Резолютивная часть решения оглашена "22" декабря 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" января 2018 г.
г. Кемерово, ул. Ноградская, 5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: <_> - <_>;
Членов Комиссии: <_> - <_>;
<_> - <_>;
<_> - <_>;
<_> - <_>,
в присутствии:
- <_> - представителя ПАО "Кузбассэнергосбыт" по доверенности;
- <_> - представителя ПАО "Кузбассэнергосбыт" по доверенности,
в отсутствии представителя ООО "Теплосервис", извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев дело N 24/А-10-2017, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом "Кузбассэнергосбыт" (650036, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214, дата регистрации юридического лица 01.07.2006 г.) (далее также - ПАО "Кузбассэнергосбыт") ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
По результатам рассмотрения заявления ООО "Теплосервис" о наличии в действиях ПАО "Кузбассэнергосбыт" признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России от 29.09.2017 г. N 103 возбуждено дело N 24/А-10-2017 по признакам нарушения ПАО "Кузбассэнергосбыт" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии, а именно: в указании в уведомлении о введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) ООО "Теплосервис" (письмо исх. N 80-21-29/9433) сведений о самостоятельном введении режима ограничения потребления электрической энергии путем полного отключения энергопринимающих устройств от электроснабжения (ниже уровня аварийной брони электроснабжения), а также во введении полного ограничения режима потребления на вышеуказанном объекте ООО "Теплосервис" в течение июня-июля 2017 г., что привело к ущемлению интересов ООО "Теплосервис" в сфере предпринимательской деятельности и к прекращению в часы ограничения оказания услуг горячего водоснабжения гражданам потребителям и в социально-значимые объекты Мариинского городского поселения.
Определением от 29.09.2017 г. (исх. N 03/9202 от 02.10.2017 г.) рассмотрение дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19.10.2017 г.
19.10.2017 г. на заседании Комиссии, представитель ПАО "Кузбассэнергосбыт" ходатайствовала о приобщении к материалам дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства дополнительных доказательств. Данное ходатайство было удовлетворено.
Вместе с тем Комиссия пришла к выводу, что для полного и всестороннего рассмотрения дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства необходимо истребование дополнительных доказательств.
Определением от 19.10.2017 г. (исх. N 03/9954 от 24.10.2017 г.) рассмотрение дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 22.11.2017 г.
22.11.2017 г. ООО "Теплосервис" представило в материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства сведения, истребованные Определением от 19.10.2017 г (письмо вх. N 7737).
22.11.2017 г. Комиссия, изучив материалы N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис", приняла решение об отложении рассмотрения дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.
Определением от 22.11.2017 г. (исх. N 03/10887 от 24.11.2017 г.) рассмотрение дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 15.12.2017 г.
Комиссией изготовлено и направлено в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" заключение об обстоятельствах дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. N 11114 от 29.11.2017 г.).
15.12.2017 г. на заседании Комиссии, заслушав представителя ООО "Теплосервис" и ПАО "Кузбассэнергосбыт", Комиссия на основании ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции объявила перерыв в заседании Комиссии для выяснения обстоятельств, связанных с направлением ПАО "Кузбассэнергосбыт" нового уведомления о введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов (котельных) общества, о котором на заседании сообщил представитель ООО "Теплосервис", до 22.12.2017 г.
20.12.2017 г. ООО "Теплосервис" представило в материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства дополнительные пояснения и сведения, касающиеся нового уведомления ПАО "Кузбассэнергосбыт" о введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов (котельных) общества.
22.12.2017 г. на заседание Комиссии ПАО "Кузбассэнергосбыт" также представило в материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства дополнительные сведения и документы, относительно направления в адрес ООО "Теплосерсвис" уведомления о введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов (котельных) общества (письмо вх. N 8465). Ходатайствовало о приобщении данных сведений и документов к делу.
Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.
Комиссия, разрешив указанное ходатайство, изучив материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей сторон, Комиссия приходит к следующим выводам:
01.07.2016 г. между ООО "Теплосервис" (далее также - потребитель) и ПАО "Кузбассэнергосбыт" (далее также - гарантирующий поставщик) был заключен договор электроснабжения N 35604 (договор действует в редакции Протокола согласования протокола урегулирования разногласий от 02.09.2016 г., далее - Договор N 350604), по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию в порядке и в сроки, установленные настоящим договором (перечень объектов электроснабжения (адресов поставки) и актов разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства согласован сторонами и приведен в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью договора).
