Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
Члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, <_> - специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 18.10.2017 дело N 53/07-2017, возбужденное в отношении ИП Калачева И.Д. (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057), ИП Хомяк А.В. (ИНН 100123640701, ОГРНИП 317100100009096), по факту распространения рекламной информации с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
при участии:
от заявителя <_> - на основании документа удостоверяющего личность,
от <_> - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от <_> - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от <_> - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от индивидуального предпринимателя Хомяк А.В. - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от индивидуального предпринимателя Калачев И.Д. - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
09.06.2017 в Приморское УФАС России, по подведомственности из Государственной жилищной инспекции Приморского края (исх. N 51/1853 от 02.06.2017), поступило заявление председателя правления ТСЖ "Анакс" <_> (вх. N 4829) о распространении на территории г. Владивостока рекламы поверки приборов учета воды "Единая городская служба ЖКХ", которая, по мнению заявителя, нарушает требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"). Данная реклама распространялась посредством распространения в почтовые ящики по адресу: ул. Енисейская, д. 13, и содержала следующую информацию: "Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме. Работы по поверке воды будут проводится с 01 апреля по 30 апреля 2017 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 208-40-04 Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону 208-40-04"
В данной рекламе указан телефонный номер 208-40-04.
Кроме того, к материалам обращения приложен:
1.1 Договор "Городская Сервисная Служба" на выполнение услуг по замене счетчиков горячей воды
(ГВС) и холодной воды (ХВС), а именно: договор N 114 Бытового порядка от 16.02.2017 заключенный между <_> и <_>
1.2 Акт о снятии контрольной пломбы с прибора учета от 16.02.2017, заключенный, так же, между ИП Калачевым И.Д. и <_>
2. 05.07.2017 в Приморское УФАС России, по подведомственности, из Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю (исх. N 8498 от 21.06.2017) поступило заявление <_> (вх. N 5602) о распространении на территории г. Владивостока рекламы поверки приборов учета воды которая, по мнению заявителя, нарушает требований ФЗ "О рекламе". Данная реклама распространялась посредством распространения в почтовые ящики по адресу: ул. Енисейская, д. 13, и содержала следующую информацию: "Уважаемый собственник жилого помещения! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической поверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления. На основании этого обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверки будут производиться с 01 июля по 31 июля 2017 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации предлагаем вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 208-40-04 Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону 208-40-04 Обращаем ваше внимание, что данное уведомление является ПОВТОРНЫМ!"
В данной рекламе указан телефонный номер 208-40-04.
27.07.2017 в Приморское УФАС России поступило заявление <_> (вх. N 6315) о распространении на территории г. Владивостока рекламы поверки приборов учета воды которая, по мнению заявителя, нарушает требований ФЗ "О рекламе". Данная реклама распространялась посредством распространения в почтовые ящики по адресу: ул. Кизлярская, д. 7 и содержала информацию аналогичного содержания, а именно: повторное извещение об утвержденном графике проведения коллективной поверки приборов учета воды в доме (с 17 июля по 17 августа 2017 г.).
В данной рекламе также был указан телефонный номер 208-40-04.
28.07.2017 в Приморское УФАС России поступило заявление гражданки <_> (вх. N 6400) о распространении на территории г. Владивостока рекламы поверки приборов учета воды которая, по мнению заявителя, нарушает требований ФЗ "О рекламе". Данная реклама распространялась посредством распространения в почтовые ящики по адресу: ул. Енисейская 9А и содержала информацию аналогичного содержания, а именно: повторное извещение об утвержденном графике проведения коллективной поверки приборов учета воды в доме (с 17 июля по 17 августа 2017 г.).
В данной рекламе также был указан телефонный номер 208-40-04.
Приморское УФАС России в пределах своих полномочий по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев рекламу поверки приборов учета воды, установило следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица
и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе", товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Анализ информации, содержащейся в представленной рекламе, позволяет установить, что она изготовлена с использованием элементов, которые применяются при оформлении квитанций на оплату жилищно-коммунальными услуг (штрих-код, персональное извещение, ссылки на федеральные законы) и содержит наименование исполнителя услуг - "Единая городская служба по учету водоснабжения", "Единый городской центр обслуживания ЖКХ", без указания на организационно-правовую форму.
Буквальное прочтение данных словосочетаний без ссылки на "ИП", либо "ООО" может создавать у потребителей впечатление о наличии единой централизованной организации, способной и полномочной осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды. Вместе с тем, установлено, что "Единая городская служба" и ""Единый городской центр обслуживания ЖКХ", объединяющей в себе все организации, оказывающие подобные услуги, на территории г. Владивостока, не существует.
Кроме того, в рекламе исполнителя услуг используется название "городской"/"городская".
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Следовательно, реклама об исполнителе услуг в лице "Единая городская служба по учету водоснабжения" и "Единый городской центр обслуживания ЖКХ" - является недостоверной информацией о рекламодателе и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги.
