Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И., рассмотрев протокол об административном правонарушении от 18 сентября 2017 года и материалы дела N 07-07/41-17, возбужденного в отношении АО "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН: 7604012347, юридический адрес: 150030,
г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 33) по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс);
на рассмотрении дела присутствовал от АО "Газпром газораспределение Ярославль", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, защитник <...> - уполномоченный представитель по доверенности, потерпевший - <...>,
установил:
04.05.2016 <...> обратилась в адрес АО "Газпром газораспределение Ярославль" с заявкой о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер земельного участка 76:17:023:00 (новый номер 76:17:031001:559), к сетям газораспределения. В соответствии с указанной заявкой заявительницей был указан планируемый максимальный объем газопотребления в разере 4,5 куб.м/час.
Указанная заявка соответствует п. 7, 8, 67 Правил подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения,
утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Рассмотрев указанную заявку, АО "Газпром газораспределение Ярославль" выдало <...> договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения N ЦФ-ТП-247/16 от 17.05.2016 с приложением технических условий подключения (технического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 12.05.2016 N 462. Плата за подключение по данному договору составила 22 919 рублей 16 копеек.
Срок выполнения мероприятий по подключению в соответствии с п. 2.3 указанного договора составляет 1 год с момента подписания сторонами такого договора.
03.06.2017 в ответ на полученный договор <...> направила в адрес АО "Газпром газораспределение Ярославль" письмо, с предложением о внесении изменений в полученный ею проект договора с приложением протокола разногласий от 31.05.2016 к договору подключения N ЦФ-ТП-247/16 от 17.05.2016.
Данный протокол разногласий был подписан обеими сторонами договора, изменения в договор подключения N ЦФ-ТП-247/16 от 17.05.2016 внесены в редакции заявителя <...>.
08.06.2017 <...> направила в адрес АО "Газпром газораспределение Ярославль" письмо, в соответствии с которым представила в адрес исполнителя документы, свидетельствующие о выполнении со стороны заявителя мероприятий по подключению в соответствии с приложенным перечнем.
15.06.2017 АО "Газпром газораспределение Ярославль" направило письмо в адрес <...>, в соответствии с которым сообщило том, что во исполнение договора по подключению:
1. Собрана вся исполнительно-разрешительная документация;
2. Разработан проект газификации N 45..17-ГСН ТП от 02.17;
3. Заключен договор подряда на строительно-монтажные работы;
4. Выполнен монтаж газопровода-ввода до границ земельного участка;
5. 15.06.2017 запланирован выезд инженера технического надзора на объект капитального строительства, для участия в испытаниях на герметичность газопровода-ввода;
6. После принятия испытаний на герметичность газопровода-ввода у подрядной организации, будет выполнена врезка вновь построенного газопровода к действующему распределительному газопроводу.
26.06.2017 АО "Газпром газораспределение Ярославль" направило в адрес
<...> комплект следующих документов, для подписания:
- акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) от 20.06.2017, в соответствии с которым исполнитель осуществил проверку выполнения заявителем технических условий о присоединении. Мероприятия по подготовке сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства, расположенного по указанному адресу, к подключению проведены в полном объеме и порядке, в сроки, предусмотренные указанным договором о подключении;
- акт о подключении (технологическом присоединении) от 22.06.2017, в соответствии с которым исполнитель выполнил мероприятия, предусмотренные Правилами N 1314, в том числе осуществил фактическое присоединение объекта капитального строительства заявителя, расположенного по указанному адресу с максимальной нагрузкой, составляющей 4,5 куб.м/час и точкой подключения объекта - полиэтиленовый газопровод среднего давления диаметром 63 мм;
- акт разграничения имущественной принадлежности на газораспределительные сети от 22.06.2017;
- акт разграничения эксплуатационной ответственности от 22.06.2017.
