Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе: Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления; Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления, Скорокиржа Д.М. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления, в присутствии представителей: заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская центральная районная больница" - "_."; уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, не завил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей; подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Винар-М" - своих представителей на заседание Комиссии не направил, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявлял; участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Новамед" - "_.." рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Винар-М" (107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 2, стр. 2, пом. 53; далее - ООО "ТД "Винар-М") на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская центральная районная больница" (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Гостинодворская, д. 50; далее - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ") при осуществлении им и уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ "МЦМ "Резерв") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку термоиндикаторов для ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", извещение N 0850200000417002073 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), 15.12.2017 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
25.12.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ТД "Винар-М" на действия заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" при осуществлении им и уполномоченным учреждением - ГОКУ "МЦМ "Резерв" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку термоиндикаторов для ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", извещение N 0850200000417002073 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.12.2017 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе. Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Из технической части аукционной документации следует, что поставке подлежат термоиндикаторы для ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ". По мнению ООО "ТД "Винар-М", в соответствии со статьей 64 Закона о контрактной системе заказчиком были установлены неправомерно требования к характеристике Товара в 1 - 10 пунктах технической документации.
По мнению подателя Жалобы, данные действия заказчика приводят к ограничению конкуренции.
Заказчик - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на неё (вх. N 7931 от 29.12.2017 и вх. N 10 от 09.01.2018 Новгородского УФАС России), а также устными пояснениями представителя заказчика - "_.", которые сводятся к следующему.
По позициям 1-6 Технического задания заказчик указывает термоиндекаторы с меткой "внутри" или "снаружи", так как один индикатор не может одновременно быть предназначен для режима наружного и внутреннего контроля цикла стерилизации, что подтверждается ГОСТ Р ИСО 15882-2012 "Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Руководство по выбору, использованию и интерпретации результатов" (далее - ГОСТ Р ИСО 15882-2012).
По позиции 7 Технического задания заказчик из возможных 3 биологических культур, указывает Bacillus subtilis, обосновывая тем, что другие две являются близкородственными микроорганизмами.
По позиции 8 Технического задания заказчик запрашивает биологический индикатор для контроля процессов только паровой стерилизации, а не для обеззараживания.
По позициям 9-10 Технического задания заказчик указывает индикатор ультрафиолетового облучения и бактерицидной концентрации, согласно общедоступным сведениям, имеется минимум два производителя индикаторов, отвечающим требованиям описания объекта закупки.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержал доводы возражений в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В декабре 2017 года заказчиком - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" и уполномоченным учреждением - ГОКУ "МЦМ "Резерв" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на поставку термоиндикаторов для ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" извещение N 0850200000417002073 о проведении которого было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, 15.12.2017 (начальная (максимальная) цена контракта - 302 098,00 рублей (Триста две тысячи девяносто восемь рублей 00 копеек).
Документация утверждена - заместителем главного врача по экономическим вопросам ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" - "_.".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 3.1 документации об аукционе предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка Термоиндикаторов.
В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 документации об аукционе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики Товара содержатся в Приложении N1 к документации об аукционе в электронной форме (далее - Приложение N 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требования к значениям показателей поставляемого товара установлены в Приложении N 1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В Приложении N 1 в виде таблицы установлены требования к значениям показателей поставляемых товаров. В Приложении N 1 с 1-6 позиции содержатся "Термоиндикатор" с указанием требований к наименованию товара, которое различает их на внутреннюю или наружную стерилизацию.
Представитель участника закупки ООО "Новамед" пояснил, что Термоиндикаторы отличаются по цене в зависимости от того предназначен он для внутренней или внешней стерилизации. В случае неуказания заказчиком, где именно должен быть расположен Термоиндекатор, участник закупки может предложить ему одинаков наиболее дешевые Термоиндикаторы, что не будет соответствовать потребностям заказчика. Изучив документацию об аукционе, изучив доводы заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что установленные в Приложении N 1 требования к наименованию поставляемых товаров, установлены в соответствии с потребностями заказчика и требованиями Закона о контрактной системе. Согласно пункту 6.3 ГОСТ 15882-2012 предпочтительно размещать химические индикаторы в нескольких упаковках в пределах загрузки для контроля различных областей внутри стерилизационной камеры. В случае с неупакованными загрузками химический индикатор должен быть помещен в/на поддон с изделиями, подлежащими стерилизации.
Следовательно, наименование Термоиндикаторов с уточняющими характеристиками внутренней и внешней стерилизации необходимо указывать заказчику для определения его области применения. В Приложении N 1 по 7 позиции заявлен Индикатор биологический одноразового применения для контроля процессов воздушной стерилизации, основанный на принципе действия инактивации спор тестовой культуры Bacillus subtilis, которая предусмотрена Международными стандартами ISO 11138-1 и ISO 11138-4:6. Из представленных возражений и устным пояснениям заказчика следует, что для данного Индикатора подходят также биологические культуры Bacillus licheniformis и Bacillus atrophaeus, которые являются близкородственными по отношению к Bacillus subtilis.
