Резолютивная часть решения оглашена
16.01.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов (далее - Комиссия Самарского УФАС России),
рассмотрев жалобу ООО "Трансэнерго" (далее - Заявитель) на действия Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Организатор торгов, Министерство) при проведении предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области N 11/ПО-2017 (Номер предварительного отбора на www.fkr.etp-ets.ru NПО63000000000675893) (далее - Предварительный отбор),
в присутствии представителя от Министерства - М.В.Б. (доверенность N 15/35 от 10.01.2018 г.), представителя от НО "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" - М.В.Б. (доверенность N 9 от 09.01.2018 г.), представители от ООО "Трансэнерго" не явились, надлежащим образом извещены, ходатайств не заявляли, в присутствии слушателя от ООО "БИЛД-С" Л.Е.А. (по доверенности),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
29.12.2017 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Трансэнерго" на действия Министерства при проведении Предварительного отбора.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлены Заявитель, Министерство в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, комиссия Министерства приняла неправомерное решение об отказе во включении ООО "Трансэнерго" в реестр квалифицированных подрядных организаций по результатам Предварительного отбора. Заявитель считает вывод комиссии об отсутствии в штате организации 2 специалистов, трудовая функция которых соответствует должности "главный инженер проекта", необоснованным.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать в действиях комиссии нарушение положений Постановления Правительства РФ N 615, выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения и организации предварительного отбора.
Министерством представлены документы и сведения, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 11.01.2018 г. N 100/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).
Вышеуказанное Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 6 Положения Предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются по мере поступления заявок на участие в предварительном отборе и их рассмотрения в установленном настоящим разделом порядке.
2. 16.11.2017 г. на официальном сайте Министерства (www.minenergo.samregion.ru) и на сайте оператора электронной торговой площадки http://www.fkr.etp-ets.ru/ размещено извещение о проведении Предварительного отбора N 11ПО-2017 (далее - Извещение) и документация о проведении Предварительного отбора N 11/ПО-2017, утвержденная Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.11.2017 г. N 357 (далее - Документация).
Согласно Извещению предметом Предварительного отбора является включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Органом по ведению реестра является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Пунктом 23 Положения установлены требования к участникам предварительного отбора, в том числе, наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ (подпункт "о" пункта 23 Положения).
Разделом 5 документации о проведении Предварительного отбора во исполнение пункта 23 Положения установлено требование о наличии в штате участника предварительного отбора по месту основной работы - двух специалистов (главный инженер проекта), включенных в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в соответствии с требованием статьи 55.5-1 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ устанавливаются требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Статьей 55.5-1 ГрК РФ установлено, что специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. N 37 (далее - Квалификационный справочник) предусмотрены требования и характеристики должности главный инженер проекта и главный архитектор проекта, в частности, главный инженер проекта осуществляет техническое руководство проектно-изыскательскими работами при проектировании объекта и авторский надзор за его строительством, вводом в действие и освоением проектных мощностей. На основе использования новейших достижений науки и техники, наиболее целесообразных и экономичных проектных решений обеспечивает высокий технико-экономический уровень проектируемых объектов. Принимает меры, направленные на повышение качества проектно-сметной документации и сокращение расхода материальных ресурсов при строительстве объектов, снижение стоимости их эксплуатации на основе улучшения качества проектных, градостроительных и архитектурно-планировочных решений. Готовит данные для заключения договоров с заказчиками на разработку (передачу) научно-технической продукции, в том числе обоснования договорных цен. Участвует в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства, в подготовке заданий на проектирование и в организации инженерных обследований для разработки проектно-сметной и другой технической документации. Организует ее разработку по закрепленным за ним объектам, участвует в составлении комплексных планов-графиков выполнения научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ для объектов, на которых будут применяться новые технологические процессы и оборудование с длительным циклом разработки, конструирования и изготовления. Составляет календарные планы выпуска научно-технической продукции. Разрабатывает предложения о составе разработчиков проекта, распределяет между ними задания по разделам и частям проекта, объемы и стоимость работ. Формирует задания субподрядным организациям на выполнение поручаемых им работ и обеспечивает эти организации необходимыми исходными данными. Решает