата начала обязательного применения позиции каталога" для КТРУ 41.20.40.000-00000001 начинается с 01.02.2020.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стикс " обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 июля 2019 г. N Р/03/773
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2019