Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. (далее - Заявитель) на действия отдела капитального строительства администрации МО город Горячий Ключ при проведении электронного аукциона: "Комплекс работ по вводу в эксплуатацию объекта "Система газоснабжения с.Безымянное г.Горячий Ключ" (извещение N 0318300457617000322) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заказчиком при Описании объекта закупки допущены нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе по поз.1 "Битумы нефтяные строительные", поз.2 "Грунтовка".
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласился, документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - отделом по определению поставщиков администрации МО Горячий Ключ проводился электронный аукцион: "Комплекс работ по вводу в эксплуатацию объекта "Система газоснабжения с.Безымянное г.Горячий Ключ" (извещение N 0318300457617000322). Заказчик - отдела капитального строительства администрации МО город Горячий Ключ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 916 230,69 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Приложение к Разделу 2 "Описание объекта закупки" "Сведения о товарах (материалах", используемых при выполнении подрядных работ", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
Заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
Битумы нефтяные строительные |
|
Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм |
не менее 5 |
не более 20 | ||||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С |
не менее 90 |
|||
не более 105 | ||||
Растяжимость (дуктильность) при 25 °С, см, не менее |
1 |
|||
Растворимость, %, не менее |
99,5 |
|||
Изменение массы после прогрева, %, не более |
0,5 |
|||
Температура вспышки, °С, не ниже |
240 |
|||
2 |
Грунтовка |
|
Цвет |
Красно-коричневый |
Текстура пленки |
Полуглянцевая или матовая краска |
|||
Внешний вид пленки |
Однородная, ровная, матовая или полуглянцевая |
|||
Время высыхания до третьей степени при температуре 20°С, час, не более |
12 |
|||
Эластичность при изгибе, мм, не менее |
1 |
|||
Ударная прочность, см, не менее |
50 |
|||
Твердость пленки |
0,35 |
|||
Адгезия пленки, балл, не более |
1 |
|||
Стойкость пленки к статическому жидкостному воздействию хлористого натрия при температуре 20°С, час, не менее |
24 |
|||
Стойкость пленки к статическому жидкостному воздействию минеральных масел при температуре 20°С, час, не менее |
48 |
|||
Плотность, кг/л, в пределах диапазона |
1,25-1,3 |
|||
Расход без учета потерь на один слой, гр на 1 м2, в пределах диапазона |
60-100 |
|||
Содержание нелетучих веществ, %, в пределах диапазона |
54-60 |
Согласно п.1.3 ГОСТ 6617-76 Битумы нефтяные строительные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5) по физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Заказчиком по поз.1 "Битумы нефтяные строительные" установлено требование "Растяжимость (дуктильность) при 25 °С, см, не менее", при этом в ГОСТ 6617-76 отсутствует показатель "дуктильность".
Заявитель в жалобе указывает, что по поз.2 "Грунтовка" Заказчиком установлены требования не соответствующие ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021 Технические условия", а также установлены требования к значениям которые могут быть определены только имея товар в наличии и проведя лабораторные и иные испытания. При этом, наименования показателей, установленные Заказчиком, отсутствуют в ГОСТ 25129-82.
Согласно п.1.4 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021 Технические условия" грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
1. Цвет пленки грунтовки |
Красно-коричневый, оттенок не нормируется |
По п. 4.3 |
3. Внешний вид пленки |
После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой |
По п. 4.3 |
3. Условная вязкость при (20,0_0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее |
45 |
По ГОСТ 8120-74 |
4. Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более |
20 |
По п. 4.4 |
5. Массовая доля нелетучих веществ, % |
54-60 |
По ГОСТ 17537-72, разд. 1 и п. 4.5 настоящего стандарта |
6. Степень перетира, мкм, не более |
40 |
По ГОСТ 6589-74 |
7. Время высыхания до степени 3, не более при (105_5) °C, мин |
35 |
|
(20_2) °С, ч |
24 |
|
8. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее |
0,35 |
По ГОСТ 5233-89 |
9. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более |
1 |
По ГОСТ 6806-73 |
10. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее |
50 |
По ГОСТ 4765-73 |
11. Адгезия пленки, баллы, не более |
1 |
По ГОСТ 15140-78, разд. 2 |
12. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее |
24 |
По ГОСТ 9.403-80, разд. 2 и п. 4.7 настоящего стандарта |
13. Способность пленки шлифоваться |
Пленка при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не засаливать шкурку |
По п. 4.8 |
14. Стойкость пленки к действию нитроэмали |
Не должно быть отслаивания, сморщивания, растрескивания пленки нитроэмали, нанесенной на грунтовку |
По п. 4.9 |
15. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20_2) °С, ч, не менее |
48 |
По ГОСТ 9.403-80, разд. 2 и п. 4.10 настоящего стандарта |
16. Расслаивание, мл, не более |
5 |
По п. 4.11 |
Таким образом, требования по поз.2 "Грунтовка" установлены Заказчиком в нарушение п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как определяется по соответствующему ГОСТ посредством проведения испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, требования установленные Заказчиком в Сведениях о товарах по поз.1, 2 закупки аукционной документации не соответствуют ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки Комиссией были установлены нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Проекте контракта, размещенном в составе аукционной документации, в нарушение ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе не установлена ответственность Заказчика в виде пени за просрочку исполнения обязательств, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных нарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - отдела капитального строительства администрации МО город Горячий Ключ, уполномоченного органа - отдела по определению поставщиков администрации МО Горячий Ключ нарушение ч.3 ст.7; п.1) п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - отдела капитального строительства администрации МО город Горячий Ключ, уполномоченного органа - отдела по определению поставщиков администрации МО Горячий Ключ были выявлены нарушение ч.3 ст7; ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
Заказчику - отделу капитального строительства администрации МО город Горячий Ключ, уполномоченному органу - отдела по определению поставщиков администрации МО Горячий Ключ выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 декабря 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.12.2017