Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по г. Москве <...>, рассмотрев протокол об административном
правонарушении от 24.11.2017 и материалы дела N 4-7.30-1583/77-17 в отношении
должностного лица - председателя Единой комиссии уполномоченного учреждения
ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ВАО" по осуществлению централизованных закупок
товаров, работ, услуг второго уровня (далее - Единая комиссия государственного
заказчика) <...> по факту нарушения порядка отбора участников при проведении
электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку
товаров и элементов благоустройства объектов образования района Преображенское в
2017 году (закупка N 0373200006217000263), в отсутствие <...>а, надлежащим
образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела об
административном правонарушении, в присутствии <...> по доверенности от
22.12.2017 б/н,
УСТАНОВИЛ:
По результатам рассмотрения Комиссией по контролю в сфере закупок
товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве (далее - Комиссия управления) жалобы ООО "ГЭЛ" (далее
- Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственное бюджетное
учреждение "Жилищник района Преображенское" (далее - Заказчик,
ГБУ "Жилищник района Преображенское") при проведении электронного аукциона
на право заключения государственного контракта на поставку товаров и элементов
благоустройства объектов образования района Преображенское в 2017 году (далее -
Аукцион) 31.05.2017 вынесено решение по делу N 2-57-5859/77-17 о нарушении
законодательства об осуществлении закупок и выдано предписание об устранении
нарушений законодательства об осуществлении закупок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона
от 18.05.2017 вторая часть заявки Заявителя (порядковый номер заявки - 1) признана
не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, со
следующим обоснованием: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о
контрактной системе признать ее несоответствующей требованиям подпункта 5 и 6
пункта 17 раздела 2 документации об аукционе, в связи с непредставлением
декларации о соответствии участника закупки требованию пунктов 7 и 7.1 части 1
статьи 31 Закона о контрактной системе".
В соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной
системе) документация об электронном аукционе должна содержать наименование и
описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 названного
2
закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в
соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закон о контрактной системе и инструкцию
по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за
собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа
к участию в таком аукционе.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении
закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии у
участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального
исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного
исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника
закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления,
предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской
Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а
также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде
лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы,
оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и
административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении
закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента
подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной
ответственности за совершение административного правонарушения,
предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с положениями п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной
системе Заказчиком в п. 15 раздела 3 "Требования к участникам закупки и
необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления
заявки" Аукционной документации установлены следующие требования:
подп. 5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у
руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего
функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера
юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере
экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1
Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая
судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных
физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара,
выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой
закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Подп. 5.1. Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет
до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к
административной ответственности за совершение административного
правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе
3
Заказчиком в подп. 2 п. 17.2 Аукционной документации установлено, что вторая
часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы,
подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям,
установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких
требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии
участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1
статьи 31 44-ФЗ .
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть
заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы,
подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям,
установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких
требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также
декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным
пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части
заявки на участие в Аукционе Заявителем представлена декларация о соответствии
единым требованиям, предъявляемым к участникам электронного аукциона, в том
числе содержащая следующие положения:
- отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного
органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или
главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за
преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями
289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением
лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в
отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые
связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся
объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде
дисквалификации;
- в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке
юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности за
совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28
КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным, заявка Заявителя соответствует
требованиями Аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе закупок аукционная
комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и
документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в
соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Федерального закона, в части
соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на
участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям,
установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления
документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2
статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного закона, несоответствия указанных
документов и информации требованиям, установленным документацией о таком
аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об
4
участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на
участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона
требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при
наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о
несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям,
установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не
предусмотренным ч. 6 ст. 69, не допускается.
Таким образом, действия Единой комиссии государственного заказчика в
части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об
Аукционе по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного
аукциона от 18.05.2017, неправомерны и нарушают положения ч. 7 ст. 69 Закона о
контрактной системе, образуя признаки состава административного
правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Данный вывод подтверждается, в числе прочего, не обжалованным
Заказчиком в установленном порядке и вступившим в законную силу решением
комиссии уполномоченного государственного контрольного органа по
вышеупомянутому делу N 2-57-5859/77-17 о нарушении законодательства об
осуществлении закупок.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ:
- под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо,
постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении
лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
- лица, осуществляющие функции председателя комиссии по осуществлению
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие
административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 - 7.32 настоящего
Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приказом руководителя ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО"
от 02.03.2017 N 30/17-1 "О внесении изменений в приказ от 17 декабря 2015 года
N 43 "О единой комиссии уполномоченного учреждения ГКУ "Дирекция ЖКХиБ
ВАО" по осуществлению централизованных закупок второго уровня", а также
протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18.05.2017 <...> является
председателем Единой комиссии государственного заказчика.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 18.05.2017 подписан
председателем Единой комиссии государственного заказчика <...>ым.