05.07.2017 <...> направила в адрес АО "Газпром газораспределение Ярославль" письмо в соответствии с которым сообщила, что в срок, предусмотренный договором, Общество не исполнило в полном объеме обязанность по подключению заявленного объекта капитального строительства к сетям газораспределения, т.к. Общество осуществило врезку в газопровод, однако не произвело пуск газа, что влечет невозможность заявителем использовать газ по назначению, а также указала на несоответствие представленных актов и отсутствие таких актов в перечне представленных ей на подпись, в связи с чем этим же письмом просила об устранении допущенных недостатков и нарушений.
В ответ на данное письмо 11.07.2017 АО "Газпром газораспределение Ярославль" сообщило о том, что в срок, предусмотренный договором, Общество произвело организационные и технические действия, включающие в себя выполнение мероприятий по подключению: соединение 2-х газопроводов в границе земельного участка заявителя (точка N 1) и врезка вновь построенного газопровода в действующий распределительный газопровод (точка N 2), после чего произведен пуск газа в газопровод-ввод до отключающего устройства, расположенного на входе газопровода в индивидуальный жилой дом на указанном земельном участке. Соответственно подключаемый объект капитального строительства получает возможность использовать газ, поступающий из сети газораспределения после заключения заявителем договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. После наличия заключенных договоров для заявителя будет назначена дата пуска газа в газоиспользующее оборудование "Первичный пуск газа", и только после проведения комплекса организационных, технических действий, заявитель получит возможность пользования газом в бытовых целях. При этом Обществом в обоснование своей точки зрения были приведены нормативные положения п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, в соответствии с которым поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. В соответствии п. 7 того же Постановления для заключения договора заинтересованное лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.
Также Общество сослалось на п.п. "к" п. 9 того же Постановления, в соответствии с которым к оферте должна быть приложена копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В ответ на данное письмо <...> повторно донесла до Общества, позицию, изложенную в своем письме от 05.07.2017, а также сообщила о готовности подписания договора о техническом обслуживании, который ей был направлен для подписания в день пуска газа.
АО "Газпром газораспределение Ярославль" в свою очередь пояснило, что в соответствии с п.п. "д" п. 97 Правил N 1314 осуществило мероприятия по фактическому подключению указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения и проведению пуска газа в газопровод-ввод до отключающего устройства, расположенного на входе газопровода в индивидуальный жилой дом, чем заявителю обеспечивается возможность использования газа, поступающего из сети газораспределения, что в соответствии с п. 2 Правил N 1314 является надлежащим подключением. Данный пуск газа до отключающего устройства был произведен 27.06.2017, что подтверждается нарядом-допуском N 1, что подтверждает факт подключения указанного объекта в установленный срок. В то время как непосредственное подключение газоиспользующего оборудования не входит в перечень мероприятий по технологическому присоединению.
Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется вышеупомянутыми Правилами N 1314.
В соответствии с п. 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе, осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения и проведения пуска газа.
При этом в соответствии с п. 2 Правил N 1314 под подключением (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Также в соответствии с нормативными положениями этого же пункта фактическим присоединением следует признавать комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.
Помимо этого Правила определяют основные взаимные права и обязанности сторон по договору подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
Так в соответствии с п.п. "в" п. 98 Правил N 1314 исполнитель (ГРО) обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Договором о подключении объекта капитального строительства ЦФ-ТП-247/16 от 17.05.2016 в п.п. "в" п. 3.1 предусмотрена обязанность исполнителя (ГРО) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Действительно, в соответствии с п. 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утв. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008
N 549 (далее - Правила N 549) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
Договор поставки заключается в соответствии с положениями ГК РФ и положениями специальных норм, предусмотренных Правилами N 549.
Однако, при этом, в соответствии с п. 14 Правил N 549 предусмотрено условие, в соответствии с которым определяется, что в случае если фактическая поставка газа абоненту-гражданину имела место быть до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной сети (в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами N 1314).
Данное нормативное положение основано на общей норме закона, предусмотренной п. 1 ст. 540 ГК РФ, в соответствии с которым
в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Исходя из изложенных фактических обстоятельств и нормативно-правовых положений закона следует, что процесс подключения включает в себя совокупность мероприятий, среди которых должен быть произведен пуск газа. При этом, такой пуск газа должен осуществляться не просто до отключающего устройства, а непосредственно на газопотребляющее/газоиспользующее оборудование заявителя, которое присоединено к сети газораспределения исполнителя.