Дополнительным соглашением от 01.02.2017 г. Приложения N 1, N 2, N 3, N 4, N 7.2, N 10 к Договору N 350604 приняты в новой редакции.
Договор N 35604 в отношении объекта (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) заключен, в том числе на основании Акта раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 22.07.2016 г., составленных ООО "Теплосервис" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК"), согласно которым максимальная мощность объекта ООО "Теплоснаб" (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) составляет 400 кВт, категория надежности электроснабжения вторая.
Согласно Акту раздела границ балансовой принадлежности сторон от 22.07.2016 г. на балансе сетевой организации ООО "КЭнК" находится фидер Ф-0,4-3, КТП-004 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-1-М, КТП-118 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-15-М; на балансе потребителя ООО "Теплосервис" находятся ВУ-0,4 кВ Котельной N 2, расчетные приборы учета электрической энергии, внутренние электрические сети и электрооборудование.
Границы раздела балансовой принадлежности сторон установлены в точке N 1: на контактном соединении наконечников КЛ 0,4 кВ, в РУНН КТП-004п (1 источник), на контактном соединении КЛ 0,4 кВ в РУНН КТП-118 (2 источник).
ООО "Теплосервис" является теплоснабжающей организацией на территории Мариинского городского поселения.
Согласно схеме теплоснабжения Мариинского городского поселения, размещенной на официальном сайте поселения в сети Интернет, установленная мощность Котельной N 2 (ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) по состоянию на 2013 г. составляла 4,8 Гкал/ч. (установлены три водогрейных котла марки КВ). Потребители подключены к тепловой сети по зависимой схеме, горячее водоснабжение потребителей осуществляется по открытой схеме. Котельная функционирует круглый год (24 часа в сутки). Потребителями тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от вышеуказанного источника являются жилые, административные здания и объекты социально-культурного назначения, в том числе МКУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
Из материалов заявления ООО "Теплосервис" следует, что у общества по Договору N 350604 перед гарантирующим поставщиком сформировалась просроченная задолженность за поставленную электрическую энергию.
Согласно Акту сверки расчетов за электрическую энергию, подписанному сторонами по состоянию на 31.03.2017 г. задолженность ООО "Теплосервис" составила 5 524 893,90 руб.
Из реестра неоплаченных счетов за электрическую энергию, представленного ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что задолженность ООО "Теплосервис" по состоянию на 01.07.2017 г. по Договору N 350604 составила 3 847 952,53 руб.
ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес ООО "Теплосервис" неоднократно направлялись претензии, в связи с непогашенной задолженностью за потребленную электрическую энергию.
Кроме того установлено, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" регулярно производит взыскание с ООО "Теплосервис" задолженность в судебном порядке.
09.06.2017 г. в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию по Договору N 350604 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "Теплосервис" уведомление о введении режима ограничения потребления на объекте, являющемся точкой поставки по договору, и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. N 80-21-29/9433), имеется отметка ООО "Теплосервис" о получении 09.06.2017 г. (вх. N 160).
В данном уведомлении указано, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по Договору N 350604 (в размере 4 155 764,56 руб.) в отношении предприятия, начиная с 20.06.2017 г. с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, до даты погашения задолженности (кроме праздничных и выходных дней) будет усилено ограничение режима потребления электрической энергии.
Также указано на то, что в присутствии представителя ПАО "Кузбассэнергосбыт" ООО "Теплосервис" необходимо отключить следующие энергопринимающие устройства: котельная (ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2).
К указанному сроку ООО "Теплосервис" необходимо принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечение безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением режима ограничения.
20.06.2017 г. представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" составлен Акт ограничения режима потребления на объекте ООО "Теплоснаб" (котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев) (далее - Акт ограничения от 20.06.2017 г.), из которого следует, что в отношении энергопринимающих устройств введено частичное ограничение потребление электрической энергии (ограничение по точке поставки на 4 часа).
В Акте ограничения от 20.06.2017 г. содержатся сведения, что опломбированы двери щитовой. Общая отключаемая мощность 400 кВт. При этом содержится указание, что после отключения электроустановки являются действующими.
Акт ограничения от 20.06.2017 г. подписан представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис".
Аналогичные Акты ограничения режима потребления на объекте ООО "Теплосервис" (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев) также были составлены 21-23, 26-30, июня, 03-06 июля включительно.
07.07.2017 г. ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "Теплосервис" уведомление (письмо исх. N 80-21-29/10800), согласно которому ограничение режима потребления электрической энергии по уведомлению от 09.06.2017 г. (исх. N 80-21-29/9433) переносится с 07.07.2017 г. на время с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут.
