Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление)
рассмотрев обращения ООО "Инвест Гарант" (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области при проведении конкурсов с ограниченным участием в электронной форме на закупку в 2019 году продуктов питания, входящих в цикличное меню, для питания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Одинцовского муниципального района. (извещения N 0848300045419000337, 0848300045419000338, 0848300045419000339, N 0848300045419000340, N 0848300045419000341 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)), (далее - Конкурсы) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, а именно. Заказчиком не исполнено предписание Комиссии Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 16.04.2019 по делам N 50-06-10523эп/19, N 50-06-10526эп/19, N 50-06-10533эп/19, N 50-06-10556эп/19, N 50-06-10558эп/19, повлиявшие на результаты определения поставщика и нарушившие права и законные интересы Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
|
|
извещения о проведении Конкурсов размещено на Официальном сайте |
23.04.2019 |
дата окончания подачи заявок |
15.05.2019 |
дата рассмотрения и оценки первых частей заявок участников |
22.05.2019 |
дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников |
05.07.2019 |
Дата подведения итогов конкурсов |
08.07.2019 |
Победителем Конкурсов признано |
ООО "ТОРГОВАЯ ФИРМА "АВАНГАРД" |
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.04.2019 Комиссией рассмотрены жалобы ООО "Тереньковские зори" на действия (бездействие) Заказчика при проведении Конкурсов, по результатам рассмотрения жалоб в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 4, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а именно:
В соответствии с частью 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Согласно части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 27(1) Правил, показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" формируется из подпоказателей: общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению; общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению; наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Вместе с тем, согласно пункту 27(1) Правил заказчик не вправе изменять значимость подпоказателей, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, а также устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 Правил.
1) В соответствии с порядком оценки заявок на участие в Конкурсе, предусмотренном Конкурсной документацией, заявки участников закупки по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (НЦБi)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оцениваются следующим образом:
"2.1.1. Показатель: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (НЦБi)
Величина значимости показателя критерия оценки: 100 %
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 1
Единица измерения: рубль.
Предмет оценки: В рамках показателя оценивается наличие у участника закупки грамот, благодарностей, благодарственных писем, положительных отзывов о работе участника закупки, выданные муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями по успешной поставке пищевых продуктов для питания детей за последние 2 года на дату подачи заявки.
Грамоты, благодарности, благодарственные письма, положительные отзывы от муниципальных учреждений, муниципальных предприятий, которым поставлялись пищевые продукты, закупаемые для питания детей должны быть за подписью руководителей этих учреждений или предприятий, на фирменных бланках, заверенные печатью, с обязательным указанием контактных данных: адресов, телефонов и/или e-mail (для проверки подлинности документов) или заверенные соответствующим образом копии таких документов. При отсутствии в вышеуказанных документах контактных данных или если эти данные являются недостоверными, данные документы комиссией не рассматриваются. В случае непредоставления части документов или представления нечитаемых копий документов, такие документы к оценке не принимаются, т.е. за них присваивается 0 баллов. Комиссией будет оцениваться общее количество грамот, благодарностей, благодарственных писем, положительных отзывов".
