Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ФАКТОР" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Дирекция обслуживания дорожного хозяйства и благоустройства Истринского муниципального района" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр Закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку материалов для ремонта ДИП (извещение N 0848300048219000134 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 28.05.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 13 506 084,08 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 13.06.2019;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 14.06.2019;
5) дата проведения Аукциона - 17.06.2019;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участника закупки;
8) победителем Аукциона признано ООО "ЦЕНТРСТРОЙ" с предложением о цене контракта 13 506 084,08 руб.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены неправомерные требования к техническим характеристикам товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1) Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "Прочность на разрыв"; "растяжение на разрыв", "Скорость резки (м/мин)", "Максимальное удлинение при растяжении", "Непогасившиеся зёрна, % по массе", "Расход, г/кв. метр", "Время высыхания при (202) °C и относительной влажности (65
5) %", "Расход на 1 слой по ровной невпитывающей поверхности", "Расход на 1 слой по неровной впитывающей поверхности", "Время высыхания краски при температуре (20
2) °С и относительной влажности воздуха 65 % каждого слоя", "Расход, на гладкие слегка впитывающие основания", "Устойчивость к щелочи"
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Полиуретановый клей для резиновой крошки (10 кг)" по показателю "Модуль упругости" установлено значение "Менее 5 (ISO 527)".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом требования о соответствии показателя "Модуль упругости" товара "Полиуретановый клей для резиновой крошки (10 кг)" стандарту ISO 527 вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "Класс прочности бетона на сжатие", "Марка бетона по морозостойкости".
На заседании Комиссии установлено, что действия Заказчика в части установления указанных требований обусловлено потребностью Заказчика, не ограничивают количество участников закупки и не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя явка на заседание Комиссии не обеспечена, доказательств обоснованности довода жалобы не представлено.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.06.2019 N 0848300048219000134-1 (далее - Протокол) Заявителю (номер в протоколе 45) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"22, Уайт-спирит. Расход. Требуемые значения: 8-10 м2/кг. Значение предоставленное Участником: 8,1-10,1 м2/кг.
Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Значение, представленное Участником, 10,1 не входит в диапазон значений требуемых Заказчиком.
12, Раствор готовый кладочный (сухая смесь) (мешок 50 кг). Крупный заполнитель. Требуемые значения: Крупный заполнитель щебень из гравия; из изверженных пород; из осадочных пород. Значение предоставленное Участником: "отсутствует".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
4, Грунтовка Тип1, Массовая доля нелетучих веществ, %. Требуемые значения: 53-59. Значение предоставленное Участником: 54-60.
Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Значение, представленное Участником, 60 не входит в диапазон значений требуемых Заказчиком.
4, Грунтовка Тип1, Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры. Требуемые значения: -50*_+60*. Значение предоставленное Участником: -50*_+60*.
Марка. Требуемые значения: ГФ-0119 или ГФ-021; В-КФ-093. Значение предоставленное Участником: ГФ-021.
В соответствии с п.5 ГОСТ 25129-82 Грунтовка ГФ-021. Технические условия (с Изменениями N 1, 2) Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры от минус 45 до 60 °С. Других сведений относительно того, что участник использует иные технические условия не предоставлено. Соответственно характеристики товара указаны некорректно.
10. Песок строительный, Фракция фракционированного песка. Требуемые значения: [1.25-5] или [0.63-2.5] или [0.315-1.25] или [0.16-0.63]. Значение предоставленное Участником: "отсутствует".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
1) В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Уайт-спирит 2,4 кг/3л" по показателю "Расход" установлено значение "8-10 м2/кг".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено:
"Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров. Указанные требования ограничивают количество участников закупки.
Следовательно, по показателю "Расход" участникам закупки не представляется возможным представить конкретные показатели.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
В заявке Заявителя для товара "Уайт-спирит 2,4 кг/3л" по показателю "Расход" указано значение "8,1-10,1", что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, отклонение по данному основанию является неправомерным.
2) В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Раствор готовый кладочный (сухая смесь) (мешок 50 кг)" по показателю "Крупный заполнитель" установлено значение "щебень из гравия; из изверженных пород; из осадочных пород".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено:
"В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
В заявке Заявителя для товара "Раствор готовый кладочный (сухая смесь) (мешок 50 кг)" по показателю "Крупный заполнитель" указано значение "отсутствует", что соответствует требованиям документации об Аукционе и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, отклонение по данному основанию является неправомерным.
3) В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Грунтовка Тип1" по показателю "Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры" установлено значение "-50*_+60*".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено:
"Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. Температура указывается неизменным показателем в независимости от примененных символов. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров. Указанные требования ограничивают количество участников закупки.
Следовательно, по показателю "Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры" участникам закупки не представляется возможным представить конкретные показатели.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
В заявке Заявителя для товара "Грунтовка Тип1" по показателю "Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры" указано значение "-50*_+60*", что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, отклонение по данному основанию является неправомерным.
4) В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Песок строительный" по показателю "Фракция фракционированного песка" установлено значение "[1.25-5] или [0.63-2.5] или [0.315-1.25] или [0.16-0.63]".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено:
"В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
В заявке Заявителя для товара "Песок строительный" по показателю "Фракция фракционированного песка" указано значение "отсутствует", что соответствует требованиям документации об Аукционе и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, отклонение по данному основанию является неправомерным.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФАКТОР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения, нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дел от 17.06.2019 N 50/06/18382/19 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 июня 2019 г. N 50/06/18382/19
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2019