07 июля, а также 10-12 июля включительно представителями ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" были составлены аналогичные Акты ограничения режима потребления на объекте ООО "Теплосервис" (котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев).
12.07.2017 г. ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "Теплосервис" уведомление на включение, в котором указало на то, что ограничение режима потребления по уведомлению от 07.07.2017 г. (исх. N 80-21-29/10800) отменяется с 12.07.2017 г. без указания причин.
Во всех случаях введения режима ограничения потребления электрической энергии Акты ограничения были подписаны представителями ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис", при этом указывалось, что электроустановки после отключения являются действующими.
12.07.2017 г. между потребителем ООО "Теплосервис" и ООО "КЭнК" согласованы Акты технологической и аварийной брони электроснабжения.
Согласно данному акту, нагрузка электроприемников технологической брони электроснабжения на котельной N 2 составляет в зимний период 45 кВт, в летний период 30 кВт (электроприемниками, включенными в технологическую броню электроснабжения, явяляются: сетевой насос - 30 кВт, дымосос - 15 кВт, время завершения технологического процесса 1 час, допустимое время перерыва электроснабжения 1 час), нагрузка электроприемников аварийной брони электроснабжения составляет 5 кВт (аварийное освещение).
В соответствии с п. 2 ч. 2 Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения питающие линии N 1-6 из графы 3 могут быть отключены на время, указанное в графе N 11.
Согласно с п. 3 ч. 2 Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения Питающие линии N 1-6 могут быть отключены по истечении времени, указанного в графе 10.
Из вышеуказанных актов следует, что электроснабжение объекта (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" (в том числе электроприемников технологической и аварийной брони электроснабжения) осуществляется по второй категории надежности от фидеров Ф-10-1-М; КПТ-004 п, (ПС 35/10 кВ "Авангард"), Ф-10-15-М; КТП-118 (ПС "Мариинская городская").
Вышеуказанные фидеры (графа 3 Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения) могут быть отключены на срок не превышающий 1 час (графа 11).
Из заявления ООО "Теплосервис" от 29.06.2017 г. следует, что в связи с отключением электроустановок котельной N 2, прекратится подача горячей воды гражданам-потребителям и в социально-значимые объекты Мариинского городского поселения, в том числе не имеющим задолженности за услуги горячего водоснабжения.
Также ООО "Теплосервис" указало на то, что в ввиду отсутствия резервных теплоснабжающих установок общество не сможет обеспечить подачу потребителям горячей воды в необходимых объемах.
ООО "Теплосервис" выполнило требования гарантирующего поставщика по введению режима ограничения режима потребления на своем объекте, также представителем общества были подписаны все составленные ПАО "Кузбассэнергосбыт" Акты ограничения.
Согласно письму ПАО "Кузбассэнергосбыт", представленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх. N 5173 от 19.07.2017 г.), направление уведомления потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления от 16.02.2017 г., а также введение ограничения режима потребления электрической энергии согласно Акту ограничения от 27.02.2017 г. не нарушает требования Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления), поскольку Правилами ограничения режима потребления предусмотрено право гарантирующего поставщика на введение режима ограничения в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию вплоть до уровня аварийной брони.
ПАО "Кузбассэнергосбыт", ссылаясь на п. 7 Правил ограничения режима потребления, также указало на то, что введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО "Теплосервис" производилось по части точек поставки по Договору N 350604, что является частичным ограничением и не противоречит Правилам ограничения режима потребления, в том числе в вопросе обеспечения надежного электроснабжения электроприемников аварийной брони на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис".
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках предусмотрены Основными положениями.
В соответствии с п. 1 Правила ограничения режима потребления настоящие Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
На основании пп. "б" п. 2 Правил ограничения режима потребления ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией (далее - ЭСО) или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
На основании пп. "а" п. 4 Правил ограничения режима потребления ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пп "а", абзацах втором, четвертом и пятом пп. "б", в пп. "е", "ж" и "к" п. 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
Согласно п. 15 Правил ограничения режима потребления введение ограничения режима ограничения потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем пп. "б", пп. "д" п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил ограничения режима потребления в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с п. 9 или п. 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в п. 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется.
Вид подлежащего введению режима ограничения потребления электрической энергии определен в п. 7 Правил ограничения режима потребления, а именно: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю).
Действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право гарантирующему поставщику на введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате, а также предоставлена определенная свобода в выборе уровня ограничения и объектов потребителя, на которых данное ограничение вводится.