Кроме того, форма изготовления рекламы-извещения в виде квитанции и наличие в ней реквизитов, включая исполнителя услуг, ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой, что вводит в заблуждение.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В конкретном случае введение в заблуждение представляет собой рекламирование услуг по установке/поверке счетчиков воды от имени "Единая городская служба по учету водоснабжения" и "Единый городской центр обслуживания ЖКХ".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
Также в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Из информации представленной Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (вх. N 6087 от 19.07.2017) следует, что статус ИП Калачева И.Д. (ОГРНИП 314100106300057), в качестве индивидуального предпринимателя, по состоянию на 17.07.2017 является действующим.
Из информации из ФНС следует, что статус ИП Хомяк А.В. (ОГРНИП 317100100009096), в качестве индивидуального предпринимателя, по состоянию на 31.07.2017 является действующим.
Из информации представленной ПАО "Мобильные телесистемы" (вх. N 48ДСП от 25.07.2017) следует, что телефонный номер 208-40-04, по договору об оказании услуг связи N 125386677031 (для корпоративных клиентов) от 12.05.2017, заключен с ИП Хомяк А.В.
Определением Приморского УФАС России от 31.07.2017 (исх. N 6880/06-6) в отношении ИП Калачева И.Д. возбуждено дело N 53/07-2017 по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" и назначено к рассмотрению на 05.09.2017.
05.09.2017, в назначенное время представители ИП Хомяк А.В. и ИП Калачева И.Д. на рассмотрение дела N 53/07-2017 не явились, документы, запрошенные определением о возбуждении дела, в адрес Приморского УФАС России в установленный срок представлены не были.
Вышеуказанное определение, направленное в адрес ИП Хомяк А.В. и ИП Калачева И.Д. было получено адресатами (внутрироссийский почтовый идентификатор 69009014173475; 69009014173314).
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно представленному ответу из Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску (УМВД России по г. Петрозаводску) (вх. N 59ДСП от 24.08.2017), адрес регистрации ИП Калачева И.Д. подтверждается.
На основании изложенного, с учетом не представления документов ИП Калачевым И.Д. и ИП Хомяк А.В., Комиссия пришла к выводу о невозможности вынесения решения по делу N 53/07-2017 в данном заседании.
Определением Приморского УФАС России от 12.09.2017 (исх. N 7987/06-6) срок рассмотрения дела N 53/07-2017 был продлен и назначен к рассмотрению на 18.10.2017.
18.10.2017, на заседании Комиссии, <_> подержала доводы, указанные в заявлении (вх. N 4829), а также сообщила, что в настоящее время рассматриваемая в настоящем деле реклама поверки приборов учета воды "Единая городская служба по учету водоснабжения" и "Единый городской центр обслуживания ЖКХ" не распространяется.
18.10.2017, в назначенное время представитель ИП Хомяк А.В. на рассмотрение дела N 53/07-2017 не явился. Однако в адрес Приморского УФАС России от ИП Хомяк А.В. поступили письменные пояснения с приложением договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 23.05.2017 (вх. N 9039 от 18.10.2017).
Так, из вышеуказанных документов следует, что между ИП Хомяк А.В. и ИП Калачевым И.Д. заключен договор на оказание услуг Центра обработки вызовов (Call-центра). Согласно пункту 1.1 указанного договора, ИП Хомяк А.В. обязуется по поручению ИП Калачева И.Д. оказать услуги Центра обработки вызовов (call-центра). Согласно пункту 4.4 договора, ИП Калачев И.Д. несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе и защите информации в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, Комиссия отмечает, что приложением к данному договору является "Перечень телефонных номеров выделяемых Заказчику по городу Владивостоку для оказания услуг Call-центра" в котором телефонный номер 8 (423) 208-40-04 выделен в пользование ИП Калачеву И.Д.
Данный телефонный номер идентичен телефонному номеру, указанному в рассматриваемой рекламе поверки приборов учета воды "Единая городская служба по учету водоснабжения" и "Единый городской центр обслуживания ЖКХ".
Вместе с тем, из информации из ФНС следует, что статус ИП Калачева И.Д. (ОГРНИП 314100106300057), в качестве индивидуального предпринимателя, по состоянию на 30.10.2017 является действующим.
Таким образом, исследовав имеющееся в деле документы, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанная реклама, распространяемая в интересах ИП Калачева И.Д., содержит нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", поскольку, является недостоверной информацией о рекламодателе и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 3.58-3.61 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.112012 N 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу услуг по установке/поверке счетчиков воды от имени "Единая городская служба по учету водоснабжения" и "Единый городской центр обслуживания ЖКХ", рекламодателем и рекламораспространителем которой, является ИП Калачев И.Д., поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Не выдавать ИП Калачеву И.Д. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", в связи с добровольным устранением нарушения.
Производство по делу N 53/07-2017 в отношении ИП Хомяк А.В. прекратить, в связи с отсутствием в его действиях признаков нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30.10.2017.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 18 октября 2017 г. N 53/07-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2018