При этом, установленные Заказчиком требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копий грамот, благодарностей, благодарственных писем, положительных отзывов о работе участника закупки в рамках показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не соответствует положениям Постановления Правительства N 1085 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Также, требование о наличии грамот, благодарностей, благодарственных писем, положительных отзывов о работе участника закупки, выданных исключительно муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями, которым поставлялись пищевые продукты, закупаемые для питания детей, исключает возможность представлять грамоты, благодарности, благодарственные письма, положительные отзывы о работе участника закупки в иных учреждениях, ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, требование о наличии грамот, благодарностей, благодарственных писем, положительных отзывов о работе участника закупки представленных на фирменных бланках, заверенных печатью, с обязательным указанием контактных данных: адресов, телефонов и/или e-mail (для проверки подлинности документов) или заверенных соответствующим образом копий таких документов ограничивает количество участников закупки и не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию Конкурсных документаций установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "Подъемная сила дрожжей в день выработки (подъем теста до 70 мм)"; "массовая доля влаги"; "Массовая доля клубней, пораженных паршой или ооспорозом при поражении более 1/4 поверхности клубня"; "Массовая доля посторонней примеси"; "Массовая доля земли, прилипшей к клубням", "Пятна бледно-зеленого цвета общей площадью", "Механические повреждения. Длина", "Механические повреждения. Глубина", "Температура в теле мороженной рыбы", "Длина кочерыги над кочаном", "Содержание кочанов треснувших и с механическими повреждениями на глубину не более 3 см", "Размер корнеплодов по длине (без черешков)", "Наибольший поперечный диаметр среднеплодных плодов", "Влажность мякиша", "Кислотность мякиша", "Консистенция мяса после размораживания", "Количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов", "Содержание токсичных элементов свинец", "Содержание токсичных элементов мышьяк", "Содержание токсичных элементов кадмий", "Содержание токсичных элементов ртуть", "Мышцы на разрезе", "Влажность изделий", "Наименьший размер луковиц по наибольшему поперечному диаметру", "Массовая доля луковиц размером менее установленного не более чем на 1 см", "Массовая доля луковиц оголенных (с отсутствием сухих чешуй более чем на 1/3 поверхности луковицы)", "Массовая доля луковиц с длиной высушенной шейки более 5 см", "Разница между наименьшим и наибольшим диаметром луковиц в одной упаковочной единице", "Максимальный размер корнеплодов по наибольшему поперечному диаметру", "Массовая доля золы в пере счете на сухое вещество муки хлебопекраной пшеничной", "Массовая доля сырой клейковины муки хлебопекраной пшеничной", "Массовая доля золы в пересчете на сухое вещество муки общего назначения пшеничной", "Массовая доля (количество) плодов, не соответствующих требованиям данного сорта, но соответствующих требованиям более низких сортов. Для высшего сорта наличие яблок первого и второго сортов", "Массовая доля плодов, отпавших от кистей".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в Конкурсной документации показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Конкурсе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в Конкурсной документации, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия нарушают пункт 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Для устранения указанных нарушений Комиссией выдано предписание об устранении допущенных нарушений, согласно которому Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии в срок до 30.04.2019 предписано отменить Протоколы, составленные при осуществлении закупки, привести Конкурсные документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решений от 16.04.2019 по делам N 50-06-10523эп/19, N 50-06-10526эп/19, N 50-06-10533эп/19, N 50-06-10556эп/19, N 50-06-10558эп/19.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком на Официальном сайте размещены изменения извещений о проведении конкурсов с ограниченным участием в электронной форме от 23.04.2019 NИИ2 в ред. N3.
Согласно Конкурсным документациям в ред. N3 Заказчик внес изменения в документациях в части устранения нарушений пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. При этом, в Конкурсных документациях в ред. N 3 нарушения пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Заказчиком не устранены.
На заседании Комиссии, представителями Заказчика предоставлены письменные пояснения, согласно которым при размещении Конкурсной документации в ред. N3 допущены технические ошибки в части опубликования файла "Требования к конкретным показателям товара" в предыдущей редакции, следовательно, избыточные требования к техническим характеристикам не были устранены.
Учитывая, что Заказчиком частично внесены изменения в Конкурсную документацию от 23.04.2019, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, согласно протоколам рассмотрений и оценок первых частей заявок, на участие в Конкурсах, а также решениям Комиссии от 29.05.2019 по делам N 50-06-16404эп/19, N 50-06-16405эп/19, N 50-06-16406эп/19, решениям Комиссии от 10.06.2019 по делам N 50-06-18064эп/19, N 50-06-18063эп/19 отклонения участников Конкурсов по выявленным нарушениям в технических характеристиках к показателям товаров Конкурсной документации отсутствуют.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела от 15.07.2019 N 04-07-21265/19, N 04-07-21266/19, N 04-07-21267/19, N 04-07-21268/19, N 04-07-21269/19 соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 июля 2019 г. N 04-07-21265/19
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2019