При этом согласно п. 11 Правил ограничения режима потребления при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, и отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления, в том числе в случаях, указанных в п. 8 и п. 9 настоящих Правил, исполнитель вправе потребовать от потребителя осуществления им действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - в присутствии исполнителя совместно с субисполнителем либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в указанных мероприятиях).
Согласно п. 18. Правил ограничения режима потребления в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
На основании п. 2 Приложения к Правилам ограничения режима потребления к обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние к данной категории потребителей отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в - отношении этих объектов.
Котельная N 2 ООО "Теплосервис" является объектом централизованного водоснабжения, следовательно, введение режима потребления ниже уровня аварийной брони не допустимо.
На основании п. 37 Правил ограничения режима потребления электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены потребителем или сетевой организацией за счет потребителя на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит временному отключению. При отсутствии у потребителей, включенных в указанный перечень, акта согласования аварийной брони величина аварийной брони учитывается в размере, определенном гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем, но не менее 10 % максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств потребителя.
Согласно абз. 6 п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, - непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя).
В соответствии с п. 14(2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле, акт согласования технологической и (или) аварийной брони составляется в случае, если в заявке, подаваемой таким заявителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, указано о необходимости наличия технологической и (или) аварийной брони.
Аварийная и (или) технологическая броня определяется на основании содержащейся в проектной документации схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
Проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони составляется заявителем в 2 экземплярах и направляется в сетевую организацию. Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони обязана рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр акта заявителю.
В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации. Величина технологической и (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони, определяются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения (ГАО) режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.
Акт согласования технологической и (или) аварийной брони содержит перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической брони, величину технологической брони, сроки и объемы сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони (при ее наличии) либо до полного ограничения и (или) перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам аварийной брони, величину аварийной брони и сроки и объемы сокращения электроснабжения до полного ограничения (за исключением случаев, когда сокращение электроснабжения не может быть осуществлено ниже уровня аварийной брони).
Отсутствие подписанного сторонами акта согласования технологической и (или) аварийной брони не является основанием для невыполнения сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и (или) для отказа в подписании документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила недискрими-национного доступа) акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.
Как было указано выше между потребителем ООО "Теплосервис" и ООО "КЭнК" Акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения были подписаны только 12.07.2017 г. Сведений о дате направлении Акта согласования технологической и аварийной брони в адрес гарантирующего поставщика в материалах ООО "Теплосервис" в материалах дела не имеется.
Согласно п. 53 Правил разработки ГАО величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, с учетом следующего.
Продолжительность времени, необходимая вышеуказанному потребителю для завершения технологического процесса, цикла производства, устанавливается на основании проектной документации, а при ее отсутствии определяется по взаимному согласованию сетевой организации и потребителя в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Наименьшая потребляемая мощность признается равной величине максимальной мощности токоприемников, необходимой для завершения технологического процесса, цикла производства в указанное время и определяемой на основании проектной документации, а при ее отсутствии - по взаимному согласованию между сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения были подписаны только 12.07.2017 г. в летний период нагрузка электроприемников технологической брони электроснабжения составляет 30 кВт, время необходимое для безаварийного прекращения технологического процесса составляет 1 час.
Вместе с тем из Актов ограничения усматривается, что отключение производилось мгновенно, путем отключения коммутационного аппарата в вводно-распределительном устройстве, с последующей опломбировкой дверей щитовой.
Введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельной N 2 ООО "Теплосервис" вводилось до составления Акта согласования технологической брони электроснабжения. Между тем вне зависимости от наличия Акта согласования технологической брони электроснабжения и способа определения времени обеспечения технологической брони электроснабжения необходимого для остановки технологического процесса, данное время, необходимо объективно, поскольку мгновенное отключение электроустановок создает угрозу разрушения электрооборудования и технологических механизмов, повышенное энергопотребление, а также угрозу аварии, связанной с запуском технологии после отмены ограничения потребления, поскольку технологические механизмы не могли быть разгружены и надлежащим образом остановлены во время введения режима ограничения потребления.
В соответствии с п. 54 Правил разработки ГАО величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Таким образом, при согласовании Актов технологической (аварийной) брони электроснабжения имеют значения, как уровень потребления, так и время, в течение которого необходимо надежно поддерживать электроснабжение электрооборудования технологической (аварийной) брони.
Из изложенного следует, что акты (технологической) аварийной брони разрабатываются в целях выявления на конкретном объекте электроснабжения энергопотребляющих устройств, указанных в п. 54 Правил разработки ГАО (мощности), для обеспечения их бесперебойного электроснабжения при аварийном введении режима ограничения потребления электрической энергии (раздел IV Правил ограничения режима потребления).
