Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И.
члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,
рассмотрев дело N 04-01/51-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "Брейтовские новости" рекламы компании "TRIM",
в присутствии главного редактора Редакции газеты "Брейтовские новости" <...>., представителя ИП <...>,
УСТАНОВИЛА:
На странице 3 газеты "Брейтовские новости" от 04.08.2017 г. N 60 (10367) размещена следующая информация: "Компания ТРИМ Акция обменяй старую дверь на новую!!! Получи скидку на новую металлическую дверь до 3000 рублей** Завод SCHUGO Немецкие окна Окна - Двери - Потолки Теплицы - Заборы - Кондиционеры. Адрес: г. Бежецк, ул. Л. Толстого, д. 41/31 www.oknatrim.ru тел.... (прием заказов до 19 ч. вс: - выходной) кредит* ** подробности в офисе продаж".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является услуга по предоставлению денежных средств в кредит.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 г N135 -ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Следовательно, предоставление кредита является финансовой услугой.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Дело возбуждено по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", поскольку в рекламе отсутствует информация о лице, предоставляющем кредит.
На заседаниях Комиссии, а также в письменных пояснениях (вх. N 11976 от 14.11.2017 г.) ИП <...> указала, что не осуществляет продажу товаров в кредит, а предоставляет покупателям исключительно рассрочку. Разработка макета рекламы была поручена менеджеру по продажам, которая спутала понятие рассрочки и кредита и ошибочно указала в рекламе слово "кредит". После обнаружения ошибки в адрес редакции газеты был направлен новый макет.
Поскольку указанные в рекламе услуги по предоставлению денежных средств в кредит, фактически не оказываются покупателям, нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" Комиссией не установлено.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Рассмотрев материалы дела, Комиссией установлено, что указанная в рекламе информация о возможности приобретения рекламируемых товаров в кредит не соответствует действительности, что является нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рассматриваемая реклама была размещена в газете "Брейтовские новости" от 04.08.2017 г. N 60 (10367) на основании договора на предоставление печатной площади для размещения рекламы от 15.05.2017 г., заключенного между Редакцией газеты "Брейтовские новости" и ИП <...> Макет рекламы был предоставлен ИП <...> в редакцию газеты "Брейтовские новости" 14.07.2017 г. посредством электронной почты. Размещение рекламы принято и оплачено ИП <...>, что подтверждается платежным поручением N 254 от 24.10.2017 г.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем размещенной на странице 3 газеты "Брейтовские новости" от 04.08.2017 г. N 60 (10367) рекламы Компании "TRIM" является ИП <...>. ИП <...> допущено размещение рекламы с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
На заседаниях Комиссии, а также в указанных выше письменных пояснениях ИП <...> сообщила, что в выпусках газет за 22.09.2017 г. и 29.09.2017 г. размещение рекламы осуществлялось с учетом требований ФЗ "О рекламе", указание на кредит было исключено из рекламы. Вместе с тем, из представленных Редакцией газеты "Брейтовские новости" экземпляров выпусков газет за 22.09.2017 г. и 29.09.2017 г. видно, что рассматриваемая реклама по-прежнему содержит указание на кредит. Как пояснил главный редактор газеты "Брейтовские новости", ИП <...> действительно обращалась 22.09.2017 г. посредством электронной почты в редакцию газеты с просьбой заменить рекламный модуль и приложением нового макета рекламы. Однако ввиду невнимательности сотрудников редакции газеты реклама продолжала выходить в прежнем виде. Новый рекламный модуль, в котором отсутствовало слово "кредит", был размещен в выпуске газеты "Брейтовские новости" от 10.11.2017 г. Вместе с тем, в подтверждение устранения нарушения экземпляр газеты "Брейтовские новости" от 10.11.2017 г. не представлен в материалы делами лицами, участвующими в деле. Кроме того, из электронного письма от 14.07.2017 г. следует, что макет рекламы, содержащей нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", был направлен ИП <...> и в другие средства массовой информации (газета "Сонковский вестник", газета "Молоковский край", газета "Родная земля" и др.).
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Компания ТРИМ Акция обменяй старую дверь на новую!!! Получи скидку на новую металлическую дверь до 3000 рублей** Завод SCHUGO Немецкие окна Окна - Двери - Потолки Теплицы - Заборы - Кондиционеры. Адрес: г. Бежецк, ул. Л. Толстого, д. 41/31 www.oknatrim.ru тел.... (прием заказов до 19 ч. вс: - выходной) кредит* ** подробности в офисе продаж", размещенную на странице 3 газеты "Брейтовские новости" от 04.08.2017 г. N 60 (10367), поскольку нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ИП <...> (ОГРНИП 312690630500010, ИНН 690604808531) предписание о прекращении нарушении законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "20"декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ М.И. Матяшевская
Члены Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич
_________________ А.В. Семенюк
ИП <...>
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 04-01/51-17
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"14" декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И.
члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,
на основании своего решения от "14" декабря 2017 года по делу N 04-01/51-17 о признании ненадлежащей рекламы: "Компания ТРИМ Акция обменяй старую дверь на новую!!! Получи скидку на новую металлическую дверь до 3000 рублей** Завод SCHUGO Немецкие окна Окна - Двери - Потолки Теплицы - Заборы - Кондиционеры. Адрес: г. Бежецк, ул. Л. Толстого, д. 41/31 www.oknatrim.ru тел.... (прием заказов до 19 ч. вс: - выходной) кредит* ** подробности в офисе продаж", размещенной на странице 3 газеты "Брейтовские новости" от 04.08.2017 г. N 60 (10367), поскольку нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Выдать ИП <...>(ОГРНИП 312690630500010, ИНН 690604808531171984, место жительства: <...>) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в кредит.
ИП <...> (ОГРНИП 312690630500010, ИНН 690604808531171984, место жительства: <...>) представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "22" января 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________М.И. Матяшевская
Члены Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич
_________________ А.В. Семенюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 декабря 2017 г. N 04-01/51-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.12.2017