Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по г. Москве <...>, рассмотрев протокол от 04.10.2017 и материалы дела об
административном правонарушении в отношении должностного лица -
коммерческого директора АО "ВДНХ" <...> по факту нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившегося в нарушении порядка предоставления документации об
обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, а
именно об открытом аукционе на право заключения договора аренды 20
нестационарных торговых объектов по адресу: г. Москва, проспект Мира, дом 119,
ВДНХ, в отсутствие <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и
времени рассмотрения дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
По результатам рассмотрения Комиссией Московского УФАС России по
рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения
договоров (далее - Комиссия Управления) жалобы ООО "Торговая Компания
"МАРКО" (далее - Заявитель) на действия АО "ВДНХ" при проведении открытого
аукциона на право заключения договора аренды 20 нестационарных торговых
объектов по адресу: г. Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ (далее - Аукцион)
30.11.2016 вынесено решение по делу N 1-00-2189/77-16 о нарушении процедуры
торгов и порядка заключения договоров.
Вышеуказанное решение на момент составления протокола об
административном правонарушении вступило в законную силу и признано судом
апелляционной инстанции в рамках дела N А40-4327/17 законным и обоснованным.
В результате рассмотрения материалов дела N 4-00-1283/77-17 должностным
лицом Московского УФАС России установлено следующее.
Аукцион проведен на основании приказа генерального директора АО "ВДНХ"
от 24.10.2016 N ВДНХ-12-885/16 "О проведении открытого аукциона на право
заключения договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу:
Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ. Специализация (целевое использование)
"Прохладительные напитки - Мороженое".
Заказчиком на собственном сайте http://official.vdnh.ru размещено извещение о
проведении Аукциона, а 24.10.2016 данное извещение было опубликовано в
Российской газете.
В соответствии с документацией о проведении открытого аукциона на право
заключения договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу:
2
г. Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ (далее - Аукционная документация)
предмет торгов - право заключения договора аренды 20 нестационарных торговых
объектов по адресу: Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ.
Согласно пунктам 2.1, 3.1 Проекта договора аренды, включенного в состав
Аукционной документации, арендодатель передает арендатору, а арендатор
принимает во временное владение и пользование нестационарный торговый объект
для организации точки общественного питания, специализация - реализация
прохладительных напитков и мороженого.
Решением Комиссии Управления по делу N 1-00-2189/77-16 с учетом того
обстоятельства, что предметом Аукциона являлось именно использование
нестационарных торговых объектов в целях, определенных п. 8 ч. 2 приложения N 1
к постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении
нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных
участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной
собственности" (далее - Постановление о размещении нестационарных торговых
объектов), установлено, что порядок проведения Аукциона определяется нормами
указанного постановления.
Согласно п. 8 приложения N 2 к Постановлению о размещении
нестационарных торговых объектов организатором аукциона на право заключения
договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в
нестационарном торговом объекте и договора на размещение нестационарного
торгового объекта является Департамент города Москвы по конкурентной политике,
который разрабатывает типовую аукционную документацию и согласовывает ее с
инициаторами проведения аукциона, принимает решение о создании аукционной
комиссии, определяет ее состав и порядок работы.
Вместе с тем, как следует из материалов дела N 1-00-2189/77-16, Аукционная
документация в настоящем случае разработана и согласована исключительно
организатором торгов - АО "ВДНХ".
В соответствии с п. 15 приложения N 2 к Постановлению о размещении
нестационарных торговых объектов организатор торгов не менее чем за 30
календарных дней до дня проведения электронного аукциона размещает извещение
о проведении аукциона и аукционную документацию, включающую проект
договора, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и на электронной площадке.
Однако, как установлено при рассмотрении дела N 1-00-2189/77-16,
организатором закупки - АО "ВДНХ" на сайте http://official.vdnh.ru было размещено
исключительно извещение о проведении аукциона, без аукционной документации.
Аукционная документация в соответствии с п. 19 извещения о проведении
Аукциона на бумажном носителе будет выдаваться Организатором торгов
заявителям при наличии доверенности с "24" октября 2016 г. по "7" ноября 2016
г. (в рабочие дни) с 15 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. (время московское) по адресу:
г. Москва, проспект Мира, д. 119, стр. 69, каб. 418 при её оплате. Стоимость
Документации об аукционе: 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
3
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
- ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований,
предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан
и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами,
но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают
гражданские права и обязанности.
Таким образом, объявив о проведении торгов в форме открытого аукциона,
АО "ВДНХ" конклюдентно согласилось со всеми требованиями, предъявляемыми
нормами ГК РФ к данной процедуре, и, как следствие, отнесло на себя все риски
несоответствия своих действий данной процедуре.
Извещение о проведении торгов в контексте ст. 448 ГК РФ представляет собой
доведение информации о предстоящей процедуре и общие сведения о предмете
торгов, между тем как документация о торгах, именуемая в том числе конкурсной,
аукционной, закупочной или котировочной, представляет собой необходимые для
потенциальных участников сведения и подробное описание товаров, работ или
услуг, которые требуются организатору торгов, то есть полный пакет документов,
содержащий условия заключения контракта, стоимость выполнения, сроки, способы
оплаты, критерии отбора исполнителя, объем и график работ и (или) услуг,
техническое задание и так далее. Отсутствие указанных сведений является
непреодолимым препятствием для потенциальных участников торгов к подаче ими
заявки, поскольку не позволяет ознакомиться с порядком подачи заявки на участие в
торгах и условиями последующего заключения договора, что объективно влечет за
собой ограничение количества потенциальных участников торгов ввиду отсутствия
у них существенной информации об условиях их проведения.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено
законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором
не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать
сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих
обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе
об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также
сведения о начальной цене.