Из системного толкования норм права, указанных в п. 17, п. 18 Правил ограничения режима потребления, в п. 2 Приложения к Правилам ограничения режима потребления, в п. 54 Правил разработки ГАО следует, что требование обеспечении бесперебойного электроснабжения электроприемников аварийной брони электроснабжения, определенных в Акте согласования аварийной брони, а при отсутствии такового в объеме не менее 10 % максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств потребителя на каждом объекте потребителя, отнесенных к объектам централизованного водоснабжения населенных пунктов, для обеспечения безопасности нахождения персонала на объектах (которая должна быть обеспечена на каждом из таких объектов).
В связи с изложенным довод ПАО "Кузбассэнергосбыт" о том, что обществом было введено в отношении потребителя ООО "Теплосервис" по Договору N 350604 частичное ограничение режима потребления электрической энергии путем введения полного режима ограничения по части точек поставки, при этом обществом соблюдены требования п. 17, п. 18 Правил ограничения режима потребления для объекта централизованного водоснабжения Котельной N 2, основан на неверном толковании вышеуказанных норм материального права и является необоснованным.
Указание в уведомлении ПАО "Кузбассэнергосбыт" от 09.06.2017 г. (письмо исх. N 80-21-29/9433), что введение режима ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической брони должно осуществляться путем отключения энергопринимающих устройств Котельной N 2 (ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2), ущемляет права и законные интересы ООО "Телплосервис" в сфере предпринимательской деятельности, создает угрозу нахождения персонала ООО "Теплосервис" на данном объекте.
Данное указание является прямым предписанием гарантирующего поставщика потребителю о совершении конкретных действий в случае введения в отношении него режима ограничения потребления, при этом несоблюдение потребителем требований гарантирующего поставщика по введению режима ограничения режима потребления может повлечь привлечение потребителя к административной ответственности.
В связи с изложенным действиями ПАО "Кузбассэнергосбыт" по направлению уведомления от 09.06.2017 г. (письмо исх. N 80-21-29/9433) в адрес ООО "Теплосервис", предусматривающего введение полного режима ограничения (отключение) электрической энергии в отношении объекта централизованного водоснабжения (Котельная N 2), и по введению соответствующего полного режима ограничения на данном объекте был нарушен порядок введения режима ограничения, установленный в п. 17, 18 Правил ограничения режима потребления, а именно необеспечение надежного электроснабжения электроприемников аварийной брони электроснабжения в период ограничения в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующего объекта.
Довод представителей ПАО "Кузбассэнергосбыт", что введенное ПАО "Кузбассэнергосбыт" 21-23, 26-30, июня, 03-12.07.2017 г. на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" ограничение потребления электрической энергии не является полным, поскольку электроснабжение объекта осуществляется от двух источников питания и потребитель в любое время мог осуществлять потребление электрической энергии в нужном ему объеме путем переключения коммутационного аппарата в щитовой (ВРУ 0,4 кВ котельной), находящегося согласно Акту раздела границ в границах балансовой и эксплуатационной ответственности Заявителя, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права и не соответствующий фактически установленным в деле обстоятельствам.
Согласно п. 1.2 Договора N 350604 объем взаимных обязательств по настоящему договору определяется в точках поставки на розничном рынке, расположенных, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) потребителя и сетевой организации определенной в Акте разграничения балансовой принадлежности электросетей от 22.07.2016 г. (4 шт.).
В силу п. 4.4 раздела IV Договора N 350604 "Требования к качеству и надежности снабжения потребителя электрической энергии" категория надежности снабжения потребителя устанавливается в соответствии с осуществленным технологическим присоединением.
Согласно Акту раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 22.07.2016 г., мощность объекта ООО "Теплоснаб" (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев) составляет 400 кВт, категория надежности электроснабжения вторая.
В соответствии с п. 14(1) Правил технологического присоединения технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.
В соответствии с техническими условиями от 22.07.2016 г., выданными ООО "КЭнК" ООО "Теплосервис" технологическое присоединение Котельной N 2 было выполнено в соответствии со второй категорией надежности электроснабжения от двух независимых источников питания: основной источник питания КТП-004 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-15-М, ПС 25/10 кВ "Авангард"; резервный источник питания: КТП-118 10/0,4 кВ, фидер Ф-10-1-М, ПС 35/10 кВ "Мариинская городская".
