Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области, Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и представителей Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Юникс",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя ООО "Юникс" (вх. N 5201 от 19.06.2019) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию типового многофункционального здания "Центр молодежи", расположенного на земельных участках по адресу: Всеволожский район, г. Сертолово, мк-рн Сертолово-1, ул. Центральная, в районе д. 10, корп.1 (кадастровый номер: 47:08:0102002:9132), Всеволожский район, пос. Щеглово, уч. 48 (кадастровый номер: 47:07:0912007:116) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены Заказчиком 13.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000 рублей 00 копеек.
Источник финансирования - Бюджет МО "Всеволожский муниципальный район".
Заявитель в жалобе приводит доводы о нарушениях в конкурсной документации.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В доводе жалобы Заявитель оспаривает порядок оценки, установленный Заказчиком, по мнению Заявителя, в нарушение пунктов 4, 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в соответствии с положениями конкурсной документации в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по проектированию типового многофункционального здания "Центр молодежи", расположенного на земельных участках по адресу: Всеволожский район, г. Сертолово, мк-рн Сертолово-1, ул. Центральная, в районе д. 10, корп.1 (кадастровый номер: 47:08:0102002:9132), Всеволожский район, пос. Щеглово, уч. 48, установлено два критерия оценки: "цена контракта" (60% веса критерия) и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (40% веса критерия).
В составе нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлен показатель "Деловая репутация участника закупки" (значимость показателя - 100%), раскрывающий этот критерий.
Данный показатель предусматривает оценку исходя из значения индекса деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (далее - ГОСТ Р 66.0.01-2017) и требованиями Стандарта организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-западного федерального округа СТО ААЛСЗ 66.1.05/С-2018 "Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование социально значимых объектов" (далее - СТО).
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы", настоящий стандарт устанавливает общие положения, требования и структуру национальной системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Настоящий стандарт содержит базовую методологию и является основополагающим в национальной системе стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности".
Стандарт организации (СТО) (ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации) - это документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии со ст. 3 Закона о стандартизации цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:
- применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, все документы по стандартизации, согласно требованиям Закона о стандартизации, применяются при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд вне зависимости от того, какого рода является данный документ по стандартизации. В соответствии с положениями ст. 2 Закона о стандартизации, стандарт организации признается документом по стандартизации. В связи с этим какого-либо ограничения на применение СТО при проведении конкурсов не имеется.
Указанный Стандарт зарегистрирован в установленном порядке в реестре ФГУП "Стандартинформ". ФГУП "Стандартинформ" является оператором Федерального информационного фонда стандартов на основании Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.07.2016 года N846. Представитель Заказчика пояснил, что текст Стандарта расположен в соответствующей государственной базе стандартов и может быть получен не только при обращении к разработчику, но и к сайту ФГУП "Стандартинформ". Данный Стандарт находится в открытом доступе и может быть применен любым лицом в установленном законом порядке. ФГУП "Стандартинформ" производит нормоконтроль и редактирование документов по стандартизации, поступающих в информационный фонд стандартов.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены". В связи с этим, Заказчик самостоятельно устанавливает и описывает критерии оценки, которые, по мнению Заказчика, позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта.
Комиссия установила, что в качестве способа описания показателя "деловая репутация участника закупки" был выбран индекс деловой репутации, установленный в сертификате соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017 и СТО ААЛСЗ 66.1.05-2018. Объектом закупки является выполнение работ по проектированию типового многофункционального здания "Центр молодежи", расположенного на земельных участках по адресу: Всеволожский район, г. Сертолово, мк-рн Сертолово-1, ул. Центральная, в районе д. 10, корп.1 (кадастровый номер: 47:08:0102002:9132), Всеволожский район, пос. Щеглово, уч. 48. При этом, согласно разделу 1 СТО ААЛСЗ 66.1.05-2018, "Стандарт входит в национальную систему стандартов "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской
деятельности", в соответствии с ОК 029 [1], относящихся к классу 71 "Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа". При наличии иерархического метода при определении кода ОКВЭД2, код ОКВЭД, установленный заказчиком в сертификате соответствия, а именно 71.11 "Деятельность в области архитектуры", входит в класс 71. Более того, система факторов и субфакторов, установленная в Стандарте, позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как позволяет определить квалификацию лица, выполняющего работы по проектированию типового многофункционального здания.
Модель оценки деловой репутации установлена на стр. 4 Стандарта, Приложение Стандарта содержит методику оценки, которая подробно описывает все субфакторы, установленные моделью с перечислением соответствующих формул расчета. Методика, установленная в стандарте, базируется на методике национального стандарта ГОСТ Р 66.0.01-2017. Модель оценки достаточно подробно описывает способы оценки всех субфакторов оценки, которые представлены в Стандарте и позволяет участникам до подачи заявления на сертификацию понять индекс деловой репутации самостоятельно.
Установленный Заказчиком критерий оценки заявок применяется в конкурсной документации в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ N1085, не является условием допуска к конкурсу и не ограничивает количество участников закупки, а является критерием оценки заявок и раскрывающим его показателем.
Любое лицо, как имеющее, так и не имеющее соответствующего сертификата соответствия, вправе принять участие в данном конкурсе. Более того, сроки сертификации предусматривают возможность прохождения сертификации в течение срока подачи заявок (подтверждается полученными ответами от лиц, выполняющих работы по сертификации).
Предусмотренный конкурсной документацией порядок оценки позволяет фактически выявить лучшие условия исполнения контракта в связи с тем, что согласно требованиям ГОСТ Р и СТО производится детальная оценка деловой репутации компании.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе, конкурсная документация составлены Заказчиком с соблюдением всех норм Закона о контрактной системе, а довод Заявителя о нарушениях положений статьи 54.3 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Юникс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 июня 2019 г. N Р/03/705
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2019