Таким образом, заказчик необоснованно указал одну из нескольких возможных вариантов биологических культур для Индикатора биологического одноразового применения для контроля процессов воздушной стерилизации.
Однако, на участие в данном аукционе поступило четыре заявки (на момент оглашения резолютивной части решения по Жалобе первые части поступивших на участие в аукционе заявок были рассмотрены и никто из участников не был отклонен по данному основанию). Таким образом, четыре хозяйствующих субъекта посчитали возможным осуществить поставку товара, соответствующего требованиям Приложения N 1 (в том числе Индикатор биологический одноразового применения для контроля процессов воздушной стерилизации биологической культуры Bacillus subtilis), что свидетельствует о соблюдении заказчиком - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" принципа обеспечения конкуренции. Учитывая вышеизложенное, доказательств того, что установленные в Приложении N 1 показатели и их значения (в частности по позиции 7) не соответствуют потребностям заказчика и приводят к ограничению количества участников закупки, частично установлены.
В Приложении N 1 в 8 позиции заявлен Индикатор биологический одноразового применения для контроля процессов паровой стерилизации, предназначенный для демонстрации режимов работы стерилизаторов и времени стрерилизационной выдержки Индикатора. Податель жалобы указывает на невозможность использования данного биологического Индикатора для контроля паровой стерилизации и обеззараживания паровым методом. При этом, в Приложении N 1 заказчик запрашивает для поставки биологический Индикатор для контроля только паровой стерилизации.
Таким образом, требуемый для поставки товар соответствует потребностям заказчика, и неправомерности в его действиях в данном пункте не установлено. В Приложении N 1 в 9 и 10 позиции заявлены Индикатор ультрафиолетового облучения и Индикатор бактерицидной концентрации. Изучив документацию об аукционе, изучив доводы заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что установленные в Приложении N 1 требования к значениям показателей поставляемых товаров установлены в соответствии с потребностями заказчика и требованиями Закона о контрактной системе. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика устанавливать требования к товарам таким образом, чтобы им отвечали все возможные варианты продукции. В соответствии с частями 1, 2, 6 статьи 22 Закона о контрактной системе заказчиком - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" для обоснования начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) (коммерческие предложения были получены от 3 поставщиков). В материалах Жалобы имеются копии запросов ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" в адрес поставщиков и ответы из них. В запросах заказчика о предоставлении коммерческих предложений содержалось Приложение N 1 в том же виде, в котором оно было размещено в единой информационной системе в информации о проведении данного аукциона. Кроме того, на участие в данном аукционе поступило четыре заявки (на момент оглашения резолютивной части решения по Жалобе первые части поступивших на участие в аукционе заявок были рассмотрены). Таким образом, четыре хозяйствующих субъекта посчитали возможным осуществить поставку товара, соответствующего требованиям Приложения N 1 (в том числе Индикатор ультрафиолетового облучения и Индикатор бактерицидной концентрации), что свидетельствует о соблюдении заказчиком - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" принципа обеспечения конкуренции. Учитывая вышеизложенное, доказательств того, что установленные в Приложении N 1 показатели и их значения (в частности по позициям 9-10) не соответствуют потребностям заказчика и приводят к ограничению количества участников закупки, не установлено.
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ" содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании заказчиком объекта закупки.
Следовательно, положения Жалобы нашли своё подтверждение в части доводов.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении установленных нарушений в действиях заказчика Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с Протоколом от 29 декабря 2017 года рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок четырех участников, все участники аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерва" допущены к участию в электронном аукционе.
Следовательно, никому из участников рассматриваемой закупки аукционной комиссией уполномоченного учреждения не было отказано в допуске к участию в электронном аукционе из-за неправомерно установленных заказчиком показателей и требований к их значениям в Приложении N 1.
При установленных обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушения правил описания объекта закупки, но не усматривает ущемления прав и законных интересов участников аукциона, что, в частности, подтверждается поступлением на участие в данном аукционе заявок от четырех участников аукциона.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения в действиях заказчика повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. В результате проведения внеплановой проверки иных нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика - ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", уполномоченного учреждения и аукционной комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Винар-М" (107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 2, стр. 2, пом. 53) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская центральная районная больница" (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Гостинодворская, д. 50) при осуществлении им и уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, г. Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку термоиндикаторов для ГОБУЗ "Старорусская ЦРБ", извещение N 0850200000417002073 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.12.2017, частично обоснованной в части довода о необъективном описании объекта закупки.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская центральная районная больница" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Старорусская центральная районная больница"
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии Д.А. Петров
Д.М. Скорокиржа
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 12 января 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.01.2018