Согласно п. 1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - ПТЭП), потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
В соответствии с п. 1.2.17 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ), категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
На основании п. 1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа "энергопринимающими устройствами потребителя" являются находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Таким образом, пояснения представителя ПАО "Кузбассэнергосбыт" о том, что введение ограничения осуществлялось путем отключения одного из вводов в щитовой на котельной N 2 ООО "Теплосервис" принципиально противоречит понятию режима ограничения потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами (преобразованию электрической энергии в другие виды энергии), поскольку при этом режим ограничения не вводится (режим работы электроустановок, следовательно, и уровень потребления не изменяется), между тем, искусственно понижается категория надежности электроснабжения.
Отключение одного ввода в нормальном (неаварийном) режиме грубо нарушает требования ПТЭП, ПУЭ, раздела IV Договора N 350604 и, исходя из п. 7 Правил ограничения режима потребления, является прямым его нарушением.
Вместе с тем из материалов дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что в соответствии с уведомлением от 09.06.2017 г. ПАО "Кузбассэнергосбыт" на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" было введено полное ограничение потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа "максимальная мощность" - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
В соответствии с Актом раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 22.07.2016 г. максимальная мощность объекта (Котельная N 2) ООО "Теплоснаб" 400 кВт.
Согласно всем Актам ограничения режима потребления на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис", составленным ПАО "Кузбассэнергосбыт" 20-23, 26-30, июня, 03-12 июля включительно общая отключаемая мощность составила 400 кВт, что соответствует максимальной мощности объекта, допущенной сетевой организацией к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами.
В актах указано, что инспектором ПАО "Кузбассэнергосбыт" были опломбированы двери щитовой, что исключает проведение каких-либо переключений в щитовой (ВРУ 0,4 кВ) в период введения ограничения потребления, без нарушения наложенных пломб.
Кроме того, все Акты ограничения режима потребления на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" подписаны представителем ООО "Теплосервис", на которого возложена ответственность за сохранность пломб.
Таким образом, из материалов дела следует, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" 20-23, 26-30, июня, 03-12 июля включительно на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" ввело полное ограничение потребление электрической энергии сроком на 4 часа (Акты возобновления режима потребления гарантирующим поставщиком не составлялись), при этом требование п. 17, 18 Правил ограничения режима потребления в части обеспечения бесперебойного электроснабжения электроприемников аварийной брони электроснабжения в объеме не менее 10 % максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств потребителя на каждом объекте потребителя, отнесенных к объектам централизованного водоснабжения населенных пунктов, для обеспечения безопасности нахождения персонала на объектах (которая должна быть обеспечена на каждом из таких объектов) ПАО "Кузбассэнергосбыт" не выполнено.
Также из материалов дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, письменных и устных пояснений представителя ООО "Теплоснаб" следует, что в период введения полного ограничения потребления электрической энергии объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" производство теплоносителя для оказания услуг горячего водоснабжения невозможно, поскольку работа всего технологического оборудования связана с потреблением электрической энергии.
Остановка котельной в часы введения гарантирующим поставщиком режима ограничения, нарушает право граждан, проживающих в Мариинском городском поселении, на благоприятную среду обитания.
Материалами дела установлено, что между МКУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и ООО "Теплосервис" договор на оказание услуг горячего водоснабжения на 2017 г. не заключен.
В материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства представлен перечень потребителей тепловой энергии и горячего водоснабжения по Котельной N 2 ООО "Теплосервис", из которого следует, что услуги горячего водоснабжения оказываются обществом гражданам потребителям в жилые и многокварные дома по следующим адресам: ул. Сибиряков-Гвардейцев д. N 13, N 2ж, N 7, N 9, N 11а, N 15, N 17, N 2, N 15 а, N 2а, N 1, N 3, N 5, N 2в, N 2г, предпринимателям ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>.
По информации с официального сайта Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в сети Интернет: МУП "МЦЖКУ" (ИНН 4213011043) оказывает услуги по управлению общедомовым имуществом в многоквартирных домах (имеющих подключение к тепловым сетям от Котельной N 2), по следующим адресам: ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. N 1, N 2, N 2а, N 2в, N 2г, N 13.
Согласно письму МУП "МЦЖКУ", представленному в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" (исх. N 205 от 18.10.2017 г.), уведомление ООО "Теплосервис" о прекращении ГВС в связи с проведением ремонтных работ с 03.07.2017 г. по 24.07.2017 г. поступило в адрес МУП "МЦЖКУ" 21.06.2017 г. До указанного периода ГВС осуществлялось в полном объеме.