Буквальное толкование данной нормы права позволяет сделать вывод о
необходимости указания в извещении о проведении торгов четких сведений о
поэтапном оформлении и подаче заявки.
Отсюда следует вывод о необходимости указания требований к содержанию,
форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке не только в документации
о закупке, но и в извещении о проведении такой закупки (ч. 2 ст. 448 ГК РФ).
В то же время, как следует из текста извещения о проведении аукциона (п. 14),
информация о порядке проведения аукциона, в том числе об оформлении участия в
аукционе изложена в документации об аукционе.
Таким образом, извещение о проведении торгов в настоящем случае не только
не содержит необходимых в контексте ст. 448 ГК РФ сведений, но и содержит
отсылку к документам, которые отсутствуют в свободном доступе, что препятствует
4
потенциальным участникам торгов в ознакомлении с упомянутыми документами и,
как следствие, в подготовке и подаче заявок на участие в торгах.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства
организатором торгов ограничена возможность ознакомления с Аукционной
документацией и проектом договора. Предоставление Аукционной документации
только при условии предварительной оплаты не является надлежащим порядком
предоставления такой документации поскольку противоречит принципам
проведения торгов, закрепленным в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов,
запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений
запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов,
запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов,
запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в
торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к
информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, действия организатора торгов - АО "ВДНХ", выразившиеся в
нарушении порядка предоставления документации об обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгах, нарушают ст. 448 ГК РФ и
образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 5 ст. 7.32.4 Кодекса об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания
юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное
правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к
административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает
от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по
организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством
Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной
комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные
ст. 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные
лица.
Согласно документам, представленным АО "ВДНХ" (вх. от 06.09.2017
N 43003/17), должностным лицом ответственным за размещение в соответствии с
законодательством Российской Федерации информации о проведении Аукциона
является коммерческий директор АО "ВДНХ" <...>.
5
В соответствии с приказом генерального директора АО "ВДНХ"
от 07.05.2014 N 365-к "О приеме работника на работу" <...> является коммерческим
директором АО "ВДНХ".
В соответствии с приказом генерального директора АО "ВДНХ"
от 24.10.2016 N ВДНХ-12-885/16 "О проведении открытого аукциона на право
заключения договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу:
Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ. Специализация (целевое
использование) "Прохладительные напитки - Мороженое" <...> осуществляет
контроль за исполнением данного приказа.
Согласно сведениям, представленным АО "ВДНХ", должностная инструкция,
регламентирующая порядок работы коммерческого директора в АО "ВДНХ",
отсутствует.
Руководствуясь представленными документами и сведениями, а также
принимая во внимание то обстоятельство, что допущенное АО "ВДНХ" нарушение
сопряжено с нарушением порядка проведения аукциона, должностное лицо
административного органа приходит к выводу о том, что должностным лицом,
ответственным за нарушение порядка предоставления Аукционной документации
является коммерческий директор АО "ВДНХ" <...>.
Таким образом, действия коммерческого директора АО "ВДНХ" <...>
нарушают положения ст. 448 ГК РФ, что установлено решением по делу
N 1-00-2189/77-16, и образуют состав административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ, нарушение порядка предоставления
документации об обязательных в соответствии с законодательством Российской
Федерации торгах, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок
на участие в торгах, заявок на участие в продаже государственного или
муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями
7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на
юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения - г. Москва,
пр-т Мира, д. 119 (место нахождения Заказчика).
Временем совершения административного правонарушения является
24.10.2016.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
отягчающие административную ответственность <...> за совершенное
административное правонарушение, не выявлены.
Обстоятельств, указывающих на малозначительность допущенного
правонарушения, должностным лицом административного органа не установлено.
Руководствуясь ч. 5 ст. 7.32.4, ст.-ст. 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
6
1. Признать должностное лицо - коммерческого директора АО "ВДНХ"
<...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность
за которое предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
2. Назначить должностному лицу - коммерческому директору АО "ВДНХ"
<...> административное наказание в виде административного штрафа в размере 12
000 (Двенадцати тысяч рублей) руб.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа
подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть
уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее
60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу
либо со дня истечения срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса денежные взыскания
(штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
Российской Федерации оплачиваются по следующим реквизитам:
Получатель:
УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с
04731324890)
ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001
Банк
получателя:
ГУ Банка России по ЦФО
р/с 40101810800000010041
БИК 044583001
ОКТМО: 45375000
КБК 161 1 16 02010 01 6000140
Назначение
платежа:
Административный штраф по делу N 4-00-1283/77-17 об
административном правонарушении
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа,
свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате
административного штрафа в Государственной информационной системе о
государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1 или
1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление,
направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП
РФ, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с
отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок
7
влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы не
уплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо направить по
электронной почте или факсу. В назначении платежа необходимо указывать номер
постановления о наложении штрафа.
В случае невозможности идентифицировать платеж или при отсутствии сведений у
Московского УФАС России о своевременной оплате штрафа Московское УФАС России
обязано передать постановление для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу
об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган,
вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения
или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном
правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для
обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если
указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Приложение: квитанция на 1 листе.
Заместитель руководителя <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2017 г. N 4-00-1283/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.01.2018