Таким образом, действия должностного лица - председателя Единой комиссии
государственного заказчика <...>а в части признания заявки Заявителя
несоответствующей требованиям аукционной документации по основаниям,
указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 18.05.2017,
неправомерны, что установлено при рассмотрении дела N 2-57-5859/77-17, влекут за
5
собой нарушение законодательства об осуществлении закупок, образуя состав
административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ установлена ответственность за отклонение заявки на
участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на
участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям
конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника
закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в
допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным
законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,
признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям
конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей,
соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику,
подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с
заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к
таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка
рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников
закупки, установленного конкурсной документацией, что влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной
(максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати
тысяч рублей.
Административное правонарушение совершено по месту нахождения
государственного заказчика - г. Москва, Буженинова ул., д. 12.
Время совершения административного правонарушения - дата подписания
должностным лицом государственного заказчика протокола подведения итогов
электронного аукциона - 18.05.2017.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое нормами КоАП РФ или законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
При составлении протокола об административном правонарушении, а также на
рассмотрении дела защитником по факту вменяемого <...>у правонарушения никаких
доводов и пояснений представлено не было.
Виновные действия должностного лица - председателя Единой комиссии
государственного заказчика <...>а состоят в неправомерном признании заявки ООО
"ГЭЛ" несоответствующей требованиям Аукционной документации.
Обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению <...>ым
требований, установленных ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, при
рассмотрении дела не установлены.
Вина должностного лица - председателя Единой комиссии государственного
заказчика <...>а в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч. 2 ст. 7. 30 КоАП РФ, доказана.
На рассмотрении настоящего дела защитником <...>а было заявлено
ходатайство о замене административного наказания в виде административного
6
штрафа предупреждением.
Должностное лицо административного органа поясняет, что согласно ч. 2
ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные
административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или
возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам
животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного
наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,
безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, последствия правонарушения являются факультативным
обстоятельством дела и сами по себе, в отсутствие исключительных
обстоятельств, связанных с характером совершенного административного
правонарушения, не могут служить основанием для вынесения
административного предупреждения.
Кроме того, административное наказание в виде предупреждения может
быть назначено лицу в том случае, если санкция нормы соответствующей статьи
раздела II Особенной части КоАП РФ содержит административное наказание в
виде предупреждения.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, санкция нормы данной статьи
является абсолютно определенной и предусматривает административное
наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной
(максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более
тридцати тысяч рублей.
Также в этой связи, размер административного штрафа, назначенного в
соответствии с санкцией ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, не может быть уменьшен в порядке,
установленном ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, что не позволяет должностному лицу
административного органа уменьшить сумму административного штрафа. Так как в
соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств,
связанных с характером совершенного административного правонарушения и его
последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к
административной ответственности физического лица, должностное лицо,
рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить
наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера
административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или
частью статьи раздела II КоАП РФ, только в случае, если минимальный размер
административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти
тысяч рублей.
В связи с вышеизложенным, размер административного штрафа, назначенного
в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, не может быть уменьшен в
порядке, установленном ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Иных оснований изменения административного штрафа, установленного
абсолютно определенной санкцией, КоАП РФ не содержит.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
обстоятельства, отягчающие административную ответственность <...>а, не
установлены.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 867 599,27 рублей. 1% от
начальной суммы контракта: 2 867 599,27 * 0,01 = 28 675,9927 руб.
7
Таким образом, сумма административного штрафа, подлежащего взысканию
составляет 28 675,99 рублей.
Руководствуясь ст. 2.4, ч. 2 ст. 7.30, ст. 23.66, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать должностное лицо - председателя Единой комиссии
государственного заказчика <...> виновным в совершении административного
правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Назначить должностному лицу - председателю Единой комиссии
государственного заказчика <...> административное наказание в виде
административного штрафа в размере 28 675,99 (Двадцати восьми тысяч шестисот
семидесяти пяти рублей 99 копеек) руб.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа
подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть
уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60
дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо
со дня истечения срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса денежные взыскания
(штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
Российской Федерации оплачиваются по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890)
ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
р/с 40101810045250010041
БИК 044525000
ОКТМО: 45375000
КБК 161 1 16 33020 026000140
Назначение
платежа:
Административный штраф по делу N 4-7.30-1583/77-17
об административном правонарушении
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа,
свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате
административного штрафа в Государственной информационной системе о
государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1
или 1.1 настоящей ст., судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление,
направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном ч. 1.1 настоящей
ст., в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с
отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в
порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не
уплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо направить по
электронной почте или факсу. В назначении платежа необходимо указывать номер
постановления о наложении штрафа.
8
В случае невозможности идентифицировать платеж или при отсутствии сведений у
Московского УФАС России о своевременной оплате штрафа Московское УФАС России
обязано передать постановление для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу
об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган,
вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения
или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном
правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для
обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если
указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Приложение: квитанция на 1 листе.
Заместитель руководителя <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 декабря 2017 г. N 4-7.30-1583/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.01.2018