Вместе с тем из материалов дела следует, что 14.06.2017 г. ООО "Теплосервис" направило в адрес МУП "МЦЖКУ" письмо (исх. N 742, получено МУП "МЦЖКУ" 21.06.2017 г.), где срок проведения ремонта указан с 03.07.2017 г. по 31.07.2017 г.
Однако 16.06.2017 г. срок проведения ремонта был сокращен до 14 суток, об этом МУП "МЦЖКУ" до окончания проведения ремонтных работ не уведомлялось. Таким образом, в письме МУП "МЦЖКУ", от 18.10.2017 г. содержится неверная информация о планируемых относительно запланированного ООО "Теплосервис" сроках ремонта Котельной N 2.
Довод ПАО "Кузбассэнергосбыт", основанный на письме МУП "МЦЖКУ" в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" (исх. N 205 от 18.10.2017 г.), что вследствие введения обществом режима ограничения потребления электрической энергии на 20-23, 26-30, июня, 03-12 июля включительно на объекте (Котельная N 2) ООО "Теплосервис" оказание услуг горячего водоснабжения гражданам-потребителям и предпринимателям не прерывалось, отклоняется в связи со следующим:
МУП "МЦЖКУ" оказывает услуги по управлению не во всех домах, подключенных к тепловым сетям от Котельной N 2 ООО "Теплосервис" и не может обладать данной информацией по всему жилому фонду и нежилым помещениям предпринимателей, обслуживаемым ООО "Теплосервис".
Письмо МУП "МЦЖКУ" содержит пояснение, не подкрепленное никакими доказательствами, кроме того, не раскрывается понятие "в полном объеме", не известно, регистрировался управляющей организацией в управляемом жилом фонде фактический перерыв либо снижение нормативных показателей качества подаваемой горячей воды.
Данное письмо предоставлено заинтересованному лицу.
Между тем, Комиссией отмечено, что введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис" создает угрозу прекращения в период ограничения производства теплоносителя, необходимого для оказания ООО "Теплосервис" услуг горячего водоснабжения требуемого качества.
Кроме того, п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения, а также выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии.
ООО "Теплосервис" в материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Теплосервис" представило согласованный с Первым заместителем Главы Мариинского городского поселения график отключения потребителей от ГВС для проведения ремонта Котельной N 2 с 03.07.2017 г. на срок не более 14 дней (согласно СанПиН 2.1.4.2496-09) до 16.07.2017 г.
Вместе с тем из письма ООО "Теплосервис" следует (вх. N 7737 от 22.11.2017 г.), что фактически ремонт осуществлялся с 03.07.2017 г. по 24.07.2017 г., поскольку во время проведения ремонтных работ с 03.07.2017 г. по 12.07.2017 г. ежедневно производилось ограничение потребления электрической энергии, препятствующее проведению ремонтных работ на котельной.
Дата начала оказания услуг горячего водоснабжения после проведения ремонта следует из Акта ООО "Теплосервис" б/н от 24.07.2017 г., а также из письма ООО "Теплосервис" в адрес МУП "МЦЖКУ" (исх. N 897 от 07.08.2017 г.).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (данная норма права корреспондируется ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
При этом в согласно ч. ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Запрет на злоупотребление правом носит абсолютный характер и не подлежит государственной охране.
Гарантирующему поставщику предоставлено право защиты охраняемых государством прав и интересов, путем судебного взыскания задолженности за потребленную электрическую энергию, а также требования выплаты неустойки, в том числе на основании ст. 37 Закон об электроэнергетике.
Вместе с тем ПАО "Кузбассэнергосбыт" не представило в материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства сведения о необходимости выбора именно способа полного ограничения потребления электрической энергии на объекте (Котельной N 2) ООО "Теплосервис", также не указало, как данными действиями будут защищены права и законные интересы общества.
Пунктом 1 ст. 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Согласно ст. 546 ГК РФ, ст. 38 Закона об электроэнергетике, п. 78, 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, п. 2, 4 Правил ограничения предоставлено право гарантирующего поставщика приостановить исполнение обязательств по договору электроснабжения путем прекращения (ограничения) поставки электрической энергии потребителю.
