Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Консалтинг Менеджмент Компани" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Министерства инвестиций и инноваций Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение областного мероприятия, приуроченного к празднованию Всероссийского Дня предпринимателя (извещение N 0348200026919000006 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя Конкурсная комиссия ненадлежащим образом оценила заявку Заявителя, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, Конкурсной документацией, составленной при осуществлении закупки:
1. Извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 24.05.2019;
2. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 000 000,00;
3. Дата окончания подачи заявок - 18.06.2019;
4. Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок - 18.06.2019;
5. Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 21.06.2019;
6. Заявок на участие в Конкурсе подано - 2;
7. По итогам рассмотрения и оценки первых частей заявок допущено - 2;
8. По итогам рассмотрения и оценки вторых частей заявок допущено - 2;
9. Победителем Конкурса признано Союз "Торгово-промышленная палата Московской области" с предложением о цене контракта - 8 251 100,00 руб.
1.Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части ненадлежащей оценки заявки Заявителя.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно протоколу подведения итогов Конкурса от 24.06.2019 N ППИ1 (далее - Протокол) Заявителю присвоено 2 место, с количеством баллов - 47,15.
Заказчиком в Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие Конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В критериях оценки Заказчиком установлен показатель 2.3. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", где в том числе указано: "Оценке подлежит наличие собственных структурных подразделений участника закупки и/или наличие иных организаций, которые участник закупки привлекает для оказания услуг на основании действующего законодательства Российской Федерации и соглашений о взаимодействии в сфере развития предпринимательства, на территории не менее 17 муниципальных образований Московской области.
Наличие обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами подтверждается следующими документами: копиями соглашений о взаимодействии в сфере развития предпринимательства, нормативных правовых актов, внутренних регламентирующих документов участника закупки, подтверждающих наличие собственных структурных подразделений участника закупки и/или наличие иных организаций, участник закупки привлекает для оказания услуг на основании действующего законодательства Российской Федерации и соглашений о взаимодействии в сфере развития предпринимательства, на территории не менее 17 муниципальных образований Московской области".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку требование о наличии структурных подразделений на территории не менее 17 муниципальных образований Московской области ограничивает количество участников закупки и не позволяет представить сведения других регионов Российской Федерации.
Кроме того, Заказчиком в Конкурсной документации по показателю 2.3. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки" не определено понятие "соглашения в сфере развития предпринимательства".
В этой связи установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по вышеуказанному показателю не содержит показатели, определяющие какие именно документы необходимо представить участнику закупки, чтобы соответствовать предмету Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по Показателю 2.3. не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как участникам закупки не ясно какие именно документы, представленные в заявке на участие в Конкурсе, подлежат оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная комиссия ненадлежащим образом провела оценку заявок участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" конкурсной документации установлено по Показателям 2.1. "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" и 2.2. "Деловая репутация участника закупки" установлен перечень документов, подтверждающих опыт и деловую репутацию участника по успешному выполнению услуг сопоставимого характера и раскрыто понятие услуги сопоставимого характера.
Согласно Конкурсной документации под сопоставимым характером понимается:
"оказание услуг по организации деловых мероприятий (форумы, конференции) целью которых является популяризация предпринимательской деятельности (информирование о мерах поддержки предпринимательства, лучших практиках, инструментах обратной связи, использовании электронных площадок, он-лайн инструментах для предпринимателей, а также повышение узнаваемости и осведомленности предпринимательского сообщества и потенциальных инвесторов о Заказчике и условиях, предлагаемых Заказчиком по реализации инвестиционных проектов, формирование базы контактов потенциальных инвесторов, инновационного, социального предпринимательства), при этом сумма каждого из таких контрактов (договоров), принимаемых к оценке - не менее 2 000 000 рублей;
проведение мероприятий с участием высших должностных лиц Московской области и/или Российской Федерации".
При этом, требования к сопоставимому характеру, а также требования к спикерам и почетным гостям мероприятия сформированы таким образом, что предмет оценки по показателю 2.1. "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" аналогичен предмету оценки показателя 2.2. "Деловая репутация участника закупки".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по Показателям 2.1. и 2.2. вводит участников в заблуждение и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку сведения по указанным показателям являются дублирующими, а также положениями Конкурсной документации не раскрывается какие именно документы, представленные в заявке на участие в Конкурсе, подлежат оценке Конкурсной комиссией.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки представлена информация по исполнению договоров, предметом которых являются:
- услуги по проведению рекламной компании Заказчика путем размещения Рекламных материалов в эфире средств массовой информации и информационно - телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";
- услуги по организации и проведению культурно - массовых мероприятий в рамках фестиваля "День России, Московской время";
- услуги по организации и проведению культурно - массовых мероприятий в рамках фестиваля "Добрая Москва. Цветочный джем";
- производство полиграфической продукции.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчик не представил документы и сведения, подтверждающие, что вышеуказанные договоры не соответствуют требованиям порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком нарушена процедура проведения Конкурса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 22 информационной карты Конкурса установлены "Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в том числе описанию к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме", где указано: "Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
1. Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1.1. согласие участника открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
В первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта. При этом первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.
2. Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника открытого конкурса в электронной форме или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника открытого конкурса в электронной форме (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса в электронной форме;
2) документы или копии таких документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктом 1 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 2 - 8 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме (Отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации).
Пунктом 22 Информационной карты Конкурсной документации установлена дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - "18" июня 2019 года в 10:00.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе N 0348200026919000006 от 18.06.2019 Комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в конкурсе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, и приняла решение допустить к участию в конкурсе и признать участником конкурса 2-х (двух) участников закупки (идентификационный номера заявок: 105289548 и 105312010).
Согласно части 1 статьи 54.6 Закона о контрактной системе участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене контракта. Участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.
Подача окончательных предложений о цене контракта проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме. Продолжительность приема окончательных предложений о цене контракта составляет три часа. Время начала проведения такой процедуры устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Днем подачи окончательных предложений о цене контракта является рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. В случае, если дата проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта приходится на нерабочий день, день проведения указанной процедуры переносится на следующий за ним рабочий день.
Пунктом 27 Информационной карты Конкурсной документации установлена дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта - "20" июня 2019 года.
Время начала данной процедуры установлено оператором электронной площадки - 20.06.2019 10:50.
Пунктом 28 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме Конкурсной документации установлена дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - "21" июня 2019 года в 10:00.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок Конкурса N 0348200026919000006 от 21.06.2019 содержит сведения о соответствии заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным документацией о конкурсе, 2-х (двух) участников закупки - ООО "Консалтинг Менеджмент Компания" и Союз "Торгово - промышленная палата Московской области".
Согласно части 10 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения в соответствии с частью 8 настоящей статьи протоколов оператор электронной площадки направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений, указанный в части 7 статьи 54.6 Закона о контрактной системе, за исключением случая признания конкурса несостоявшимся.
Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0348200026919000006 размешен на электронной площадке 24.06.2019.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Консалтинг Менеджмент Компани" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела от 09.07.2019 N 50/07/22016/19 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 июля 2019 г. N 22016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2019