Кроме того, указанные действия по пуску газа на газопотребляющее/газоиспользующее оборудование заявителя, должны производиться в срок, предусмотренный договором подключения в рамках осуществления всех мероприятий по такому подключению в полном объеме.
На момент составления протокола договор на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому, техническому обслуживанию и ремонту ВДГО заключен между сторонами.
В то время как необходимые для заключения договора на поставку газа акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, о готовности сетей газопотребления не подписаны, по причине неосуществления со стороны Общества всех мероприятий по подключению в соответствии с договором
N ЦФ-ТП-247/16 от 17.05.2016 (неосуществление пуска газа на газоиспользующее оборудование заявителя.
АО "Газпром газораспределение Ярославль" неправомерно бездействовало в ходе выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства <...> к сетям газораспределения, а именно не произвело пуск газа на газоиспользующее оборудование объекта капитального строительства, фактически подключенного к сетям газораспределения по договору подключения ЦФ-ТП-247/16 от 17.05.2016, тем самым, нарушило обязательства по договору и срок исполнения своих обязанностей по подключению указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения, что повлекло нарушение порядка подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, предусмотренного Правилами N 1314, а именно указанные действия (бездействие) повлекло нарушение положений пунктов 2, 97, п.п. "в" п. 98 Правил N 1314.
В соответствии с частью 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Отношения по подключению к сетям не образуют самостоятельного вида услуг, в рассматриваемом случае являются частью товарного рынка (услуги) по транспортировке газа, исходя из этого следует, что АО "Газпром газораспределение Ярославль" является субъектом естественной монополии.
Таким образом, действия (бездействие) АО "Газпром газораспределение Ярославль", выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, предусмотренного Правилами N 1314, а именно действия АО "Газпром газораспределение Ярославль" выразились в нарушении пунктов 2, 97, п.п. "в" п. 98 Правил N 1314, путем неисполнения мероприятий по пуску газа на газоиспользующее оборудование объекта капитального строительства <...>, фактически подключенного к сетям газораспределения по договору подключения ЦФ-ТП-247/16 от 17.05.2016 для целей использования такого газа заявителем, предусмотренных в рамках мероприятий по подключению, а также путем нарушения срока исполнения своих обязанностей по подключению указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения посредством неисполнения в полном объеме мероприятий по подключению в установленный срок, образуют состав правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правонарушение совершено в 2017 году.
Место совершения правонарушения - Ярославская область, <...>.
У АО "Газпром газораспределение Ярославль" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а именно АО "Газпром газораспределение Ярославль" должно было в полном объеме в установленный срок осуществить присоединение объекта капитального строительства <...> к сетям газораспределения, в том числе, осуществить пуск газа, для непосредственного использования его заявителем непосредственно в быту, с целью соблюдения положений Правил N 1314, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом характера совершенного правонарушения данное административное правонарушение не является малозначительным, так как представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений. В связи с этим должностное лицо не находит оснований для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
При назначении наказания должностным лицом, в соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывается характер совершенного АО "Газпром газораспределение Ярославль" административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении санкции должностное лицо, рассматривающее дело, исходило из обстоятельств дела и характера совершенного деяния, а именно: АО "Газпром газораспределение Ярославль" не осуществляло необходимые мероприятия по подключению за пределами срока выполнения таких мероприятий, а также в течение длительного периода вплоть до вынесения данного постановления, что повлекло ущемление прав и законных интересов заявительницы <...>.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.
п о с т а н о в и л:
привлечь АО "Газпром газораспределение Ярославль" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства
<...>, в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.
Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 6000 140
Получатель: УФК по Ярославской области (Ярославское УФАС России л/сч 04711411850)
ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКТМО 78701000
Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
УИН 16160110100000990996
В полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2 лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя
Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 октября 2017 г. N 07-07/41-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.10.2017