На основании п. 1. ст. 548 ГК РФ Правила, предусмотренные ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По смыслу вышеуказанные нормы права приняты в развитие более общих нормы права, установленных ст. 523, ч. 5 ст. 486 ГК РФ, предусматривающих право одностороннего отказа от исполнения договора поставки (полностью или частично), одностороннее его изменение либо приостановку, в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ), до полного погашения поставленных ранее товаров, в том числе с целью ограничения роста дебиторской задолженности и непроизводительного потребления электрической энергии потребителем-должником, вместе с тем принципиально не являются правовым инструментом досудебного (внесудебного) взыскания просроченной дебиторской задолженности с контрагента, путем создания для контрагента заведомо неисполнимых условий, создающих угрозу прекращения основной его деятельности, препятствованию оказания услуг и получения прибыли, в том числе для расчета за поставленную электрическую энергию, созданию оснований для привлечения контрагента (должностных лиц) к юридической ответственности вплоть до уголовной за прекращение оказание услуг конечным потребителям.
ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" являются организациями, добровольно принявшими на себя публичный статус и, как следствие, несут перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку энергетических ресурсов, вытекающую из публичных договоров, заключенных на соответствующих товарных рынках.
В целях защиты особо охраняемых государством прав и законных интересов конечных потребителей взаимоотношения сторон по прекращению поставки энергоресурсов прямо регулируются законодательством Российской Федерации.
ООО "Теплосервис" при невозможности своевременной оплаты потребленной электрической энергии не вправе отказаться от закупки электрической энергии в необходимом количестве для подготовки теплоносителя в целях оказания услуг горячего водоснабжения (теплоснабжения) и проведения мероприятий по подготовке источников тепла к следующему отопительному периоду.
Таким образом, действия ПАО "Кузбассэнергосбыт" по введению полного ограничения потребления электрической энергии с целью понуждения погашения просроченной дебиторской задолженности противоречат основам охраняемого государством правопорядка и прямо запрещены ст. 10 ГК РФ.
Согласно проведенному анализу состояния рыночной конкуренции на розничном рынке поставки электрической энергии (мощности) в Кемеровской области в 2015 г., 2016 г. ПАО "Кузбассэнергосбыт" занимало доминирующее положение на данном товарном рынке.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.06.2008 г. "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 30) к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ N 30, согласно которым суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Кроме того, Комиссией установлено, что 16.11.2017 г. ПАО "Кузбассэнергосбыт" в связи с наличием задолженности по Договору электроснабжения, заключенному между ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "Теплосервис" на другие котельные, в размере 855 695,59 руб. было направлено уведомление о введении режима ограничения потребления электрической энергии на 12 котельных ООО "Теплосервис" (письмо исх. N 80-21-29/3379 от 16.11.2017 г.) до уровня потребления, указанного в Приложении N 1 к данному уведомлению.
Вместе с тем, направление ПАО "Кузбассэнергосбыт" нового уведомления о введении режима ограничения потребления в отношении объектов (котельных) ООО "Теплосервис" было направлено в связи с задолженностью по другому договору, в связи с чем не может быть рассмотрено в настоящем деле.
Комиссия по рассмотрению дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности Акты, сведения, письма, считает, доводы и пояснения представителей ответчика об отсутствии в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства несостоятельными, квалифицирует вышеуказанные действия ПАО "Кузбассэнергосбыт" как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая неоднократное нарушение ПАО "Кузбассэнергосбыт" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, Комиссией установлена необходимость выдачи обществу предписания о прекращения нарушения антимонопольного законодательства.
Сведений о материальном ущербе, причиненном ООО "Теплосервис" вследствие нарушения ПАО "Кузбассэнергосбыт" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в материалы дела N 24/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства не представлено.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
РЕШИЛА:
1. Признать ПАО "Кузбассэнергосбыт" (650036, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214, дата регистрации юридического лица 01.07.2006 г.) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением на локальном розничном товарном рынке поставки электрической энергии (мощности) в пределах локального рынка N 1 Кемеровской области (в границах деятельности гарантирующего поставщика) в части указания в уведомлении о введении режима ограничения потреблении электрической энергии в отношении объекта (Котельная N 2, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 2) ООО "Теплосервис" (письмо исх. N 80-21-29/9433) сведений о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии путем полного отключения энергопринимающих устройств от электроснабжения (ниже уровня аварийной брони электроснабжения), а также во введении полного ограничения режима потребления на вышеуказанном объекте ООО "Теплосервис" в течение июня-июля 2017 г., что привело к ущемлению интересов ООО "Теплосервис" в сфере предпринимательской деятельности и к прекращению в часы ограничения оказания услуг горячего водоснабжения гражданам-потребителям и предпринимателям.
2. Выдать ПАО "Кузбассэнергосбыт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Приказ об увольнении N41-к от 29.12.2017 г. <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 22 декабря 2017 г. г. N 24/А-10-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.01.2018