вопросы, возникающие у них в процессе разработки документации. Осуществляет контроль за техническим уровнем принимаемых проектных, градостроительных и архитектурно-планировочных решений, экономичным расходованием средств на проектно-изыскательские работы, сроками разработки проектно-сметной документации. Гарантирует соответствие разработанной проектно-сметной документации государственным стандартам, нормам, правилам и инструкциям. Обеспечивает проверку на патентную чистоту и патентоспособность впервые примененных в проекте или разработанных для него технологических процессов, оборудования, приборов, конструкций, материалов и изделий. Проводит защиту проекта в вышестоящих организациях и органах экспертизы. Участвует в рассмотрении и согласовании генеральной подрядной строительной организацией проектно-сметной документации. Решает вопросы, возникающие в процессе проектирования строительства, ввода в действие объекта, освоения проектных мощностей. Организует работу по устранению обнаруженных дефектов проектно-сметной и другой технической документации, а также по учету расходования утвержденных смет. Подготавливает предложения руководству проектной организации и заказчику о внесении в рабочую документацию изменений, связанных с введением новых нормативных документов, с учетом фактического состояния строительства. Согласовывает обоснованные отступления от действующих норм, правил, инструкций с органами государственного надзора и другими организациями, утвердившими их. Обеспечивает анализ и обобщение опыта проектирования, строительства и эксплуатации построенных объектов и подготовку на этой основе предложений по повышению технического и экономического уровня проектных решений. Подготавливает отзывы и заключения на рационализаторские предложения и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов, связанных с проектированием и строительством. Принимает участие в экспертизе проектов, подготовке публикаций и составлении заявок на изобретения, в работе семинаров и конференций по своей специальности.
Таким образом, исходя из положений норм ГрК РФ и Положения, для включения в реестр квалифицированных поставщиков в организации необходимо наличие главных инженеров проекта.
Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.
Из протокола N 11 ПО-2017 от 21.12.2017 г. заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в Предварительном отборе следует, что участнику Предварительного отбора ООО "Трансэнерго" (заявка N 11) отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по следующему основанию: отсутствует в штате организации 2 специалиста, трудовая функция которых соответствует должности "главный инженер проекта".
ООО "Трансэнерго" в составе заявки на участие в Предварительном отборе представлены сведения о сотрудниках, включенных в соответствующий национальный реестр специалистов: Р.И.О., Ч.Е.А..
Описание должности "генеральный директор" представлено в Квалификационном справочнике. Так, генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов.
Вместе с тем, из Квалификационного справочника в отношении должности "инженер-проектировщик" следует, что инженер-проектировщик на основе новейших научно-технических достижений, передового отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации объектов и с использованием средств автоматизации проектирования разрабатывает отдельные разделы (части) проекта. Принимает участие в подготовке заданий на разработку проектных решений. Участвует в сборе исходных данных для проектирования, в решении технических вопросов по закрепленным объектам на протяжении всего периода проектирования, строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей. Увязывает принимаемые проектные решения с проектными решениями по другим разделам (частям) проекта. Проводит патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности. Обеспечивает соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам по проектированию и строительству, а также заданию на их разработку. Осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию. Участвует в анализе и обобщении опыта разработки проектов и их реализации в строительстве и на этой основе готовит предложения о целесообразности корректировки принятых общих и принципиальных проектных решений. Принимает участие в составлении заявок на изобретения, подготовке заключений и отзывов на рационализаторские предложения и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов, в работе семинаров и конференций.
Ознакомившись с копиями трудовых книжек Р.И.О., Ч.Е.Н., представленными в составе заявки ООО "Трансэнерго", Комиссия Самарского УФАС России установила, что Р.И.О. работает в должности генерального директора Общества, Ч.Е.Н. работает в должности инженера-проектировщика, то есть, по специальностям, не отвечающим требованиям документации о проведении Предварительного отбора.
В соответствии с пунктом 48 Положения комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 52 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Из подпункта "б" пункта 53 Положения следует, что решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в случае, если заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения.
Таким образом, отказ во включение участника предварительного отбора ООО "Трансэнерго" в реестр квалифицированных подрядных организаций является правомерным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Трансэнерго" необоснованной.
Заместитель Председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 января 2018 г. N 328-12734-17/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.01.2018