Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области:
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5446 от 25.06.2019) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт системы наружного освещения с заменой светильников ДРЛ на светодиодные в пос.Калитино (далее - электронный аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены Заказчиком 18.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 924 385 рублей 20 копеек.
Как следует из жалобы, Заявитель приводит доводы о нарушениях в положениях документации об электронном аукционе.
Представители Заказчика возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Первый довод Заявителя основан на том, что Заказчиком установлены требования к показателям товаров, которые нарушают нормы государственных стандартов.
Комиссия установила, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия установила, что Заказчиком в требованиях к показателям товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных настоящим контрактом, установленных в приложении N1 к техническому заданию (далее - Приложение), определено, в том числе следующее требование к показателю товара N1 "Самонесущие изолированные провода (ГОСТ 31946-2012)":
- "Токопроводящие жилы самонесущих изолированных проводов должны быть скручены из круглых алюминиевых\медных проволок, иметь круглую\квадратную форму и быть уплотненными или не уплотненными".
Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки установлено, что "При установлении значения показателя, содержащего "\" (обратный слеш), данный символ нужно трактовать как необходимость указания одного варианта из перечисленных параметров".
Комиссия установила, что согласно пункту 5.2.1.4 ГОСТ 31946-2012 "Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия (с Изменением N 1)" основные и вспомогательные жилы для цепей освещения должны быть скручены из круглых алюминиевых проволок, иметь круглую форму и быть уплотненными. Вспомогательные жилы для цепей контроля должны быть медными однопроволочными и соответствовать ГОСТ 22483".
Комиссия установила, что варианты значений, установленные Заказчиком в требовании по вышеуказанному показателю, не соответствуют значению, предусмотренному по данному товару в ГОСТ 31946-2012.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии в материалы дела не были представлены обоснования необходимости использования показателей товаров, несоответствующих нормам государственной стандартизации.
Следовательно, принимая во внимание вышеуказанное положение из 31946-2012, Заказчик в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование к товару, которое не позволяет определить соответствие необходимого товара заданному требованию.
Доказательств того, что выявленные нарушения не позволили Заявителю подать заявку и принять участие в закупке, не были представлены на заседании Комиссии. Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
По второму доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком в Приложении определено, в том числе следующее требование к показателю товара N1 "Самонесущие изолированные провода (ГОСТ 31946-2012)":
- "Цвет изоляции должен быть серый\черный\синий\белый".
Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки установлено, что "При установлении значения показателя, содержащего "\" (обратный слеш), данный символ нужно трактовать как необходимость указания одного варианта из перечисленных параметров".
Комиссия установила, что согласно пункту 5.2.1.8 ГОСТ 31946-2012 "Изоляция основных и вспомогательных токопроводящих жил, изоляция (при наличии) нулевой несущей жилы самонесущих изолированных проводов и изоляция самонесущих изолированных проводов без нулевой несущей должна быть из светостабилизированного сшитого полиэтилена или из светостабилизированной самозатухающей сшитой композиции полиэтилена.
Светостабилизированная самозатухающая сшитая композиция полиэтилена должна соответствовать категории стойкости к горению ПВ-1, а кислородный индекс (КИ) композиции должен быть не менее 25.
Защитная изоляция защищенных проводов должна быть из светостабилизированного сшитого полиэтилена.
Изоляция всех типов проводов должна быть черного цвета".
Комиссия установила, что варианты значений, установленные Заказчиком в требовании по вышеуказанному показателю, не соответствуют значению, предусмотренному по данному товару в ГОСТ 31946-2012.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии в материалы дела не были представлены обоснования необходимости использования показателей товаров, несоответствующих нормам государственной стандартизации.
Следовательно, принимая во внимание вышеуказанное положение из ГОСТ 31946-2012, Заказчик в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование к товару, которое не позволяет определить соответствие необходимого товара заданному требованию.
Доказательств того, что выявленные нарушения не позволили Заявителю подать заявку и принять участие в закупке, не были представлены на заседании Комиссии. Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
По третьему доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком в Приложении определено, в том числе следующее требование к показателю товара N1 "Самонесущие изолированные провода (ГОСТ 31946-2012)":
- "Скрутка изолированных жил в провод должна иметь правое\левое направление".
Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки установлено, что "При установлении значения показателя, содержащего "\" (обратный слеш), данный символ нужно трактовать как необходимость указания одного варианта из перечисленных параметров".
Комиссия установила, что согласно пункту 5.2.1.9 ГОСТ 31946-2012 "Изолированные основные и вспомогательные жилы должны быть скручены вокруг нулевой несущей жилы. Скрутка изолированных жил в провод должна иметь правое направление".
Комиссия установила, что варианты значений, установленные Заказчиком в требовании по вышеуказанному показателю, не соответствуют значению, предусмотренному по данному товару в ГОСТ 31946-2012.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии в материалы дела не были представлены обоснования необходимости использования показателей товаров, несоответствующих нормам государственной стандартизации.
Следовательно, принимая во внимание вышеуказанное положение из 31946-2012, Заказчик в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование к товару, которое не позволяет определить соответствие необходимого товара заданному требованию.
Доказательств того, что выявленные нарушения не позволили Заявителю подать заявку и принять участие в закупке, не были представлены на заседании Комиссии. Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
По четвертому доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком в Приложении определены требования к показателям для товара N8 "Зажим тип 1 (ГОСТ 31946-2012, ГОСТ 22483-2012)".
Комиссия установила, что в ГОСТ 31946-2012 "Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия (с Изменением N 1)" , ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров (с Поправкой)" не регламентированы показатели, требования к значениям которых установлены в для товара N8 "Зажим тип 1 (ГОСТ 31946-2012, ГОСТ 22483-2012)".
Аналогичные нарушения, указанные Заявителем в доводах 5, 6, 7 жалобы, касающиеся установления Заказчиком соответствия товаров ГОСТ, а также требований к значениям показателей таких товаров, которые не регламентированы указанными ГОСТ, выявлены Комиссией по товарам в Приложении NN 9, 11, 12.
Доказательств того, что выявленные нарушения не позволили Заявителю подать заявку и принять участие в закупке, не были представлены на заседании Комиссии. Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Велес " обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 июля 2019 г. N Р/03/734
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2019